Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев, заместитель директора ОАО «Межрегиональный аналитический центр». Государство действует ситуативно. Часть первая

Резкое повышение, а затем не состоявшееся столь же резкое понижение ставки ЕСН, трансформированного в обязательные страховые выплаты, оказались в центре внимания бизнес-сообщества. Стали они и одной из наиболее актуальных тем для обсуждения. С просьбой прокомментировать данную ситуацию мы обратились к Юрию Симачеву.

- Юрий Вячеславович, у нас сейчас хит сезона – повышение ставки ЕСН, преобразованного в обязательные страховые взносы, и реакция на это сначала бизнес-сообщества, затем президента. И вот теперь обсуждается решение об исправлении последствий этой меры. Скажем прямо, реакция отечественного бизнеса на повышение ставки страховых взносов оказалась вполне предсказуемой: он побежал в основном в тень, а кто смог – за кордон. Президент тоже оказался недоволен тем, что произошло. А вот правительство старается всеми силами не отступать. Как Вы можете прокомментировать ситуацию, которая в течение более полугода будоражит значительную часть бизнес-сообщества?

- Меня эта ситуация тоже не приводит в восторг. И никаких положительных эмоций она не вызывает. Правда, я смотрю на нее несколько иначе, чем пишут в наших СМИ.

Самое главное – у меня не складывается впечатления, что государство в этой истории действовало последовательно и системно. Когда еще только-только предлагалась эта реформа, связанная с заменой ЕСН на страховые взносы, множество экспертов говорило, что это – очень странное и не совсем правильное решение. Звучали призывы вспомнить, что в свое время наоборот переходили у системе ЕСН – зачем это делали? Но такие мнения услышаны не были. Проект поступил в Государственную Думу, и там, если посмотреть заключение профильного комитета, было записано, что это приведет к резкому росту нагрузки на бизнес, что в крайне сложном положении окажется малый бизнес, что резко усилится риск теневого оборота.

- Одним словом был дан точный прогноз.

- Да. Но, тем не менее, закон был принят именно в таком виде. И в последний момент, как всегда, была включена система каких-то компенсационных мер: давайте облегчим жизнь малому бизнесу в каких-то особых экономических зонах.

Причем все эти решения принимались ближе к концу года. А потом пошли решения о переходных сроках.

В итоге у меня возникает ощущение какой-то сумятицы. Причем сумятицы уже с первоначальным подходом ко всей этой теме, когда мы видели только одну проблему, связанную с недостатком средств в Пенсионном фонде и решением вполне определенных социальных задач. После этого ситуативно было принято решение, которое затем начинает как-то компенсироваться с помощью дальнейших, тоже чисто ситуативных мер. И во всем проявлялась именно эта ситуативность, когда одни проблемы решаются за счет создания других. Вот это не нравится мне больше всего.

Надо сказать, что это – яркий пример отсутствия внятной линии по вопросам и снижения, и повышения налоговой нагрузки вообще – исключительная ситуативность действий. Задайте вопрос тем, кто отвечает за модернизацию, за инновации: какие меры налоговой политики вы считаете приоритетными? Назовите три важнейших.

- Не назовут.

- В том-то и дело! Все делается чисто ситуативно: вот возникла возможность – сделали. А повестки внятной нет.

Причем, на самом деле, такой повестки нет и у Минфина. Есть общая логика: налоговая система должна быть достаточно консервативной. А четкой долгосрочной программы нет. Что должно происходить с налоговой системой? В какую сторону она должна трансформироваться? Только сейчас стали немного вырисовываться контуры модернизации налоговой системы, некая среднесрочная и долгосрочная перспектива. Но все это еще очень условно, и у меня есть ощущение, что в любой момент эта едва проявившаяся повестка может быть пересмотрена. И с этим связаны мои основные сомнения.

- Юрий Вячеславович, вот Вы говорите о повышении ставки ЕСН: эксперты предупреждали, профильный комитет Госдумы высказывал претензии. А кто же это все-таки продавил?

- Я не знаю, кто продавил этот закон. На самом деле, по поводу ставок по социальным взносам высказывался и Шаталов. То есть даже представители Минфина говорили, что в рамках конкуренции с Казахстаном, где налоги ниже… Вопрос в оценке масштабов это тоже всегда важно: не весь бизнес может уйти в тень. Далеко не весь бизнес может переместиться в другие сферы. Какое-то перемещение бизнеса в другие юрисдикции происходило и раньше, так что связывать его только с повышением ставки ЕСН неправильно. Его скорее можно связать с повышением, с одной стороны, мобильности бизнеса, его лучшей информированности. А с другой стороны, - с сохранением недостаточно благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в России.

Это – опять же проблемы инвестиционного климата.

- Да, безусловно.

- Мы о них с определенной регулярностью говорим, но, как только дело касается институтов, а инвестиционный климат – это, прежде всего, институты, сразу оказывается, что предстоит очень затратная и неблагодарная работа. И такая работа всегда остается «на потом», потому что там даже самые мелкие решения должны продавливаться – осуществляться при высоком уровне политической поддержки, с постоянными проверками и перепроверками, что же сделано и что в результате получилось. Там нет простых решений, дающих моментальный эффект.

При этом, когда разговариваю с коллегами, ощущение такое, что переход с ЕСН на страховые взносы вообще никто не предлагал. А когда вопрос обсуждался, все считали, что это не совсем правильно.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости