Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес по собственному хотению

Кризис высшего образования породил моду на быстрые формы обучения: мастер-классы, экскурсии и лекции. Мастер-классы охотно посещают, потому что “хочется”, их темы актуальны и оригинальны, а преподаватели дружелюбны и открыты к диалогу. Спрос на развлекательное образование становится все выше. О том, можно ли на этом построить бизнес, рассказывает основатель компании Kleveros Саша Якубов.
Работа для души

Офис Kleveros - это уютная квартира, стены которой выкрашены в розовые и оранжевые цвета. По стенам развешены флаеры, приглашения и афиши прошедших мероприятий, на кухне кипит чайник, в окно светит солнышко. Саша Якубов сидит передо мной в расстегнутой до груди фиолетовой толстовке и улыбается. Здесь его мир, и все вокруг - дело его рук. Эта квартира не только офис, но и его дом: личная жизнь и бизнес, развлечение и работа уже давно стали для него неразделимы. Именно этого он и хотел, когда начинал свое дело.

Еще два года назад он работал директором по развитию в консалтинговой фирме, место было хорошее, платили достаточно, за окном бушевал кризис. Уходить с работы в такое время казалось безумием, но Саше стало невыносимо то, чем он занимается, его злила невозможность изменить что-либо через свою деятельность. В 2009 году он вместе со своим другом Сергеем Зайцевым уволились с работы и решили, что отныне будут заниматься только тем, что любят: творчеством, саморазвитием и познанием мира. “Теперь мне каждый день в голову приходит какая-нибудь идея. Если мне что-то не нравится, я придумываю как это можно улучшить, а затем превратить в бизнес. Практически любое изменение, которое ты хочешь привнести в мир, может стать предпринимательской деятельностью”, - уверен он.

Бизнес без инвестиций

Они сразу поняли, что у них будет много разноплановых проектов и одна управляющая компания Kleveros, главной функцией которой станет привлечение инвестиций. Искать инвесторов поехали на форум “Селигер”, написали бизнес-план проекта, участвовали во всех мероприятиях, но уехали разочарованные. “Оказалось, что Селигер не предназначен для того, чтобы искать инвесторов. Мы вернулись без денег, и решили, что пока обойдемся без них, потому что главный капитал компании - это сами люди, их энтузиазм, энергия и идеи”. С инвестициями у компании пока не ладится, не только потому, что инвесторам более интересны интернет-проекты, но и потому что ребята не хотят тратить на поиски драгоценное время. Саша считает, что это вопрос альтернативы: либо ты вкладываешь все силы в поиски, разговоры и составление бизнес-планов, либо непосредственно занимаешься своим бизнесом. Если у них появляется идея, они не могут себе позволить потратить полгода на поиски денег для ее реализации, и делают, все что позволяют им ресурсы. Сейчас компания реинвестирует всю свою прибыль в новые проекты.

За это время они стали большими профессионалами в создании бизнеса без денег. В проектах задействовано большое количество человек: есть костяк команды и есть множество сочувствующих, которые временно включаются в работу на бескорыстной основе. Саша часто слышит: ”Мне нравится то, что вы делаете, но я не готов уволиться со своей работы, так что просто помогу вам, чем могу”. Даже если они не помогают в организации мероприятий, они способствуют продвижению. За два года вокруг Kleveros сформировалась большая аудитория поклонников, которые рассказывают о новых мероприятиях своим друзьям. Постоянная нехватка ресурсов научила предпринимателей быть очень гибкими и доверять интуиции. “Есть две модели поведения в бизнесе: стратегический подход и оппортунистический. Мы для себя выбрали второй: без долгосрочного планирования, без сложных экспертиз и проверок. Мы верим в “эффект бабочки”, непредсказуемость будущего. Мы делаем шаг, осматриваемся по сторонам, и исходя из того, что видим, делаем следующий шаг”.

Новая ниша в соцпредпринимательстве

Идей и попыток за два года было много, из них осталось 4 действующих проекта. Работая над первым из них - “Туропромом” - они задались целью создать на российском рынке нишу промышленного туризма, и, превратив ее в полноценную индустрию, занять в ней лидирующую позицию. По их мнению, создание новой ниши - один из немногих способов для начинающих предпринимателей пробиться вперед. Саша по образованию инженер и всегда интересовался устройством вещей, механикой производства. Он заметил, что в России полностью отсутствует традиция проведения образовательных экскурсий на заводах и фабриках. За два года работы туропромовцы добились того, что о промышленном туризме заговорили, а сами предприятия стали более открытыми к сотрудничеству. Сейчас они проводят экскурсии в самых неожиданных местах, начиная с коньячного завода и заканчивая Курской АЭС. Естественно, ходят, в основном, дети.

Именно на интересах школьников решили сосредоточиться предприниматели, взяв на себя функцию заботы об их будущем. Для этого они развивают профориентационные программы. На самом деле, этим должен заниматься специальный отдел в Департаменте образования г. Москвы, но делает он это настолько плохо, что школы предпочитают их бесплатным вариантам - платное предложение Туропрома. Таким образом предприниматели решают социальную проблему, с которой не справляется государственная структура, при помощи бизнеса. Для Саши Якубова серьезность этой проблемы очевидна: “Когда я учился в школе, мои знания относительно взрослой профессиональной деятельности были минимальными. Не было человека, который мог бы рассказать мне о сути профессии. В результате мой выбор института был не совсем осмысленным. Своими экскурсиями, бизнес-играми, развивающими программами мы стараемся расширить кругозор подростков в этих вопросах, так чтобы они могли более осознанно выбрать свое место в жизни”.

В команде “Туропрома” работает 8 менеджеров, у каждого из которых свой округ Москвы. Они последовательно обходят школы, разговаривают сначала с завучем, потом с директором. В данном случае работает только метод прямых продаж, энергия и “горящие глаза”. Простые безликие рассылки не действуют, через сайт клиенты тоже приходят крайне редко. Во время личной беседы менеджер объясняет, почему Туропром может взять на себя обязательства по дополнительному развитию детей. Разговор этот очень сложный и тонкий, поэтому команда каждую неделю участвует в тренингах по подготовке, учится методикам эффективных продаж.

Бизнес по собственному хотению

Источником вдохновения для создания проекта “Культурос” стало желание клеверосов заниматься творчеством, делая что-нибудь своими руками. Первоначальная идея заключалась в постройке Деревни мастеров в Подмосковье, в которой любой желающий мог освоить ремесло в аутентичной атмосфере. Для столь масштабного проекта требовались крупные инвестиции, а пока их не было, предприниматели решили развивать бренд самостоятельно, создавая “нишу культурной тематики”. Они проводят различные мастер-классы, ярмарки, фестивали, посвященные хэнд-мэйду, ремесленничеству и промыслам.

Проект “Блаблаклуб” появился тогда, когда Саша, по его словам, уже неизлечимо заболел предпринимательским вирусом. Он хотел выучить английский язык, нашел преподавателя из Нью-Йорка, но, оказалось, что время его занятий Саше не подходило. Тогда он предложил репетитору создать собственный клуб. Предприниматель взял на себя обязательство собрать аудиторию, найти место проведения, а взамен получал занятия, проходившие по удобному для него расписанию. Затем к проекту присоединилась команда и диапазон мероприятий расширился: в клубе начали играть в мафию, проводить караоке-битвы, барабанные вечеринки, мастер-классы по мотивации. Деятельность “Блаблаклуба” сложно описать, потому что она ничем не ограничена. Саша говорит, что все, что ему нужно для жизни, он получает через свои компании. Любая идея и желание быстро превращаются в бизнес.

Бизнес про суть жизни

Последний проект “Выживи” пока что окутан тайной. Известно, что он будет связан с выживанием в критических условиях. Тестирование программ проходит в бункерах, пещерах, лесах. Условия очень жесткие, из 15 участников до конца доходят 4. В качестве советников и сопровождающих работают сотрудники МЧС, профессиональные психологи, военные. То, что придется делать участникам, не похоже на стандартные безопасные туристические приключения: “Никакого внешнего геройства здесь не будет, только внутренняя работа, развитие силы воли и адаптивности”.

Саша рад, что у него появился шанс поработать с брутальным брендом, он немного соскучился по провокациям. Этот проект для него особенно важен, потому что четко выражает его позицию: почему он делает именно то, что делает, почему столь многие хотят к этому приобщиться? “Отойдя от базовых основ существования, люди потеряли ориентиры, чувствуют себя несчастными и не видят смысла в жизни. Многие из них находятся в постоянном поиске, ищут новые возможности, пути развития и самосовершенствования. Большинство не может справиться с этим самостоятельно, и поэтому начинают посещают различные тренинги и готовы за это платить”. Проект “Выживи” наглядно показывает, насколько сильно в подобных проектах переплетены игра и реальная жизнь. Kleveros строят бизнес, ориентируясь на собственные жизненные потребности, в этой субъективности и заложена основная часть их успеха.


Источник: Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наташа Прокина, http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=25209

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости