На нашем сайте уже публиковались материалы об итогах 2011 года. Речь шла об экономике России в целом, о малом и среднем бизнесе. Сегодня беседой с Алексеем Шестоперовым мы начинаем подведение итогов года для нашего института.
- Алексей, вопрос простой: каковы итоги прошедшего года для Вас и для института?
- Я не стал бы делать такое разделение: мои итоги и итоги института. Они четко коррелируются.
- Но все же итоги института – понятие более широкое, чем итоги отдельного его сотрудника: Вы принимали участие в различных проектах, но в это же время институт выполнял и другие работы, в которых были задействованы другие эксперты.
- Тем не менее, все, что произошло положительного в жизни института, относится и ко мне тоже.
В целом я оцениваю прошедший год положительно: нам удалось продвинуться как по ряду наших традиционных направлений, которыми мы давно занимаемся и будем продолжать заниматься, так и по ряду направлений, для нас новых. Если говорить о традиционных направлениях, то в прошлом году мы продолжили реализовывать исследовательские проекты в области малого предпринимательства. Они в основном носили региональный характер, в частности мы выполнили несколько исследовательских работ для администраций Оренбургской, Московской, Вологодской областей. Там была самая разная тематика.
В Вологодской области мы, например, занимались разработкой мер поддержки экспортноориентированных малых и средних предприятий. Мы оценивали состояние таких предприятий в регионе и пытались сформулировать предложения по созданию условий для их развития.
- А в каком сегменте рынка они работают? Традиционные лен и пенька, как при Петре Великом?
- Конечно, там есть региональная специфика, связанная с традиционными для экономики этих областей отраслями. И, если говорить о Вологодской области, то это, конечно, - легкая промышленность, например, тот же лен.
Но есть и перспективные сферы. Есть инновационные разработки, есть пищевая промышленность. Есть ряд местных брендов, которые при определенных скоординированных усилиях можно вывести на общероссийский уровень. И сейчас перед Вологодской областью такая задача как раз стоит. И мы пытались предложить для таких предприятий меры не только финансовой, но и организационной, и информационной поддержки.
Если говорить про Московскую область, то мы занимались разработкой мер по поддержке малого бизнеса с целью реструктуризации экономики.
Перед Московской областью сейчас стоит задача…
- Вылезти из ямы, в которую она попала.
- Да, разумеется, вылезти из ямы. Мы знаем и про дефицитный бюджет, и о том, что многие отрасли регионального хозяйства стагнируют. Один из способов решения целого ряда накопившихся проблем – это развитие малого предпринимательства. Это дает в частности создание новых рабочих мест за счет новых малых компаний.
По результатам анализа мы вынуждены были сделать вывод, что сложившаяся в Московской области система поддержки малого бизнеса недостаточно сориентирована на поддержку производственных компаний. Но, если мы хотим развивать и реструктурировать и бизнес, и экономику региона в целом, то необходимо создавать условия для развития в первую очередь тех, кто что-то делает, а не торгует тем, что сделали другие. Так что на первый план должен выходить производственный бизнес. Кроме того,мы предложили переориентировать систему поддержки предпринимательской деятельности на поддержку малых предприятий, занимающихся экспортом, поскольку считаем, что у них есть большой резерв роста на целом ряде рынков.
Как видите, по малому бизнесу у нас были в прошедшем году интересные проекты.
Если же говорить о новых направлениях, в которых нам удалось нарастить компетенцию, то их в прошлом году было довольно много. Тут и оценка регулирующего воздействия, и проект в сфере туризма.
Если говорить про меня лично, то я участвовал в реализации проекта с Росстатом по разработке методического обеспечения для проведения обследования в сфере «затраты – выпуск». Сейчас Росстат инициирует очередное выборочное обследование, в ходе которого будут изучаться затраты различных категорий хозяйствующих субъектов. Это делается с целью составления межотраслевых балансов, так называемых таблиц «затраты-выпуск», придуманных в свое время еще Леонтьевым.
К обследованию отдельных категорий предприятий необходимо было привлечь интервьюеров, поскольку по-другому они информацию не предоставляют. И мы занимались разработкой инструктивных материалов для этих людей.
Инструкция – это, во-первых, рекомендации по преодолению определенных сложных ситуаций в процессе проведения исследования. Во-вторых, это – обучающие материалы, некое учебное пособие, специальный электронный курс.
На мой взгляд, это был очень интересный проект. И самое интересное – его результат реально воплотился на практике. Наши материалы были утверждены приказами Росстата и будут использоваться (а, может быть, и уже используются) при подготовке интервьюеров, которые примут участие в этом большом исследовании.
Также очень много внимания нам пришлось уделить сфере сельского хозяйства.
- Весьма специфическая сфера.
- Вот именно. Но мы изучали ее в контексте административной реформы и в интересах Федеральной антимонопольной службы. Для ФАС России эта сфера носит сейчас приоритетный характер.
Правительство утвердило несколько планов по преодолению административных барьеров, оптимизации контрольно-надзорных процедур в различных сферах, в частности в сельском хозяйстве. План по этой отрасли был утвержден одним из первых, поэтому задача стояла оценить эффективность его реализации: насколько он был выполнен, сколько решений было принято, соответствовали ли эти решения заранее поставленным целям. Необходимо было провести комплексный анализ эффективности реализации плана в сфере сельского хозяйства, и мы немало времени потратили на то, чтобы разобраться в этой сфере. Там ведь много подсфер возникает: карантин, ветеринария, безопасность зерна . Каждая из них обладает своей спецификой, в которую нужно было включиться.
Конечно, может быть, на не все до конца удалось, но работа была интересной и значимой, и какие-то предложения по поводу корректировки плана мы смогли сформулировать. Посмотрим, будут ли они реализовываться на практике. По крайней мере, мы наработали здесь определенную компетенцию.
Были в 2011-м году у нас и другие направления. Так я занимался темой перевода государственных услуг в сфере образования в электронный вид. Это – тоже достаточно специфическая сфера. Мы видим, что сейчас поставлена задача перевода большинства услуг в электронный вид. Однако, как показывает практика, не у всех есть понимание, как это делается, а главное – для чего. К тому же здесь ощущается дефицит методического обеспечения. И мы пытались разработать ряд методических материалов, направленных на ликвидацию упомянутого дефицита. Это – инструкции, комментарии к соответствующим нормативным актам – все применительно к сфере образования. Я надеюсь, что наши разработки будут применяться на практике.
Так что, если говорить в целом, я положительно оцениваю прошедший год. А если говорить о будущем, то, думаю, что спрос на консалтинговые экспертные услуги останется стабильным и, может быть, будет даже расти.
Мы видим, что государство продолжает инициировать масштабные проекты, например, тот же переход на предоставление услуг в электронном виде. Причем это делается и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровне. Это – сложный проект с большим количеством заинтересованных сторон, и понятно: для того, чтобы его качественно реализовать, нужны дополнительные ресурсы, в том числе экспертные. Так что для реализации таких масштабных проектов эксперты будут просто необходимы.
Второй аспект – у нас происходит некое наложение с выборным периодом. И все хотят видеть быстрые результаты своей деятельности, хотят достижения быстрых успехов. Понятно, что в таких случаях тоже необходимо участие экспертов, которые могут помочь разобраться в проблеме, найти нужное решение и даже достичь необходимых результатов. Так что сфера экспертных услуг будет продолжать развиваться. И я хотел бы пожелать всем нам продолжать наращивать компетенцию и профессионализм во всех сферах возможных разработок.
Беседовал Владимир Володин