Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Директор департамента Светлана Нечаева об упрощении с 1 октября оказания госуслуг гражданам и юридическим лицам в интервью «Радио России»

Программа «Персона грата», «Радио России». Мы приходим получить государственные услуги, но после общения с чиновниками словосочетание "государственные услуги" кажется лексическим недоразумением, потому что долгое время не система услуги гражданину оказывала, а нехотя, да с ленцой до него снисходила, как до не очень нужного просителя. Можно ли такую систему сломать, можно ли как ту сказочную избушку повернуть её лицом к человеку?

Гость программы – директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России Светлана Нечаева.

- Можно ли сломать систему, можно ли повернуть избушку лицом? Да или нет?

НЕЧАЕВА: Я думаю, что да. На сегодняшний день уже принято такое решение, принят соответствующий закон (№ 210-ФЗ) ещё в прошлом году, в этом году в него были внесены определённые изменения. Фактически он касается того, что гражданам для получения каких-либо услуг необходимо будет предоставлять гораздо меньше документов. Закон будет действовать для федеральных органов власти, для государственных внебюджетных фондов и государственных учреждений с 1 октября текущего года. С середины июля следующего года этот закон будет действовать фактически на всей территории РФ, во всех субъектах РФ при получении гражданами услуг непосредственно в регионах и муниципалитетах.

- Почему такая была выбрана последовательность? Может быть, было бы более логично идти с низового уровня, с уровня муниципалитетов? А потом постепенно это всё вести к вершине властной пирамиды?

НЕЧАЕВА: Решение принималось исходя из технических возможностей, из того, какие базы данных на сегодняшний день есть, для того, чтобы эту информацию предоставлять. Без технических возможностей, конечно, достаточно сложно получать необходимую информацию, и, согласитесь, по почте запрашивать какой-то документ с Камчатки будет очень долго. Поэтому в первую очередь подготовлены информационные ресурсы Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования РФ, Государственной налоговой службы, Росреестра. Именно поэтому сначала закон вводится на федеральном уровне, а потом уже на региональном.

- Минздравсоцразвития обещает упростить жизнь гражданам и юридическим лицам. Каким образом? Почти четыре десятка государственных услуг, которые входят в компетенцию Вашего ведомства, якобы станет получать значительно проще и легче. О каких услугах идёт речь?

НЕЧАЕВА: О разных, конечно, услугах. Это услуги, которые предоставляются самим министерством, услуги, предоставляемые пенсионным фондом, фондом социального страхования, услуги предоставляемые Федеральным медико-биологическим агентством, Роспотребнадзором и Росздравнадзором. Это - лицензирование различных видов деятельности, фарм- и медицинской деятельности, выдача санэпидзаключений, проведение медико-социальной экспертизы и целый ряд других услуг.

- Почему именно такой сформирован список? Кто его определял? Было какое-то указание сверху, мол, сделайте то-то и то-то, или само министерство решило, что будет 39 услуг, а потом данный список, возможно, будет расширен?...

НЕЧАЕВА: Возможно, список будет расширяться, но, я думаю, что достаточно большая аналитическая работа была проведена, было проанализировано всё законодательство и положение о каждом органе подведомственных нам органов. Исходя из этого, чем на сегодняшний день занимается наше министерство, был составлен этот перечень, причём по каждой из услуг была разработана так называемая дорожная технологическая карта, в которую включена вся информация о том, какие сведения и у кого запрашивать, в каких структурах, какие справки собираются для данных видов услуг.

Была проведена большая работа по оптимизации каждой услуги, от многих сведений мы просто отказались. Подготовлены изменения в законодательно нормативно-правовые акты, где предусматривается частичный отказ от документов, которые раньше граждане предоставляли. Эти документы будут не только запрашиваться у других структур, например, налоговых органов, но и зачастую самостоятельно будут указываться в заявлениях гражданина. То есть гражданину не нужно будет приносить подтверждающие документы, он просто в заявительном порядке будет указывать необходимую информацию. В случае, если возникнет какая-то ситуация, то мы сможем указанную информацию проверить...

- Как будет выглядеть эта процедура?

НЕЧАЕВА: Заявитель приходит в орган, приносит лишь незначительное количество документов, либо только пишет заявление. Вся остальная информация может быть им не предоставлена, и эту информацию мы обязаны запросить, допустим, у Налоговой службы, Росреестра, МВД, Миграционной службы, Пенсионного фонда, Роспатента либо других структур, с которыми мы взаимодействуем. И они обязаны предоставить нам информацию по системе межведомственного электронного взаимодействия – то есть это все фактически запрашивается через компьютер – не позднее, чем в пятидневный строк.

- И все-таки я хочу получить конкретный пример. Например, регистрация новой организации в Фонде социального страхования.

НЕЧАЕВА: Что улучшится? Во-первых, нам не потребуется запрашивать, а вам представлять сведения о том, что вы, допустим, являетесь адвокатом либо судьей. То есть вы самостоятельно заполняете заявление и не прикладываете документы – уже в этом идет оптимизация. Другой пример – у ФСС есть госуслуга по регистрации и снятию с регистрационного учета юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений. Когда мы проанализировали услугу, из перечня решили исключить предоставляемые в настоящее время свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, извещение о регистрации в качестве страхователя юридического лица. От заявителя также не будут требоваться в обязательном порядке некоторые документы – например, уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; справка территориального органа Росстата, подтверждающая вид экономической деятельности; документ, подтверждающий закрытие обособленного подразделения. Получать такие сведения мы будем посредством межведомственного взаимодействия.

- Как вы оцениваете степень готовности чиновников работать по такой новой схеме?

НЕЧАЕВА: Степень готовности, во всяком случае в подведомственных министерству подразделениях, достаточно высокая. Все технологические карты согласованы и утверждены. Подготовлены изменения в нормативно-правовые акты. Мы подготовили все административные регламенты по предоставлению услуг. Административные регламенты – это документы, которые позволят сделать процедуры максимально прозрачными и подконтрольными заявителям. То есть в них прописаны абсолютно все шаги по предоставлению услуги и механизмы контроля: гражданин сможет контролировать, как чиновник предоставляет услугу – качественно или некачественно, своевременно или несвоевременно.

- Регламент будет гражданину доступен?

НЕЧАЕВА: Он будет доступен, обязательно. Он будет вывешен в том органе, который предоставляет услугу, а также размещен на сайтах министерства и органов, оказывающих соответствующие услуги.

- А в случае, если эта новая схема будет работать недолжным образом? Как вести себя гражданину и куда он может обратиться, чтобы сообщить о каких-то огрехах?

НЕЧАЕВА: Если он получает услугу в территориальном органе, то может обратиться в вышестоящую организацию. Также он может обратиться в прокуратуру как надзорный орган, может в судебном порядке обжаловать – у гражданина есть право получить услугу, и получить ее качественно, и привлечь чиновника к ответственности.

- А как сами чиновники воспринимают все эти новации? Ведь всем понятно, чем прозрачнее схема, тем меньше возможностей для каких-то..

НЕЧАЕВА: Для коррупции.

- Да, скажем прямо, для коррупции.

НЕЧАЕВА: На сегодня чиновники воспринимают новации, на мой взгляд, достаточно адекватно. И прекрасно понимают, что создание этой системы, во-первых, сделает их работу более упорядоченной. Граждане перестанут ходить за справками, не будут сидеть в очередях, и в этом плане все это воспринимается с оптимизмом.

Мы участвуем в подготовке всех нормативных актов, разработке административных регламентов и хотим сделать регламенты максимально удобными и полезными – как для самих получателей услуг, так и чиновников.

- Как будет дальше происходить? Мы начали с федерального уровня...

НЕЧАЕВА: На сегодняшний день работа по предоставлению услуг без участия заявителя ведется и в регионах – уже началась подготовка соответствующих нормативно-правовой базы, сервисов, работа по подключению к системе межведомственного взаимодействия. Задача нашего министерства и подведомственных служб и фондов – оказание методической поддержки регионам.<…>

Источник: http://www.osspb.ru/osnews/7977/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости