России предрекают настоящий бум фастфуда. Уже сегодня доля этого сегмента общественного питания в нашей стране растет стремительнее, чем в других странах мира, и достигает рекордных показателей.
В Красноярске тоже любят поесть быстро, жирно и вкусно. И, по мнению представителей местного рынка фастфуда, число таких заведений обещает расти.
Euromonitor International — одна из крупнейших компаний мира, занятая стратегическими исследованиями рынка потребления в 80 странах, — оценила долю фастфуда в российском общепите в 60%, что в денежном выражении составило $4,86 млрд.
Эти проценты выше, чем в США, которые считаются центром распространения быстрой еды по всему миру: американцы отнесли в макдональдсы и им подобные заведения лишь 39% от суммы, потраченной на питание вне дома.
И даже в развивающихся странах, которые «еще не наелись», фастфуд не так популярен, как у нас: Китай тратит на такое питание 23%, Бразилия — 16%, Индия — 12%.
По мнению аналитиков, дальше аппетиты россиян к гамбургерам, блинам и пиццам только возрастут.
К 2015 году оборот фастфуда в нашей стране вырастет еще на 29% и составит 6,4 млрд долларов. И фактически каждые 8 из 10 российских ресторанов будут заведениями быстрого питания.
Сегодня в нашей стране лидируют три мировых оператора фастфуда: «Макдоналдс», «Ростикс-KFC» и «Сбарро». Русские сети быстрого питания, такие как «Теремок» и «Крошка-картошка», тоже развиваются неплохо. Пока, правда, не у нас.
В Красноярске не ожидается и пришествия биг-маков, так как «Макдоналдс» пока не намерен открывать свои рестораны восточнее Тюмени из-за слишком дорогой логистики. Но другие мировые сети фастфуда уже несколько лет успешно кормят красноярцев. И вынашивают дальнейшие планы.
«Мы согласны с тем, что рынок растет, на примере нашей компании, — говорит Михаил Федоренко, управляющий сетью ресторанов быстрого питания Subway в Красноярске. — Думаю, это связано с высоким качеством продуктов, которые мы предлагаем своим посетителям. За пять лет работы Subway в Красноярске уже сложился круг постоянных клиентов, их доля год от года растет. Поэтому дальнейшее расширение сети планируется».
В известных красноярских сетях быстрой еды также поддерживают мнение о росте рынка.
«Конечно, число предложений в сегменте быстрого питания в городе увеличивается, — считает Наталья Николаева, заместитель директора компании „Субито“. — Это нормальный процесс, поскольку в Красноярске рынок услуг растет в целом».
Наталья Николаева согласна с тем, что отчасти причиной растущей популярности фастфуда является современный ритм городской жизни: «все сейчас жалуются на нехватку времени, а питание в фастфуде — это и быстро, и просто». «Субито» пока не планирует увеличивать количество своих точек, но в перспективе не исключает такой возможности.
По мнению Николаевой, тем, кто работает на этом рынке давно, расширяться легче, чем тем, кто сейчас начинает с нуля. С другой стороны, открыть свое дело в этой сфере услуг, возможно, проще, чем в какой-либо другой.
«Не последнюю роль в активном развитии фастфуда в Красноярске играет льготная система налогообложения для этого вида бизнеса», — отмечает индивидуальный предприниматель Татьяна Тарараева, компания «Пицца Россо».
По ее мнению, фастфуд в нашем городе сегодня — это один из самых развивающихся рынков. «О высоком уровне развития бизнеса говорит и тот факт, что сейчас почти невозможно подобрать персонал, несмотря на безработицу. Все категории работников питания в Красноярске высоко востребованы», — говорит Тарараева. Планы дальнейшего расширения сети у «Пиццы Россо», одного из старейших игроков местного рынка быстрого питания, тоже имеются.
Правда, в отличие от них те, кто зашел в городской фаст-фуд не так давно, пока менее сдержанны в оценках и планах.
«Я не могу сказать, что фастфуд в Красноярске развивается столь уж активно, — считает Оксана Ильенко, учредитель компании „Блинбург“. — Да, крупные игроки действительно наращивают объемы, но наш бренд не глобальный, мы еще только раскручиваемся. Сегодня компания имеет в городе две точки продаж. Посмотрим, какими окажутся финансовые показатели, и тогда уже будем думать о перспективах открытия новых заведений. Растем потихоньку, пока не до больших цифр».
Сергей Рыльков
Владелец ресторана «Урарту»
Прежде всего рост рынка фастфуда связан с экономикой, с возможностями населения. Думаю, что при другом финансовом климате жители города питались бы более здоровой пищей.
Появление множества заведений быстрой еды, я считаю, не имеет отношения к «ухудшению вкуса»: люди просто идут по пути наименьшего сопротивления и в сложных экономических условиях начинают экономить на всем, включая еду. Но чуть только становится легче дышать, человек меняет свои предпочтения и ищет «где лучше».
Поэтому вряд ли появление многочисленных заведений формата фастфуд приведет к оттоку клиентов у ресторанов, предлагающих качественную кухню. У каждого из них есть своя ниша и свои категории постоянных посетителей.
Люди приходят в ресторан отметить праздник, значимые события своей жизни. А праздника человеку хочется во все времена. Фастфуд этого никоим образом не заденет, не следует бояться и сетевиков из Москвы или Новосибирска.
Ресторанный бизнес требует совершенно иного подхода. Это не массовый сегмент, здесь не поставишь управлять какого-нибудь менеджера, который вдруг совершит чудо. Хочешь делать все хорошо — делай сам. А в заведениях типа фастфуд все в принципе просто: и управление, и продукты, и технологии.