Коммерциализация инноваций подобна переводу мыслей в слова. Известно, что слова – несовершенная форма выражения, не способная передать всю полноту мысли, но все же только благодаря им идея может привлечь слушателя, запустить механизм обмена информацией, стать источником новых идей и в результате изменить мир. Так же происходит в сфере инноваций: технология, не нашедшая применения, остается никому не известной, не получает финансирования, не привлекает новых исследователей. Вывод на рынок продукта, основанного на технологии, - единственный способ для нее выжить.
В то время как на Западе главной проблемой этой цепочки является поиск рыночной возможности, в России на первый план встает проблема отсутствия связующего звена между учеными и компаниями. Не последнюю роль здесь играет тот факт, что большинство российских ученых 30-40 лет живут и работают за границей, а по статистике именно ученые этого возраста решаются коммерциализировать свои разработки. Представители российской науки более преклонного возраста обычно относятся к бизнесу с недоверием и пренебрежением. По словам Сергея Митрофанова (Brandflight), Россия - это бренд, одним из составляющих которого является слово “интеллект”, однако “это интеллект, который мы не умеем продавать”.
Как научить ученых думать о деньгах, и что нужно для того, чтобы эти деньги получить? Для ответа на эти вопросы Кендрик Уайт, директор Marchmont Capital Partners, собрал в одной комнате ученых и инвесторов на форуме «Коммерциализация инноваций в нанотехнологиях». В процессе дискуссии оказалось, что их восприятие целей исследований и предназначения технологий в корне различны. Ученые отстаивали свое право не вмешиваться в бизнес-процессы и заниматься фундаментальной наукой, так как “это отнимает слишком много времени” и “на то есть бухгалтеры”. Инвесторы настаивали на том, что готовы вкладываться только в те разработки, которые могут найти применение в продуктах.
Смысл технологий
Есть знаменитая полумифическая история о “космической ручке”. Мол, во времена первых полетов в космос в NASA потратили миллионы долларов на создание ручки, которая будет писать в условиях невесомости, а затем узнали, что русские для этих целей просто используют карандаш. Мораль этой истории в том, что порой простое и элегантное решение может заменить самую сложную технологию. На самом деле в NASA знали о существовании карандашей, но также знали о том, что при нажатии грифель крошится, и кусочки графита начинают летать по кабине, попадая в глаза космонавтам и механизмы. “Космическая ручка” действительно была придумана, но NASA не тратили на ее разработку миллионов. За них ее создал предприниматель Пол Фишер, компания которого занималась производством ручек. Мораль этой истории: в мире есть проблемы, которые можно решить только с помощью новых технологий, и именно в этом их предназначение.
“Абстрактной ценности в технологиях нет, до тех пор, пока им не найдется реальное применение. Если шариковая ручка создана при помощи нанотехнологий, но при этом выполняет функции обычной ручки, смысла в ее создании нет”, - считает инвестор Дэниэл Колберт. “Как ученого, меня интересует наука, как инвестора – не особенно. Во-первых, хотя тема нанотехнологий сейчас очень популярна, прорывных продуктов на их основе пока слишком мало, и меня это настораживает. Во-вторых, с точки зрения инвестора, чем сложнее технология, тем больше риски. Меня привлекают так называемые “wooden spoon technology” (технологии уровня деревянной ложки), то есть простые и эффективные. В них я готов вкладываться”.
Как получить деньги Сколково?
По словам Кендрика Уайта, коммерциализация – это адаптация фундаментальной науки к бизнесу. Даже в лояльном к научному сообществу Сколково гранты будут выдаваться исключительно на те разработки, которые впоследствии могут быть коммерциализованы. Для многих ученых Сколково – это очередные “потемкинские деревни”. Зачем тратить столько денег на строительство нового города, когда лаборатории, расположенные в Черноголовке, вынуждены увольнять сотрудников, потому что не могут платить им даже по 25 тыс. руб. в месяц? Из слов Николая Суетина, директора по науке и технологиям IT-кластера Фонда Сколково, становится понятно, что Сколково от Черноголовки отличается и целями, и позиционированием. Во-первых, Сколково – это бренд, рассчитанный на привлечение международного внимания, во-вторых, это место только для тех ученых, которые готовы заниматься прикладной наукой. “Здесь никто не будет вкладываться в идеи, которые никому не нужны”. В настоящее время статус участника «Сколково» присвоен уже 155 компаниям, и 29 компаний получили гранты на реализацию инновационных проектов.
Сколько денег можно получить в Сколково? Все зависит от того, сможете ли вы привлечь стороннее финансирование. Если у вас есть команда и идея, которую можно коммерциализировать, но нет бизнес-плана, инвесторов и анализа рынка, вы можете претендовать на 1,5 млн рублей. Если ваш проект находится на посевной стадии, идея имеет явные преимущества перед мировыми аналогами, большой потенциальный рынок, и вы смогли привлечь 25% внешнего финансирования, сумма гранта увеличивается до 30 млн руб. Стороннее финансирование, равное 50%, дает право на получение гранта в 150 млн руб., а в случае 75% - 300 млн руб. Подать заявку на получение гранта и узнать подробности можно через сайт
Как понравиться венчурному фонду?
Если государственные деньги получить не получилось, можно обратиться в частные венчурные фонды. Даниил Радченко, представитель старейшего фонда России Russia Partners, рассказал о том, чего будет ожидать от вас инвестор:
- во-первых, вы должны понимать, на какой стадии развития находится ваша компания. Пока у вас нет работающего прототипа и первых пользователей, вы можете претендовать только на деньги друзей и бизнес-ангелов;
- во-вторых, надо знать, сколько именно денег вы хотите получить, никаких приблизительных цифр, только четкий бизнес-план;
- в-третьих, роли в компании должна быть четко распределены, чтобы инвестор понимал, кто конкретно будет заниматься ее развитием, мог пообщаться с командой лично;
- в-четвертых, сформулируйте, что вы хотите получить от фонда, кроме инвестиций. Фонд не банк, он покупает часть акций вашей компании и заинтересован в ее развитии, поэтому готов активно участвовать в ее жизни: помогать с поиском крупных клиентов и партнеров, с выходом на международный рынок и т.д.
Что делать, если у вас нет продукта, но есть технология?
По мнению Сергея Митрофанова, даже технологию можно превратить в бренд, готовый к продаже. Например, мало, кто из нас знает, что такое молибденит, а, между тем, это материал, превосходящий по качественным свойствам графен. Однако графен – это уже бренд, и именно за ним будущее электроники. Брендинг технологии может начинаться задолго до того, как продукт появится на полках. Потребителя надо готовить к будущему, ломать его привычки. Один из примеров технологического бренда – это wi-fi. “Ошибаются те, кто думает что wi-fi – это технология беспроводной связи, на самом деле, это возможность привлечь посетителей в кафе”, - именно в таком стиле Сергей предлагает рассуждать ученым. Создать бренд – значит донести информацию о своей идее и сделать ее желанной для обычного пользователя. Инвесторам интересны технологии, необходимость которых доказаны рынком, значит, надо научиться нравиться покупателям, стать частью их сознания. Для этого надо говорить с ними на одном языке: чем проще, тем лучше.
Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина
Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=30784