И дело это довольно прибыльное. А если прикинуть, сколько в России предприятий и прочих интересных объектов, бизнесменам стоит призадуматься. Тем более, в условиях, когда заскучавший потребитель все чаще отдыху в клубе или походу в кино предпочитает что-то оригинальное, и даже экстремальное. О том, как удалось договориться с руководством заводов, о ФСБ и планах развития промышленного туризма в России корреспонденту EquipNet рассказал управляющий партнер компании «ПромТур» Сергей Богданов.
— Что такое промышленный туризм и чем он отличается от обычного?
— У нас в России вообще нет такого понятия, как «промышленный туризм». Есть внутренний туризм, экологический и так далее. Сам термин пришел с Запада. Мы под «промышленным туризмом» подразумеваем экскурсии на действующие производства. То есть от обычного туризма он отличается тем, что мы водим людей по предприятиям и показываем им, как организовано то или иное производство. Обязательно действующее, на котором выпускается какая-либо продукция.
— Насколько сложно уговорить фабрики пускать к себе туристов. Вообще, зачем это заводам?
— Честно говоря, довольно сложно. В России это не принято, и многие руководители с опаской относятся к такой деятельности. Я бы даже сказал, с необоснованной опаской. Видимо, здесь срабатывает фантомная память с тех самых времен, когда лучше сидеть тихо, ничего не делать, и никого к себе не пускать. А на Западе это направление довольно развито. Порядка 95 процентов предприятий принимают у себя туристов. У нас, наверное, менее одного процента... И конечно, это проблема.
Как мы ее решаем? По-разному. Есть стандартные методы. Где-то приходится платить, где-то надавить на имидж или социальную ответственность. Все достигается в личных переговорах с руководителем. Где-то есть люди, даже не директора, а те, кому интересно этим заниматься, и они уже сами пробивают экскурсии.
— Есть ли какие-то ограничения для людей, попадающих на производство в качестве туристов (к примеру, по численности)? С ними проводится дополнительный инструктаж?
— Конечно. Ведь все это действующие предприятия. Все производства разные, на каждом есть свои особенности и ограничения. Начиная от самых простых. К примеру, подать список заранее. И до таких крайностей, как атомная станция. Это предприятие, на которое не так просто попасть, там долго все готовится, ФСБ проверяет туристов по спискам. С людьми обязательно проводится инструктаж по технике безопасности и так далее.
— Как готовят специалистов для работы на объектах и где находите гидов?
— Мы всегда договариваемся, чтобы от предприятия был экскурсовод. Человек, который работает на производстве, может все показать и рассказать, как все устроено, а также ответить на все интересующие вопросы. Естественно, это может сделать только человек, который там проработал какое-то время. И такие люди находятся на каждом предприятии.
— Какие экскурсии самые популярные?
— В разное время по-разному. Есть некоторая сезонность. Сейчас, например, популярна экскурсия на фабрику елочных игрушек. Летом – пивзаводы. Стабильно интересны Звездный городок (как тренируют космонавтов) и телецентр (как делают различные передачи). В целом, падение спроса на один объект компенсируется ростом в другом. Каких-то больших проседаний по спросу в течение года не наблюдается.
— Каким образом отбираете туры? Почему именно эти предприятия включили в программу?
— Сначала объекты осматриваю я, чтобы оценить, насколько это может быть интересно клиентам. А потом, после того как предприятие посетят первые группы туристов, смотрим, готовы ли они дальше приходить на эту экскурсию. Также размещаем информацию на сайте, проводим анкетирование. Так и выбираем объекты.
— Какова стоимость самого бюджетного варианта экскурсии и самого дорогого? От чего она зависит?
— Самый бюджетный у нас сейчас «Союзмультфильм» (в районе 700 рублей). Самый дорогой тур – это, конечно, атомная станция (около 2500 рублей). Цена зависит от того, насколько сложно организовать экскурсию. Сколько заплатили для того, чтобы договориться с самим предприятием, от транспортных расходов. Часть экскурсий проводится в Москве, а в отдельных случаях приходится заказывать транспорт на весь день. Из этого и складывается цена.
— Кто ваши клиенты?
— Основная масса – это люди, интересующиеся чем-то новым. От 22 до 35 или 40 лет. Люди, которым надоели обычные виды отдыха. К слову, мы и позиционируем себя как альтернативу: что выбрать в выходной день – бар или боулинг, либо с нами съездить на экскурсию. Отдельная категория клиентов – это дети с родителями на семейных экскурсиях, в том числе на фабрику елочных игрушек.
— Почему именно этот бизнес? Откуда взялась такая идея, и были ли ранее связаны с туриндустрией?
— Просто в один момент сложилось много факторов, которые и подтолкнули меня к решению открыть такой бизнес. У меня было увлечение – ночные гонки по Москве. Там как раз прослеживалась индустриальная тема. Правда, это были не действующие, а заброшенные предприятия. Но было интересно развиваться именно в этом направлении и узнавать что-то новое.
Плюс в тот момент иностранцы приезжали к друзьям и интересовались: есть ли что посмотреть в сфере промышленного туризма. Они очень удивились, когда узнали, что в России ничего подобного нет. За рубежом это доступно, также как у нас сходить в музей или кино. Кроме того, в это же время я нашел партнеров, которым тоже было интересно это направление. У них уже был опыт в бизнесе и ресурсы. На этой базе мы и запустили свое дело.
— То есть получается, что у вас на рынке сейчас практически нет конкурентов?
— Получается, так. Именно в области промышленного туризма нет. На тот момент, когда мы запустили бизнес, не было вообще никого. Теперь, глядя на нас, стали появляться новые компании. Но это скорее фирмы любительского формата – они то делают, то не делают экскурсии. Мы же на протяжении двух с лишним лет этим занимается на постоянной основе.
— Окупились ли уже первоначальные вложения в бизнес?
— Да, конечно. Бизнес окупился в первый год деятельности. Сейчас работаем, стабильно получаем прибыль.
— Туры продаются через интернет или офлайновый магазин? На какой канал сбыта продаж приходится больше?
— Сейчас у нас три основных канала сбыта. Во-первых, это интернет. Он был изначально, потом мы вошли в офлайновые сети, торгующие подарочными сертификатами. Также у нас более десятка партнеров, которые продают наши туры по всей Москве. Всего насчитывается около ста торговых точек. Плюс отдельно у нас идут прямые продажи. То есть в компании работают менеджеры по продажам.
— Как продвигаете свои услуги? Какой вид рекламы, на ваш взгляд, эффективнее?
— В основном, это конечно, интернет. Поначалу, я занимался рекламой в сети самостоятельно. У меня были кое-какие знания: продвижение в соцсетях, на сайтах, форумах и прочее. Сейчас используем Яндекс.Директ, поисковую оптимизацию. Пробовали и наружную рекламу. Размещали плакаты в метро, но честно говоря, сильного эффекта это не дало. Все-таки у нас больше онлайн-рекламы. Ну и наша целевая аудитория находится в сети – это активные интернет-пользователи.
— Как планируете в дальнейшем развиваться?
— Развиваться собираемся очень интересно. Сейчас мы наработали в Центральном регионе определенный формат. Знаем, как это делается, как продается, как попадать на заводы. Нас стали узнавать, поэтому мы решили выйти на региональный рынок. Сейчас работаем над созданием партнерской программы. Будем открывать филиалы в регионах по всей России.
Екатерина Гонова
Фото с сайтов promtur.ru, prom-tur.livejournal.com, facebook.com
Источник: http://www.equipnet.ru/interview/market/market_103.html