Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Господдержка: невозможное возможно

О мерах господдержки малого и среднего бизнеса рассказывает Алексей Комиссаров, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.

- Алексей Геннадьевич, в ходе своей профессиональной деятельности Вы оказывались, что называется, «по разные стороны баррикад»: были очень успешным предпринимателем, сейчас работаете в Правительстве г. Москвы. Легко ли дался переход от предпринимательской деятельности к государственной службе?

- Если я скажу, что это было просто, я обману. Конечно, не просто. Конечно, есть моменты, которые очень близки в управлении и бизнесом, и любой другой структурой, но есть и серьезные отличия. Здесь цена любого решения гораздо выше, потому что в своем бизнесе я рискую своими активами и тем, что связано непосредственно с бизнесом, а здесь цена ошибки абсолютно другая. Зачастую чиновников ругают за избыточную осторожность, и отчасти это понятно. Нет такого решения, которое устраивало бы всех. При любом решении будут недовольные, найдутся критики — в некоторых случаях справедливые. Однако хочу заметить, что здесь, в правительстве, я встретил много людей, в том числе, из старой команды, — грамотных, опытных специалистов, у которых есть чему поучиться.

- А Вы используете в Вашей сегодняшней работе на государственной службе какие-то приемы и методы, которые применяли в ведении бизнеса?

- Главное, что мы стараемся сейчас настроить, — это проектный принцип деятельности и нацеленность на результат. Мы разбиваем весь объем работы на определенные проекты, устанавливаем конкретные сроки и ответственных. Это позволяет, во-первых, самому понимать, что происходит, для чего ты работаешь и что делаешь. А во-вторых, очень помогает всем коллегам и сотрудникам: они видят, что это не просто рутинная работа, а вполне конкретный ее участок с осязаемым и достижимым результатом. Это главный принцип, который не очень характерен для обычной чиновничьей работы.

- А Ваше отношение к бизнесу как-то изменилось, после того, как Вы смотрите на него немного под другим углом?

- Нет, принципиально никакого изменения нет. Я считаю, что те, кто занимается предпринимательством, — это люди во многом самые продвинутые. Есть другая проблема, с которой я столкнулся. Очень часто в отношениях предпринимателей и госвласти существует определенное недопонимание. Чиновники зачастую плохо представляют себе реальный срез всего предпринимательства, потому что общаются, в основном, с предпринимателями, конкурентное преимущество которых заключается в умении получить какую-то поддержку от власти. Большинство же успешных бизнесов, с которыми мне приходилось сталкиваться, были далеки и от господдержки, и от власти. Это не говорит о том, что не надо заниматься господдержкой. Конечно, надо. Но акцент в общении с представителями предпринимательского сообщества несколько сместился. Кстати, это мнение очень многих предпринимателей, когда им задают вопрос о господдержке, они отвечают: «Не надо нам помогать, главное — пусть не мешают».

- Ваше мнение, теперь как руководителя департамента, в чем российским предпринимателям нужно помочь, а в чем просто не мешать?

- Не мешать излишними проверками, придирками. Мы активно работаем в этом направлении: отслеживаем количество проверок, которые проходят в малом бизнесе. Могу сказать, что их число существенно сократилось в последнее время, но есть еще над чем работать — чтобы меньше было каких-то необходимых согласований, меньше бумаг. Это первое и главное.

А насчет поддержки, помогать, конечно, нужно. В первую очередь, эта помощь должна направляться в адрес тех предприятий, которые необходимы городу, а также тем предприятиям, которым тяжелее всего обойтись без господдержки. Одним из приоритетов для нас является поддержка и развитие инновационных компаний, которым достаточно сложно что-то сделать без начального капитала и без помощи. При этом надо помнить, что такие компании создают высокоинтеллектуальные рабочие места. И с точки зрения отдачи в плане человеческого капитала, в нашем городе будет больше людей образованных, неравнодушных, активных, а это всегда хорошо для любого города.

- В каких конкретных мерах выражается эта поддержка?

- В первую очередь, это меры финансовой поддержки в виде различных субсидий, которые выделяет департамент. Инновационным компаниям выделяются субсидии до 5 млн руб. Также у предпринимателей есть возможность получить субсидии на компенсацию расходов на патентование, на участие в выставках — российских, международных — до 250 тысяч рублей, а также на компенсацию расходов на патентование — 250 тысяч рублей для малых и 400 тысяч рублей для средних предпринимателей. У нас также большие планы по следующей программе — по поддержке бизнес-инкубаторов, технопарков, причем частных или совместно с частным капиталом, чтобы не создавать новые инкубаторы, которые будут управляться чиновниками, а помогать тем, кто уже сам пробивается на рынок и имеет какой-то успех. Это программа рассчитана на 2012–2016 гг., она принята Правительством Москвы.

- Какая поддержка оказывается начинающим и молодым предпринимателям?

- Начинающие предприниматели имеют возможность получить в форме субсидии до 500 тыс. руб. на приобретение основных средств, организацию и оснащение рабочих мест, закупку сырья и расходных материалов, а также аренду помещений. Однако мы планируем и нефинансовые методы поддержки. В первую очередь, это налаживание тесной работы с вузами. Работу в этом направлении можно начинать даже раньше — со школ, потому что склонность к предпринимательству и научное мышление проявляются, конечно, раньше. У нас запланированы различные совместные программы с вузами и школами. И в этом плане для нас очень важно сотрудничество с другими департаментами, в первую очередь, с Департаментом образования г. Москвы. Коллеги из этого департамента тоже заинтересованы в такого рода сотрудничестве и готовы к тому, чтобы начать его реализовывать. У нас есть планы по запуску на следующий год программы поддержки молодых предпринимателей, которая включает в себя и специальные бесплатные образовательные программы, и программы менторства. В роли наставников будут выступать предприниматели, которые уже успешно себя зарекомендовали, и происходить это будет, скорее всего, на безвозмездной основе.

- Вы также активно поддерживаете Международную студенческую премию в области предпринимательства GSEA. Это Ваш личный вклад в то, чтобы сделать эту страну немного лучше?

- Да, это абсолютно личная инициатива. Если говорить конкретно о GSEA, то идея поддержки и та помощь, которую я оказывал, была еще до моего перехода в чиновничество. Я выступал там как представитель предпринимательского сообщества. Опять-таки, реализовать это было бы невозможно, и я бы не стал участвовать, если бы не Сергей Выходцев (руководитель премии GSEA в России — прим. ред.) — абсолютно уникальный предприниматель и человек, который сейчас думает больше не о своем бизнесе, а об этом проекте. Он понимает, что чем больше у нас в стране будет деятельных, по-хорошему амбициозных людей, в том числе предпринимателей, тем лучше нам всем будет жить. И с моей стороны — это одна из попыток внести личный вклад в то, чтобы в этой стране происходило какое-то развитие.

- Вы продолжаете вести курс «Предпринимательство» в совместной программе МВА KingstonUniversityи АНХ?

- Да, это короткий курс. В этом году я его уже прочитал.

- Что самое главное, чему Вы учите слушателей курса?

- Я стараюсь рассказывать на собственном примере, на практических примерах своих друзей, что такое предпринимательство, какие существуют возможности, как сделать так, чтобы бизнес стал более успешным. Но главное, что мне хочется донести, что предпринимательство — это безумно увлекательно. Не все и не всегда получается просто, но нужно верить, нужно не бояться где-то оступиться. Если что-то произошло не так, то продолжать, не сдаваться, наверно, это самое главное.

- Вы ведь тоже имеете степень МВА Kingston University, поделитесь опытом, насколько она необходима для ведения бизнеса?

- Я бы не сказал, что степень МВА, как и любая другая степень — принципиальное условие для ведения бизнеса. Но в то же время, у меня нет никаких сомнений в том, что современный мир требует постоянного образования. Независимо от того, чем человек занимается — нашел ли он себя в науке или ведет собственный бизнес, сегодня мир меняется настолько быстро, что новые знания просто необходимо получать постоянно. Поэтому я советую не заканчивать обучение, выйдя из стен высшей школы, и продолжать его в той или иной форме, том или ином формате, с той или иной степенью. Это крайне важно и позволяет со стороны посмотреть на то, что ты делаешь. Позволяет родиться каким-то новым идеям, новым проектам.

- Возвращаясь к теме господдержки, в прошлом году тогда еще Департамент поддержки и развития МСП г. Москвы даже не смог в полном объеме довести до бизнеса те средства, которые выделялись на поддержку малого предпринимательства. Как обстоит с этим дело сейчас? В каком объеме доходит до предпринимателей финансовая господдержка?

- В этом году из-за того, что корректировали программу, вся поддержка началась очень поздно. Но я думаю, что все основные задачи по этой программе мы выполним. Здесь три основные проблемы. Первая, предприниматели недостаточно информированы о тех возможностях, которые есть. Мы сейчас эту ситуацию меняем. Второе, зачастую действительно сложно получить такую поддержку, потому что это бюджетные деньги с соответствующим уровнем контроля и необходимостью отчетности и т.д. — и многих это смущает. И третий элемент — это очень сильное недоверие, сформировавшееся за многие годы убеждение, что господдержку получить невозможно, что нужны либо откаты, либо знакомства, либо что-то еще. Зачастую люди просто не приходят — и это действительно проблема. На тех комиссиях, которые мы проводим, я часто слышу от предпринимателей: «Честно говоря, мы не ожидали, и не думали, что что-то получится, а оказывается, все это возможно».

- Чувствуете ли Вы реальный эффект от тех мер по оптимизации и повышению прозрачности работы Департамента, которые были проведены? Например, сайт, где можно найти информацию о субсидиях и других мерах господдержки стал гораздо более удобным, заседания финансовых комиссий транслируются в Интернете… Повысилось ли в связи с этим число обращений от предпринимателей, стала ли более активной обратная связь?

- У нас сейчас резко выросло количество заявок. Наверно, это уже первый результат и свидетельство того, что люди начинают верить, начинают понимать, что все реально. На одной из последних комиссий было заявлено к рассмотрению сразу 168 проектов. Сейчас в октябре мы вынуждены провести не одну комиссию, а две, потому что объем существенный. Мы изменили и подходы к приему заявок. В задачу территориальных центров, которые эти заявки принимают, входит сделать так, чтобы заявка была подготовлена качественно. Сотрудники центров должны консультировать предпринимателей, объяснять, что и как нужно сделать, помогать в заполнении всех этих документов, поэтому на выходе, — и мы видим это на комиссии, — все заявки достаточно качественные.

- Каков процент одобрения заявок на субсидии?

- Сейчас очень большой. Например, в ходе одной из последних Отраслевых Комиссий из 168 заявок 143 были одобрены. В деньгах это более 220 миллионов рублей, что на 130 миллионов больше в сравнении с результатами предшествовавшей комиссии. Есть приоритетные направления. Мы уже говорили об инновационных предприятиях, мы также поддерживаем любые производственные предприятия, тех, кто что-то создает. Мы поддерживаем компании, работающие в сфере услуг, в первую очередь, здравоохранение, образование. Торговля не входит в число приоритетных направлений и не поддерживается, но не потому, что мы считаем, что торговля — это плохо. Как вы знаете, по статистике, основная доля малого бизнеса у нас приходится именно на торговлю. Просто потому, что в торговле найти ресурсы не так проблематично. И именно с этим связана такая сфокусированность поддержки. Если мы те ресурсы, которые имеем, будем распылять на все компании, в том числе торговые, то и торговым ничего не останется — суммы будут слишком маленькие, это никому и ничем не поможет. Поэтому мы должны применять господдержку на тех направлениях, на которых малым компаниям приходится особенно тяжело.

- Вы планируете расширять функционал сайта и более активно вводить элементы так называемого «электронного правительства»?

- В первой половине 2012 года мы планируем наладить систему подачи заявок через Интернет, причем реализовать не только возможность подачи заявки, но и отслеживания: где она, на каком этапе находится, кто ее рассматривает, какой результат, когда заключен договор, когда будут получены деньги. Это в наших планах, считаю, что это очень важно и полезно, особенно сейчас, потому что из-за изменений в программе, из-за реорганизации департамента, к сожалению, некоторые процессы происходят не так быстро, как хотелось бы. И зачастую предприниматели не понимают, почему они уже прошли комиссию, а договор до сих пор не заключен и т.д. А через этот механизм, этот инструмент все будет видно.

- Ведущие мировые экономисты предупреждают о том, что мы стоим на пороге «второй волны» кризиса. Вы бы советовали в свете этого как-то корректировать предпринимателям свою деятельность? И как-то это влияет на характер мер господдержки?

- Я прислушиваюсь к мнению тех экономистов, которые говорят о том, что кризисы сейчас будут более частыми и цикличными, экономика станет более турбулентной. Малый бизнес хорош тем, что он наиболее оперативно реагирует на какие-то изменения. Это его основное конкурентное преимущество. Поэтому советы, которые можно давать, довольно банальны для тех, кто когда-нибудь проходил бизнес-курсы: диверсифицировать и поставщиков, и клиентов, избегать замыкания на какой-то одной компании. Потому что если бизнес построен на одном клиенте, то риски, в том числе, с точки зрения влияния кризиса, слишком велики.

А что касается мер поддержки, то здесь мы можем только выбрать реактивную политику, когда ситуация будет меняться и мы будем видеть эти изменения, то, соответственно, мы будем внедрять какие-то новые методы поддержки, но внедрять их заранее, думая о том, когда и какой кризис грянет — неправильно и невозможно.

- Вы планируете вернуться в бизнес?

- Возможно. Когда я пришел в Правительство г. Москвы, я для себя решил, что это эксперимент. При этом я понимаю, что возвращаться в бизнес, уходить через полгода или через год — было бы совершенно неправильно, потому что это значит, уйти, ничего не сделав. Поэтому какой-то срок я точно проработаю. Сколько это будет — зависит от очень многих факторов, от меня и не только от меня, и что будет потом не знаю. Но отвечу скептикам, что свой бизнес, который всегда был далек от государства, по-прежнему от него так же далек, и никакой ни господдержки, ни госзаказов, ни чего бы то ни было еще, не получает.

Интервью опубликовано в журнале "Все о финансах для малого бизнеса" №6(12) декабрь 2011

Интервью подготовила Юлия Константинова

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=37195

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости