Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Интервью директора Департамента развития конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации А.А. Пироженко «Термометр для бизнеса»

Руководитель департамента Александр Пироженко ответил на вопросы о результатах, которые ждут от исследования конкурентной среды и делового климата в регионах России:

- Когда можно ждать результатов рейтинга?

- В этом году мы работаем над подготовкой рейтинга регионов по степени интенсивности конкуренции. Это непростая задача, так как «конкуренция» - это не просто некое абстрактное понятие, не фетиш и не мантра. Конкуренции самой по себе не бывает. Есть конкретная ситуация на рынке телекоммуникаций, ЖКХ, здравоохранения и т.д.

Поэтому в основу нашей методики оценки конкуренции в регионах лег опрос предпринимателей и экспертов, то, как сами участники процесса оценивают интенсивность конкуренции на своем рынке. Разработка методики велась почти год. За это время были организованы ее публичные обсуждения, привлечен широкий круг экспертов в области экономики, конкуренции и экономической социологии.

Первые результаты рейтинга мы должны получить уже в мае. Такие исследования в регионах будут проводиться регулярно.

- В этом году бизнес-климат оценят и по методике Всемирного банка. Что будет оцениваться?

- Да, это еще одно направление нашей работы по изучению бизнес-климата в регионах. Уже к концу года мы планируем получить результаты углубленного изучения условий ведения бизнеса в 30 российских регионах. Это первое такое масштабное исследование в регионах, проведенное по международной методологии. Работа финансируется из федерального и региональных бюджетов. Исследование будет проведено по четырем показателям: «создание компаний», «получение разрешений на строительство», «регистрация собственности», «подключение к электрическим сетям». По всем показателям оцениваются издержки на оформление необходимых документов и количество дней для прохождения процедур. В итоге мы должны выяснить, в каком регионе бизнесмену обойдется дешевле и быстрее выполнить задуманное.

Всемирный банк в 2009 году проводил подобное исследование по простоте ведения предпринимательской деятельности. Тогда было охвачено 10 российских городов: Казань, Тверь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Томск, Иркутск, Пермь, Санкт-Петербург, Воронеж, Москва. В результате оказалось, что по условиям ведения бизнеса Москва - на последнем месте. Проще всего предприниматели себя чувствовали в Казани.

Второй раунд планирует охватить до 30 субъектов РФ. Среди них - Кемеровская, Волгоградская, Свердловская, Калининградская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Самарская, Ульяновская, Ярославская, Ростовская, Калужская, Томская, Воронежская области, Ставропольский, Хабаровский, Пермский, Приморский края, Республики Саха (Якутия), Татарстан, Карелия, Мордовия и др.

Надеюсь, что рейтинг, который мы подготовим совместно со Всемирным банком, поднимет репутацию российских регионов на международном рынке. Благодаря этому исследованию появится возможность сравнить бизнес-климат в субъектах России с другими странами. На самом деле страна у нас большая и ситуация в регионах разная, но подобные исследования, я думаю, стимулируют конкуренцию уже между регионами, обмен опытом и лучшими практиками.

По результатам исследования будет составлен рейтинг субъектов Российской Федерации и подготовлены рекомендации по улучшению предпринимательского климата в каждом регионе-участнике.

Параллельно будет проведено еще одно исследование: по методике BEEPS (Business Environment and Enterprise Performance Survey - обследование деловой среды и результатов деятельности предприятий), которое также охватит 30 регионов. По этому проекту пока ведутся переговоры, он будет финансироваться Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В результате получим рейтинг, основанный на оценках самих предпринимателей.

Мы рассчитываем проводить ежегодные исследования по всем трем методикам. Это необходимо для стимулирования регионов по улучшению делового климата на своей территории. А для этого им важно видеть, на каком уровне по ведению бизнеса они находятся относительно других субъектов РФ.

- Лучшие регионы, занявшие первые места в рейтинге, будут как-то поощряться?

- Да. В настоящий момент решается вопрос о том, что субъектам, достигшим лучших результатов в создании благоприятной бизнес-среды, будет выделено финансирование из специального фонда по поддержке инвестиционного климата. При распределении средств из этого фонда будут учитываться и достижения регионов по всем нашим рейтингам.

- А что с региональными программами по развитию конкуренции. Они работают?

- К сожалению, мы так и не дождались от большинства регионов активности в разработке региональных программ и не удовлетворены работой субъектов РФ по улучшению конкуренции на территориях. Программы составляются формально. Отчеты, которые направляются в наше министерство, составляются для галочки - лишь бы отвязались. Складывается впечатление, что власти на местах слабо представляют, какие меры необходимы для развития конкуренции на их территории. Свежий пример: на въезде в одну из областей установили кордон, где проверяется качество завозимой продукции. Такого допускать нельзя, если только это не делается для соблюдения карантинного режима.

- А как же поддержка местного производителя?

- Никто не запрещает поддерживать своих. Можно, например, вести у себя пропаганду, агитировать: "Покупайте только местное" Но подобная поддержка недопустима путем выстраивания барьеров для других.

 

Источник: http://www.iip.ru/professional-opinion/intervyu-direktora-departamenta-razvitiya-konkurencii-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federacii-aa-pirojenko--termometr-dlya-biznesa/


Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости