В памяти многих автовладельцев еще живы весенние очереди на заправки и слухи о том, что бензина в стране нет. Интернет взрывался статьями и комментариями в поисках виноватых.
- В своих майских интервью вы говорили, что в причине кризиса должны разбираться компетентные структуры. И все-таки почему, на ваш взгляд, такая острая ситуация сложилась именно в Алтайском крае?
- Потому что был создан дополнительный ажиотаж, подстегнутый искаженной информацией, определенным образом подаваемой в СМИ.
- А дефицита не было?
- Я отвечу цифрами: за I квартал текущего года компания "Роснефть" поставила в край на 6 тыс. тонн нефтепродуктов больше, чем в прошлом году. В 2010 году "Роснефть" – Алтайнефтепродукт" реализовал в крае через розничную сеть 7,9 тыс. тонн Регуляр-92, в 2011 году за апрель было продано почти 13 тыс. тонн топлива. Дизтоплива за апрель реализовано 4,21 тыс. тонн вместо планируемых 3,44 тыс. тонн. А в мае поставки нефтепродуктов в край почти вдвое превысили показатели мая 2010 года.
- Но независимые операторы (НО) явно не могут похвастаться увеличением объемов реализации…
- Мы не прекращали снабжение АЗС НО, однако ввели систему заявок. Сделано это было для того, чтобы предотвратить спекулятивный момент: топливо в первую очередь доставалось тем, кто повезет его на АЗС, а не на склад. Выполняли мы и свои обязательства по обеспечению нефтепродуктами муниципальных учреждений, транспортников, сельхозпроизводителей.
- Именно аграриям топливо доставалось по льготной цене?
- Эта мера принята на уровне правительства РФ с целью помочь отечественным сельхозтоваропроизводителям справиться с последствиями глобального экономического кризиса и гарантировать проведение посевных и уборочных работ. Льготное топливо (по ценам ноября 2010 года. – Прим. авт.) реализуется по заявкам Минэнерго. Мы обязаны заключать договоры с хозяйствами из министерского списка. На каждое из них есть утвержденные ГУСХ (Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края) лимиты. Мы в данном случае выступаем только в роли оператора, хотя можем отпускать и коммерческое топливо, но ГУСХ контролирует все заявки и по нему. Делается это также во избежание спекуляций.
- Нет ли опасности, что кризис повторится?
- К сожалению, кризис не создал, а просто обнажил имеющиеся проблемы как острое воспаление хронического заболевания. Cитуация с НО до сих пор сложная. На сегодняшний день мы удовлетворяем все их заявки, однако известны случаи, когда выделенные объемы идут не на обеспечение топливом АЗС, а скорее всего на перепродажу. Хочется, чтобы госорганы и администрация обратили на это внимание.
- Вас теперь обвиняют в выдавливании с рынка частных АЗС…
- Люди часто делают выводы, не разобравшись в ситуации. Многие НО оказались неспособны приобретать нефтепродукты через биржу, так как торги предполагают значительные предоплаты и поставку приобретенных нефтепродуктов с временным лагом до месяца.
- Считается, что торговля бензином – очень выгодное дело.
- Это миф. Если работать с соблюдением всех норм ведения этого бизнеса – вкладываться в развитие инфраструктуры, модернизацию производственных фондов, охрану труда, зарплату персонала, соблюдение экологических норм и норм промышленной безопасности, – то чистой прибыли с литра бензина выходят копейки. Проверок, как вы понимаете, в крупных розничных сетях очень много. А вот частников контролируют реже. И у них какое-то время назад была возможность зарабатывать на перепродаже. Сейчас такая схема уже не работает. Во всем мире нефтяные компании в рознице зарабатывают на сопутствующих услугах – кафе, магазинах, гостиницах. У нас уже есть АЗК, которые на "сопутке" делают больше прибыли, чем на бензине. Это движение к цивилизованному рынку.
- В прессе прозвучало мнение о том, что итогом произошедшего бензинового кризиса и последовавших за ним событий станет то, что с рынка нефтепродуктов уйдут независимые участники, что лишит его конкуренции.
- Вы знаете, мы в кризис тоже понесли убытки – уже 245 млн. руб. с января 2011 года. Причем в значительной степени из-за того, что многие участники рынка не смогли обеспечить ритмичность своей работы, а мы вынуждены были обеспечивать выпавшие объемы любой ценой.
За этим стоит еще один важный вопрос – насколько эффективно и прозрачно тот или иной участник рынка вел бизнес. Если кому-то удавалось сыграть на разнице в цене и перепродажах, при этом средства не вкладывались в производство, а издержки не контролировались, то по всем рыночным законам такой бизнес неэффективен. И проявляется это в кризисные моменты, когда меняются привычные схемы.
Мы, например, до сих пор не знаем даже точного количества АЗС в крае. Мы неоднократно направляли официальные запросы в краевые ведомства, но ответа так и не получили.
Скажу честно, "Роснефть" – Алтайнефтепродукт" крайне заинтересован в том, чтобы топливный рынок края развивался стабильно, без кризисов и встрясок. От этого выигрывают и участники рынка, и главное – потребители.
Источник: http://altapress.ru/story/72652/