- Александр Юльевич, сейчас бытует устойчивое мнение, что американцы постараются преодолеть новый виток кризиса за счет других стран.
- Вполне возможно. Судя по некоторым симптомам, Соединенные Штаты в данной ситуации, исходя из своих геополитических целей и интересов, могут попытаться вместе с дружественными им арабскими режимами, как это было в середине 80-х годов, резко обвалить цену на нефть. Хотя бы для того, чтобы сделать хуже Ирану.
Я не знаю, насколько хуже они сделают Ирану…
- Но уж нам-то точно.
- В том-то и дело. Российская экономика начнет (как бы это помягче выразить) испытывать ситуацию довольно острого бюджетного дефицита. Примерно так, как было в начале и середине 90-х годов. Особенно, если наши власти не откажутся от безумных проектов с закачкой в них больших государственных денег. Это уже ясно. И понятно, что хотят наши политические руководители или не хотят, очень скоро им придется отказаться от ряда национальных проектов, от переноса столицы, создания международных финансовых центров и прочих интересных забав. Возможно, даже от чемпионата мира по футболу и так далее.
Да, будут экономить.
Что в такой ситуации может произойти?
К сожалению, будет так, как говорил поручик Дуб в бессмертном романе Ярослава Гашека: вы знали меня с хорошей стороны, теперь узнаете с плохой. И постольку – поскольку по-хорошему наше государство, увы, не понимает, что нужно дать некоторый простор развитию альтернативных игроков в экономике, ему это придется понимать по-плохому. Во всяком случае, на уровне политической государственной воли будет провозглашен курс на «экономное государство». Оно будет по возможности уходить от новых обязательств и решительно резать те обязательства, которые уже на себя взяло.
- Мне хочется привести одну большую цитату из статьи известного человека, где высказан достаточно распространенный либеральный взгляд на происходящее:
«За последний год, в течение которого Россия якобы выходит из кризиса, наметилась устойчивая тенденция к лавинообразному росту импорта. Так за январь-май 2011 года ввоз в страну увеличился на 48,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года, в то время как экспорт стал больше всего на 28,5%. Причем этот рост был обеспечен в основном за счет сырой нефти (+29,3%) и природного газа (+35,9%), а это почти половина всей стоимости экспорта страны. Если такой перекос будет и дальше продолжаться (а страна всё больше зависит от производства сырья), то через несколько лет мы рискуем получить уже негативное сальдо торгового баланса (когда импорт превышает экспорт). А это означает, что наше благосостояние в еще большей степени будет зависеть от цен на нефть и газ.
Но уже сейчас есть тревожащий факт: дорожающие доллар и евро – это рост цен на импортные товары, во многом за счет которых мы с вами живем. Зайдите в любой магазин и посмотрите: я никак не могу понять, почему, например, у нас продается китайский чеснок или израильская морковка, а также польские ночные горшки для детей. Климат, что ли, неблагоприятный, и своей пластмассы уже нет?
Дешевый рубль, если бы Россия была страной с разнообразной экономикой, был бы благом (посмотрите на тот же Китай) и для насыщения нашего внутреннего спроса, и для отечественного экспорта. Но этого нет: доля в нашем экспорте машин, оборудования и транспортных средств – всего 5%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 1,3%, о потребительских товарах статистика вообще умалчивает.
Вывод: если продолжится тенденция удешевления рубля (а об этом, как о необходимом шаге после выборов 2012 года, говорят и наши финансовые власти), то мы получим дополнительный импульс роста потребительских цен, что, как известно, наносит самый большой ущерб уровню жизни средне- и малообеспеченных семей».
Гонтмахер http://www.ej.ru/?a=note&id=11246
- Все это, Вы понимаете, мы говорим о государстве. А есть еще один важный фактор – это отдельные государственные чиновники. Они хотят кушать три раза в день и не абы что, а бутерброды с паюсной икрой. Они привыкли к тому, что сложившаяся в 2000-е годы при расцвете госзакупок и госзаказа система распилов и откатов давала им такую возможность. И жить они хотят не просто в какой-нибудь Жуковке, но иметь недвижимость в странах с более теплым и мягким климатом. Так что в этом случае общегосударственные интересы и политическая воля могут прийти в противоречие с интересами обширной и сплоченной касты государственных служащих.
А далее встает принципиальный вопрос, ответа на который пока нет. Если к тому времени в силу каких-то внешних обстоятельств, в силу появления какого-то харизматического лидера или даже нескольких лидеров в рамках предпринимательского сообщества выделится и структурируется группа интересов, связанная с действительно инновационным бизнесом – это одна ситуация. Кто может в такую группу войти? Это – немногочисленные у нас пока «газели», представляющие средний бизнес. Это – некоторая часть малого бизнеса.
Если им удастся сформулировать повестку дня, которую поддержат другие группы гражданского общества, то тогда, возможно, люди, находящиеся на вершине государственной пирамиды, смогут выйти из зависимости от армии чиновников и опереться на общественный договор с этими группами. Если же этого не произойдет, возможны разные варианты.
Так возможен вариант изменения политической точки зрения на ту, что нужно дать развиваться частному предпринимательству. Правда, боюсь, что, хотя такой лозунг и будет сохраняться, ничего в этом направлении делаться не будет.
Возможна ситуация, когда государственно-политическое руководство будет пытаться эту линию проводить, но чиновники будут ее нагло саботировать, как они делали это до сих пор. Так что тут могут быть разные варианты.
- А такой вариант, как борьба верхнего эшелона власти с нижним и средним этажами пирамиды, Вы не рассматриваете?
- Чтобы вести такую борьбу, необходимо на какую-то силу опираться.
- Разумеется.
- Поэтому я и говорил о том, что такая сила должна сложиться.
- То есть Вы считаете, что сейчас такой силы просто не видно.
- Да, я ее не вижу. У нас есть определенные зародыши гражданского общества типа «Города без наркотиков», движения «Архнадзор», каких-то еще инициатив.
- Движения «За честный рынок» и так далее.
- Да, какие-нибудь, например, «Синие ведерки». Однако, скажем прямо, они решают важные, но частные задачи. Значит должна появиться какая-то группа, которая может стать локомотивом. Она сможет выражать запросы и интересы уже оформившихся групп и будет ими поддержана.
И вот если такая группа появится, то тогда высшему политическому руководству удастся на кого-то опереться, чтобы поджать хвосты чиновникам.
Если этого не произойдет, то, скорее всего, будет происходить то, что неоднократно имело место в российской истории, начиная со времен государя Александра Второго. То есть ситуация, когда государь должен решать задачу реформирования государственного аппарата руками самих чиновников.
- Скажем честно: Александру Второму это наполовину удалось.
- Да, именно наполовину, с соответствующими результатами и последствиями.
- Последний мой вопрос будет связан с еще одной больной темой, о которой очень много говорят. И начну я опять с цитаты.
«Поздно пить «Боржом», когда почки отвалились. Вот, на самом деле страдают те всегда, кто после вот таких потрясений бежит срочно от чего-то избавляться и что-то на что-то менять. Дорогие мои, уже те, кто имел информацию, те, кто знал, те, кто анализировал, всё на вас заработали. 3 триллиона денег, это примерно валовый продукт Франции, потеряно как минимум. Биржевые спекулянты всё отработали. Вот, сколько раз твердили мири, я всё время говорю – вы не сидите на бирже, вы узнаёте новости последними, вы этот момент, бежать что-то делать, уже поздно, вы только проиграете. За последние 20 лет я всё время встречал людей, которые, вот, когда начинаются дикие колебания курса, срочно бегут менять, меняют по невыгодному курсу, и теряют огромные деньги. Посмотрите, что было вчера и посмотрите, что сегодня. Играть в азартные игры с Центральным банком Российской Федерации бессмысленно. Денег у него немножко больше, чем у вас, у него больше денег, чем у всей страны, вместе взятой.
…Девальвации не будет. Ликвидности у Центрального банка сколько хочешь. Он задал валютный коридор. В пределах этого коридора он и работает. Он на самом деле, если мы посмотрим последние годы, в несколько раз жесточайше наказывал тех, кто пытался сыграть против него на рынках. И правильно делал. Сил у него удержать ситуацию хватит. Другое дело, что ни я, ни вы не знаем, на какой курс ориентируются монетарные власти Российской Федерации. Они могут принять решение плюс - минус несколько рублей».
Александр Починок http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/801156-echo/
Между прочим, когда речь заходит о судьбе российского рубля, большинство экспертов не столь оптимистичны, как Починок. Ваше мнение: рубль будет девальвирован?
- Я не считаю себя большим экспертом в финансовых вопросах. Что касается девальвации рубля, то она может быть в случае, если цена на нефть упадет ниже 80 долларов за баррель. В таком случае, наверное, скрепя сердцем, на это пойдут.
- Извините, Александр Юльевич, но, как я понял, чисто позитивных выходов из складывающейся ситуации Вы пока не видите.
- Да, реальных я пока не вижу, хотя и очень хочу увидеть.
Беседовал Владимир Володин