Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес не оставят без поддержки

В среднесрочной перспективе Минэкономразвития РФ планирует усиленно развивать лизинг, поддержку экспортоориентированных предприятий и интернет-общение с муниципалитетами. О планах федерального ведомства директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Наталья Ларионова рассказала на встрече с представителями муниципальной власти, прошедшей в рамках конференции «Бизнес-Успех 2011» в Краснодаре.

Основная цель расширения господдержки лизинга, преследуемая федеральным правительством, - стимулирование рынка и предпринимательской активности. По мнению Минэкономразвития, федеральные, региональные и муниципальные программы господдержки должны стимулировать, а не подменять рынок. А именно это сейчас и происходит, если говорить о действующих программах по субсидированию кредитной процентной ставки и субсидировании приобретения оборудования. «Лизинговый рынок в России развит слабо, - вынуждена констатировать Наталья Ларионова. – Его оборот составляет 100 млрд рублей в год, и, в основном, это лизинг легковых автомобилей». При этом Наталья Игоревна подчеркивает, что задача государства не создавать лизинговые госструктуры, а сформировать предпринимателям стимулы для работы с лизинговыми компаниями. Поэтому господдержка по лизингу будет долгосрочным приоритетом федеральной программы.

Наталья Ларионова рассказала, почему впали в немилость такие формы поддержки, как субсидирование процентных ставок по кредитам. Во-первых, субсидирование процентной ставки не поддерживается финансированием из федерального бюджета. В Минэкономе уверены, что этот механизм себя не оправдал. «Только за прошлый год объем кредитования малых и средних компаний составил 5 трлн рублей, - рассказывает Наталья Ларионова. – Понятно, что ни у федерального, ни у региональных бюджетов нет таких средств, чтобы охватить субсидиями даже 1% данных кредитов. Этот механизм охватывает минимальное количество предпринимателей и не стимулирует их к получению новых кредитов. Отказ от субсидирования процентной ставки на федеральном уровне обусловлен тем, что мы считаем более эффективным механизм лизинга и гарантийных фондов».

Гарантийные фонды в ближайшем будущем будут переориентированы на взаимодействие с производственными компаниями, предприятиями по оказанию бытовых услуг, строительными и научными организациями, а также компаниями гостинично-ресторанного комплекса. Минэконом рассчитывает, что гарантийные фонды (за счет расширения) смогут охватить около 10% регионального кредитования.

Еще одним безусловным приоритетом в программе поддержки малого и среднего предпринимательства станет развитие мобильных консультационных центров, проект, реализуемый Минэконоразвития совместно с некоммерческой организацией «ОПОРА ДРУЖБЫ». По словам Натальи Ларионовой, сегодня основной акцент делается на развитии муниципальных центров поддержки. Однако оборудование таких центров требует больших материальных и временных затрат, в то время как эффективность таких объектов инфраструктуры вызывает обоснованные сомнения. Мобильные центры будут обладать необходимыми ресурсами для оказания информационно-консультационной поддержки МСП. Предпринимателям помогут выбрать оптимальный механизм финансирования, предоставят бухгалтерский и юридический консалтинг, а также предложат готовые варианты бизнес-решений. Пока проект идет с трудом, отмечает Наталья Ларионова. Но по мнению Минэконома, мобильные центры – именно то направление, куда стоит вкладывать бюджетные средства. Подробнее о проекте можно узнать на сайте www.opora-druzhba.ru.  

Поддержка экспорта

Совсем свежее направление господдержки, стартовавшее в прошлом году, - поддержка экспортоориентированных предприятий. Когда направление начало набирать обороты, региональные власти озадачились составлением реестров предприятий-экспортеров и были крайне удивлены. До сих пор считалось, что малые предприятия вовсе не присутствуют на внешних рынках. Если крупных экспортеров знают в лицо и по именам, то сказать, сколько «малышей» осуществляют внешнюю торговлю, власти не могут. «Во многих регионах думали, что у них экспортом занимаются компаний по 20, - рассказывает Наталья Ларионова. – А когда подсчитали, оказалось что таких компаний в регионе может насчитываться от 1,5 до 2 тысяч».

Между тем для никому не известных экспортеров существует целый (и такой же малоизвестный) комплекс мер поддержки. Например, федеральное правительство предоставляет гранты в размере 500 тысяч рублей по факту первой сделки. То есть полмиллиона государственных рублей может получить предприниматель, заключивший первый в жизни компании экспортный контракт. При этом государству не важно, что именно экспортирует предприниматель: главное – факт первой сделки. Другое направление господдержки будет интересно для средних компаний, поскольку оно связано с защитой интеллектуальной собственности за рубежом, разработкой дизайн-решений торговой марки. Если компания разрабатывает дизайн-решения, то государство готово предоставить следующие инструменты поддержки: средства на разработку торговой марки, защита ее за рубежом, оплата услуг юриста по защите торговой марки. Кроме этого за счет федерального бюджета осуществляется субсидирование процентных ставок, софинансирование участия в международных выставках.

Минэкономразвития вынужден обращаться к муниципальным властям с просьбой о взаимодействии и сотрудничестве в информировании предпринимателей о программе, поскольку уровень знания о мероприятиях крайне низок. По оценкам ОПОРЫ РОССИИ, о государственной поддержке экспорта знают 10% предпринимателей в регионах и до 7% - в муниципалитетах.

Интернет в помощь

Наталья Ларионова напомнила о возможностях, которые Минэконоразвития предоставляет регионам в области Интернета: ведомство предоставляет бесплатное портальное решение для создания местных сайтов по поддержке малого и среднего бизнеса. За основу взят федеральный портал поддержки малого и среднего предпринимательства www.smb.gov.ru.  Его уникальность заключается в том, что технологически он объединяет порталы всех 83 регионов, на нем аккумулируется вся информация, начиная от новостных блоков и реестров получателей господдержки. Минэконоразвития планирует развивать его в сторону портала предоставления госуслуг.

Муниципальным чиновникам было рекомендовано взять механизм интернет-портала на вооружение по нескольким причинам. Во-первых, это удобно, эффективно и выгодно. Во-вторых, ведомство Эльвиры Набиуллиной уже перешло на электронное взаимодействие с региональными органами власти: заявки, соглашения, отчеты предоставляются в министерство в электронной форме. В этом году в трех регионах такое же решение будет запущено для предпринимателей, которые хотят претендовать на господдержку. Для этого необходимо, чтобы предприниматель получил электронно-цифровую подпись и смог направить все документы по электронной почте. В дальнейшем интернет-взаимодействие будем развиваться на региональном и муниципальном уровнях. «Начать надо с малого, надо научиться работать с порталом, - советует Наталья Ларионова. - Но учитывайте, что через 2-3 года мы отойдем от бумажного взаимодействия и между собой, и с предпринимателями».


Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=27191

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости