Более 60% россиян не верят, что способны открыть свое дело, и не испытывают доверия к инновациям. Таковы данные исследования компании GlobeScan.
Исследование проводилось в 24 странах мира, в ходе его было опрошено около 25 тыс. человек. Россия оказалась одной из самых недоверчивых по отношению к предпринимательству и инновациям государств. Так, если в Индонезии, США и Китае инновации и креативность ценят до 85% респондентов, то у нас — лишь 26%. Это предпоследнее место в рейтинге. Последнее заняла Турция с показателем 24%. Уверены в необходимости инноваций лишь 5% опрошенных россиян.
Бизнесом россияне заниматься тоже не хотят. Согласно данным этого же опроса, 61% респондентов в нашей стране негативно относится к перспективе открыть собственное дело.
Самая распространенная причина такого отношения — мнение, что в нашей стране трудно открыть свое дело. Так думают 74% опрошенных. Признаться в том, что когда-либо вообще обдумывали идею о создании собственного бизнеса (пусть и не воплотившуюся), рискнули лишь 27% российских респондентов. А в то, что хорошая бизнес-идея способна принести успех, верят лишь 23% россиян.
Казалось бы, дело хозяйское: не хотите начинать собственное дело — не надо. Однако негативное отношение распространяется и на тех, кто свой бизнес уже открыл.
Так, согласно исследованию, проведенному Аналитическим центром Юрия Левады, основными качествами бизнесмена в России считают жажду наживы (51% опрошенных) и склонность к жульничеству и махинациям (41%). Интересно, что среди людей, присоединившихся к этой точке зрения были и предприниматели.
Почему же в Индонезии, Нигерии, Уганде и Китае в инновации и честный бизнес верят, а у нас — нет? Этот вопрос ДЕЛА.ru адресовали экспертам.
Николай Колпаков
Директор Красноярского инновационно-технического бизнес-инкубатора
Процент людей, негативно относящихся к бизнесу в целом и к предпринимателям в частности, высок лишь на первый взгляд. Если сейчас более 60% не хотят открывать свое дело, а более 50% не верят в порядочность предпринимателей, то лет десять назад тех и других было процентов девяносто.
Это вполне объяснимо: мы резко перескочили из плановой экономики в рыночную, и потому неприятие бизнеса — это, по большей части, страх перед неизвестностью, непонимание некоторых вещей, очевидных для всего остального мира.
Думаю, что отношение к предпринимателям и предпринимательству со временем все же будет меняться, да это и неизбежно: сейчас страна должна сделать ставку именно на бизнес. А в том, чтобы это произошло быстрее, и СМИ должны поучаствовать. Необходимы истории успеха конкретных предпринимателей, нужно объяснять людям, что бизнес — это хорошо и не страшно. Тогда все наладится.
Куприян Злыгостев
Генеральный директор ООО «Торговое предприятие «Дом Куприяна»
Эти цифры вполне объяснимы. Сейчас бизнес поставлен перед выбором: работать прозрачно (а для некоторых предприятий вопрос стоит еще более остро — работать ли вообще) или уходить в тень. Причина — высокие налоги, повышение всех мыслимых платежей, нескончаемые проверки, долгое оформление бумаг.
Уж, казалось бы, наше предприятие имеет долгую историю, мы всегда работали по-белому, обеспечивали сотрудникам все социальные гарантии, студентам торгового института выплачивали стипендию «Дома Куприяна» — могли себе позволить. А сейчас сдаем несколько своих помещений в аренду, чтобы сохранить все это на прежнем уровне.
Бизнесу нужна поддержка государства, создание благоприятных условий для работы. А если этого не будет, то останется и страх перед предпринимательством, и негативное отношение к бизнесменам — не все ведь понимают, что их действия зачастую оказываются вынужденными, спровоцированными теми условиями, в которых мы сейчас живем и работаем.
Александр Лыткин
Директор по развитию Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края
Да, действительно, у нас в стране сейчас не слишком благоприятный климат для развития бизнеса: высокие налоги и т.д. и т.п. — об этом все знают.
Однако есть еще один момент, который часто остается без внимания. Бизнес — это великий труд. Причем ежедневный. Предприниматель, каковы бы ни были его специальность, образование, опыт, каждый день должен учиться чему-то новому, применять самостоятельно новые подходы, осваивать новые навыки. А это не каждый осилит.
Есть ведь и такая статистика, согласно которой к ведению собственного бизнеса способности имеют лишь 5% населения. У остальных 95%, видимо, сложилось представление, что бизнес — это легкие деньги, а ведь на самом деле это далеко не так. Но не все в нашей стране это понимают. И не все готовы ежедневно выкладываться по полной. Думаю, это одна из причин именно таких результатов опроса.
Источник: http://www.dela.ru/news/rossiayane-ne-hotyat-otkrivat-delo/