Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сергей Бергер объяснил, почему господдержка ремесленников нужна самой власти

Несколько лет назад Сергей Бергер заявил о себе, как о человеке, который готов возродить ремесленничество в Алтайском крае. Создав отраслевой союз, он в первую очередь начал выстраивать диалог с местной властью. И в 2011 году в крае впервые был запущен механизм господдержки ремесленничества. Однако г-н Бергер утверждает, что ситуация еще крайне далека от идеальной.

Сергей Бергер использует свой гараж не по прямому назначению - там у него хранятся камни, собранные по всей стране. Фото: Олег Богданов.

— Сергей Иосифович, вы ранее неоднократно критиковали власть за то, что она, на ваш взгляд, не видит и не понимает ситуацию, связанную с ремесленничеством. В этом году в крае впервые реализуется механизм господдержки ремесленников. Более того, "Музей "Мир камня", возглавляемый вами, вошел в число первых, кому эта поддержка обещана. Теперь вы удовлетворены?

— Хотелось, чтобы поддержка была больше и шире. Чтобы, когда решаются вопросы ремесленничества и малого бизнеса, представители власти почаще обращались к нам. А то порой складывается впечатление, что они лучше нас знают наши проблемы. Это касается и налогов, и отчетности, и организации работы, и многого другого.

При этом отмечу, что существенные изменения все же произошли. Лично у меня уже нет того "напряга", какой был, когда я заходил во властные кабинеты, в управления, которые связаны с темой ремесленничества. Появился диалог. Например, в Управлении по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры возникла реальная возможность высказывать критику, к которой не просто прислушиваются, а реагируют и меняют ситуацию в лучшую сторону. Раньше выйти на контакт было сложно, чаще можно было услышать: "Я сейчас занят, запишитесь на прием…"

При этом мне кажется, что представители краевой власти то, что в их силах, постепенно, но делают. Помните, я критиковал их за организацию первых двух конкурсов ремесленнической продукции в Белокурихе? Критиковал за невозможность участия в этом конкурсе учащихся, членов общественной организации "Город мастеров", некоммерческих партнерств "Союз ремесленников" и "Ремесленная палата", но в первую очередь — за состав конкурсной комиссии. И критика была услышана. При проведении третьего конкурса в состав комиссии были включены специалисты, которые действительно разбираются в уровне художественного мастерства. Победили достойные.

— В начале этого года вы заявили, цитирую: "У нас нет атмосферы для развития народных промыслов, сохранения традиций и образования".

— Повторюсь, в первую очередь это было сказано в адрес федеральной власти. И если у нас в крае ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, то на уровне страны вопросов больше, чем ответов. Например, планка критерия малого предприятия поднята до уровня оборота 100 млн. в год, то есть в число "малых" попадут, по нашим меркам, "крупные". А как оценить ситуацию, когда из обязательной учебной программы убирают предмет "Краеведение"? На мой взгляд, это просто вредительство!

Недавно я был на "круглом столе" по туризму. И было очень приятно, что ремесленничество там рассматривалось как сопутствующий туризму продукт. Сложнее будет мастерам, живущим вдали от туристических маршрутов. Им нужна поддержка в реализации их продукции. Сегодня (16 ноября. — Прим. "ВД") "круглый стол" по туризму будет проходить в АлтТПП. И я там тоже буду. То есть пошло некое движение в правильном направлении. Инициатором, по-моему, выступила администрация Барнаула. По большому счету, без разницы, кто его инициировал, главное — дело пошло.

Не вина, а беда

— Ремесленничество в Алтайском крае — это теневой сектор экономики?

— В большинстве случаев — да. Но это не его вина, а его беда. Особенно сельского ремесленничества.

— Тогда в чем, по-вашему, смысл выводить его из тени?

— Выходить из тени надо. Рано или поздно все встанет на свои места, как в цивилизованных странах. Мастеров-ремесленников должны знать, они должны иметь возможность продвигать свою продукцию уже как предприниматели, которые содержат себя, обеспечивают свою семью и при этом платят налоги. Соответственно, легализовавшись, они смогут рассчитывать на поддержку государства.

— Вы неоднократно произнесли слово "поддержка". Что конкретно вы под ним понимаете?

— Поддержка — это инфраструктура, система, которая работает независимо от взгляда или позиции какого-то одного человека или ведомства. И продолжает работать вне зависимости от обстоятельств.

— Давайте представим себе некоего абстрактного ремесленника из сельской местности. Он — творческая личность, прекрасный мастер. Но как предприниматель он — ноль. Зачем ему господдержка, "благодаря" которой он впоследствии должен будет вести отчетность, докладывать чиновникам о своих показателях и т.д. Да, он получит определенные материальные блага, но потеряет свободу…

— В первую очередь господдержка нужна не ему. Она нужна власти. Как выводить сельские территории из того состояния, в котором они находятся? Мы рассматриваем ремесленничество как один из секторов сельской экономики. Не все могут заниматься земледелием или животноводством, работать в сфере услуг и т. п. Ремесленничество — это специфический, но достойный вид трудовой деятельности, который, на наш взгляд, должен обеспечить безбедное существование.

Тем не менее я признаюсь честно, что приостановил агитацию ремесленников, которых призывал официально зарегистрировать свою деятельность. Сейчас я просто говорю им об их праве выбора и возможностях.

— То есть многие, став предпринимателями, "обожглись"?

— Конечно. Еще ни копейки не заработав, они получали уведомления о штрафах.

Бергеру — памятник

— Вы неоднократно апеллируете к власти, говорите, что она должна помогать ремесленникам. А что самостоятельно сделал возглавляемый вами Союз ремесленников Алтайского края? Самое важное?

— Многих мастеров я свел между собой. Получилось интересное профессиональное сообщество. Многим я помогал и помогаю с заказами, причем и из-за пределов Алтайского края. Третье — я стараюсь сделать местных ремесленников ближе к тематике краеведения. А она очень продуктивна.

Год назад наше некоммерческое партнерство планово проверяли органы юстиции. В итоге нам сказали: "Вам надо ставить памятник". Я спросил: "Что, все так плохо?" Нет, сказали, наоборот. Дело в том, что в ходе проверки я предоставил объем проделанной работы. Показал, в каких мероприятиях мы участвовали, какие занимали места, какую просветительскую работу ведем. С нашим участием были выпущены две книги.

Однако одну из главных целей Союз ремесленников не достиг. Мы планировали найти помещение, которое стало бы полноценным центром ремесленничества. Хотели собрать под одной крышей и производство, и выставку, и рекламу, и дизайн.

— Но помещение так и не нашли?

— Не нашли. Городская администрация отклонила предложенные нами варианты. Администрация края предлагала нам один интересный объект, но с условием, что в него нужно вложить 100 млн. рублей. Для нас это неподъемная сумма.

— Когда Союз ремесленников создавался, вы говорили, что одна из его целей — сформировать систему сбыта. Это удалось сделать?

— Нет. Потому что речь идет о высокохудожественных и дорогостоящих изделиях, на которые здесь не так много покупателей. Да, есть заказы из-за пределов края. Но это разовые продажи.

— Вам принадлежала идея открыть постоянную экспозицию на базе представительства Алтайского края в Москве. Почему она не реализована?

— Члены Союз ремесленников предлагали открыть в этом помещении экспозицию "Богатство недр Алтая" и выставку сувениров. Мы были готовы укомплектовать ее редкими и интересными образцами камней и изделиями. Губернатор идею одобрил. На тот момент стоял вопрос о необходимости создания под этот проект специального некоммерческого партнерства. Мне сказали, что пригласят, когда придет время. Не пригласили. И партнерство не создали.

Уже обжигался

— Помещение под "Музей "Мир камня" вы получили только после того, как дошли до губернатора. Иных вариантов не было?

— Пять лет музей находился в подвальчике на пр. Калинина. И получилось так, что в нем вместе побывали Александр Карлин и Владимир Колганов. Мэр тогда сказал, что вопрос о новом помещении уже решен. Но не решили. Позднее на выставке в Москве губернатор поинтересовался у меня, как обстоят дела с помещением. И лично дал команду Главному управлению имущественных отношений подобрать нам площадку. Так у "Музея "Мир камня" и появился новый адрес: ул. Ползунова, 39.

— Чтобы разместить там музей, пришлось сместить другого предпринимателя. Вы сам предприниматель, вам его не жалко?

— Жалко. И я благодарен ведомству Алексея Анатольевича Неверова за то, что оно подобрало тому предпринимателю другой объект.

— Хорошее дело должно быть прибыльным. Музей — прибыльный проект?

— О какой прибыли вы спрашиваете? Во-первых, я уже вложил в него более 500 тыс. рублей. Во-вторых, имея бессрочный договор аренды, я несу бремя всех коммунальных платежей. В-третьих, в музее работают два человека. Я серьезно подошел к вопросу подбора кадров. Одна сотрудница окончила с отличием АлтГАКИ, кафедру музееведения. Я ее забрал из Усть-Калманки. Вторая — имеет высшее экономическое образование и отвечает за развитие музея.

— Имея бессрочный договор, нет опасения, что музей могут выселить в любой момент?

— У меня уже был такой опыт — с кафе "Маугли". С одной стороны, администрация города попросила меня открыть первое детское кафе. Я вложил серьезные деньги в этот проект. С другой стороны, сама же администрация меня оттуда и выселила, выставив помещение на продажу.

Да, "Музей "Мир камня" могут выселить в любой момент. Но я верю, что занимаюсь социально значимым делом, и надеюсь, что подобного не произойдет.

Компенсируют затраты

Механизм господдержки ремесленников предполагает, что фирмам и ИП, прошедшим конкурсный отбор, будет компенсировано до 50% затрат (но не более 500 тыс. рублей) на приобретение оборудования, сырья, расходных материалов, инструментов, развитие товаропроводящей сети по реализации ремесленных изделий, изготовление рекламы и ее распространение. Кроме того, ремесленникам будут частично компенсированы затраты, связанные с их участием в выставках, ярмарках и других аналогичных мероприятиях.

Досье

Сергей Иосифович Бергер родился 20 февраля 1954 года в городе Винница УССР. Высшее образование получил, окончив в 1976 году Алтайский политехнический институт (факультет "Технология машиностроения"). 23 года отработал на Алтайском моторном заводе, где занимал должность начальника отдела изобретательства, рационализации и информации. В начале 90-х годов стал гендиректором "Межотраслевого хозрасчетного центра научно-технических услуг". В 1999 году создал фирму "Алтай-ПИР", которая работала в сфере общепита и организации досуга.

Дополнительное образование получил в Общественном институте патентоведения и международном институте менеджмента "ЛИНК".

Является кандидатом в мастера спорта по настольному теннису.

Сергей Бергер по итогам конкурса получал от администрации города статус "Лучший предприниматель Барнаула".

Женат. Воспитал сына и дочь.

Источник: http://altapress.ru/story/76099

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости