26 мая в «День предпринимателя» целый ряд общественных объединений объявил об акциях протеста, от митингов до забастовки. Так малый и средний российский бизнес намерен защищать свои права. Мы обратились к одному из организаторов акции протеста в столице, к нашему эксперту и рядовому предпринимателю с просьбой рассказать о своем отношении к бизнес-забастовке.
Предоставляем слово организатору митинга в Москве
Илья Хандриков, председатель Всероссийского движения «За честный рынок»
Бизнес выбрасывает белые простыни
- Илья Николаевич, Вы объявили 26 мая в «День предпринимателя» митинг.
- Да, целая группа предпринимательских организаций решила провести 26 числа в 12 часов на Пушкинской площади столицы митинг в защиту прав предпринимателей. Более того, мы получили разрешение на его проведение.
- Но Вы, безусловно, знаете, что еще одна группа организаций объявила в этот же день общероссийскую забастовку предпринимателей.
- Конечно, знаю. Идея забастовки в «День предпринимателя» возникла после введения вместо ЕСН страхового взноса в 34%. Ее провозгласил Иван Грачев, лидер партии предпринимательства - одного из общественных объединений предпринимателей.
А мы, как и в последние два года, наметили на этот день митинг. Мы вообще называем «День предпринимателя» днем защиты прав предпринимателей. Мы в этот день не празднуем и не пляшем от радости – мы пытаемся заявить власти, что права предпринимателей повсеместно нарушаются.
Когда мы узнали о заявлении Грачева, то встретились с ним и договорились о совместных действиях. Так что акции будут в этот день проходить по всей России, в том числе и в Москве.
- Я слышал о подготовке таких акций в ряде регионов.
- Вы знаете, у меня компьютер с трудом выдерживает тот объем обращений, которые мы получаем. Причем я должен сказать, что испуг наших функционеров, чиновников, представителей партии власти привел к попытке перехватить инициативу выступлений против 34-х процентов. Выступить против них сверху поручили ОПОРе России. Это не означает, что ОПОРА не поддерживает идею снижения страховых взносов.
Но вопрос заключается в другом: речь идет не только о том, чтобы провозгласить лозунг, заявленный Грачевым. Дано задание добиться, чтобы митинги ОПОРЫ прошли раньше других.
Правда, тут, видимо, столкнулись разные группы во власти. Одна, придумавшая игру на опережение, заявила митинг протеста на Горбатом мосту у Белого дома. Другая решила, что нельзя проводить таки мероприятия под окнами правительства. И митинг был перенесен на набережную Тараса Шевченко, куда никто из уважающих себя организаций протестовать не ходит. И вот там-то они будут доказывать, что они самые крутые защитники интересов предпринимательства.
Все это и печально, и смешно одновременно.
- Илья Николаевич, Вы знаете: только что ОПОРА опубликовала заявление, в котором сказано, что величина налогов не влияет на бизнес, поскольку предприниматели, все равно, платят не все налоги, а только те суммы, которые считают нужным заплатить.
- Да, на сегодняшний день отчисления уменьшились в два раза. И об этом правительство предупреждали.
Но ОПОРА последние годы всегда добивалась не уменьшения налогового бремени, а улучшения налогового администрирования. И это было согласовано со всеми инстанциями.
Мы же сказали и Ивану Грачеву: 34% - это лозунг, который все предприниматели поддерживают единогласно. Но не это – самая страшная вещь. Куда страшнее, когда без решения суда твой ларек берут и увозят в неизвестном направлении, хотя у тебя есть все права находиться на этом месте. Или вам звонят и говорят: до такого-то числа вы должны купить новый модуль за 350 тысяч рублей, а не купите – выметайтесь. Мы говорим не только о безумных налогах - это известно всем: международные эксперты утверждают, что наши налоги приводят к нецелесообразности занятия бизнесом (я имею в виду малый и средний бизнес). Мы говорим о том, что вся административная система настроена против предпринимателей.
- Илья Николаевич, я понимаю, что ваша организация выводит людей на митинг, но объявлена и забастовка. Забастовка хозяев предприятий – вещь странная: обычно бастуют наемные рабочие. Хозяева на забастовке, прежде всего, теряют деньги.
- Конечно, теряют. Но скажем о другом: социальная активность предпринимателей просто подавлена. И меня не удивляет вопрос: как может предприниматель бастовать.
Наши коллеги из общества купцов-промышленников провели исследование, которое показало, что сегодняшнее отношение власти к бизнесу соответствует временам до реформы 1861 года. У нас существует практически полная зависимость бизнеса от власти. Мы ворчим и ругаемся, когда считаем свои деньги…
- Понимаете, я имел в виду другое: выйти на митинг самому или с частью работников, чтобы заявить свой протест, - это одно. Но останавливать работу своей компании – другое. Одно дело, когда этого говорит депутат Госдумы Иван Грачев, другое – когда Иван Иванович, который живет сам и кормит семью с доходов крошечного предприятия.
- Ну, так мы и призываем остановиться на короткое время: в 11 часов вы прекращаете работу, в 12 приходите на митинг на Пушкинскую площадь, а сразу после митинга отправляетесь работать дальше. Речь о закрытии на весь день не идет. Можно вообще просто вывесить на своем ларьке нашу листовку или написать свои претензии.
Главное – власть, любая: федеральная, региональная, местная – должна видеть, что бизнес не может так дольше жить, что он консолидируется для защиты своих прав. На час, на два, на три – это уже не так важно. Помните, как в Италии выбрасывали белые простыни в знак протеста? Вот и у нас надо показать – бизнес выбрасывает белые простыни. Он не может жить дальше так, как сейчас. И это – самое важное.
(Полностью беседа с Ильей Хандриковым будет опубликована на нашем сайте в ближайшее время)
Беседовал Владимир Володин