Минэкономразвития представило план проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов, вызывающих у бизнеса наибольшую обеспокоенность. План рассчитан на первое полугодие 2012 года.
В прошлом году на рассмотрение в министерство поступило 65 заявок от субъектов предпринимательской деятельности на проведение экспертизы документов, которые, по мнению бизнес-сообщества, необоснованно затрудняют ведение бизнеса. Пока в план вошли 19 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Как пояснили в министерстве, по результатам экспертизы могут быть приняты весомые решения о внесении изменений в эти нормативные акты, которые позволят предпринимателям более свободно и безопасно чувствовать себя на рынке.
Как рассказал "РБГ" Александр Молотников, советник президента "Деловой России", проведение экспертиз действующих нормативных актов является серьезным инструментом воздействия бизнеса на законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. В связи с этим нововведением предприниматели получили возможность оценивать эффективность не только проектов, но и действующих нормативных актов.
У экспертов "Деловой России" из утвержденного перечня документов вызывают много вопросов требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденного приказом Мининформсвязи России. "Очевидно, что в этом нормативном акте содержатся не основанные на законе запреты обмена трафиком напрямую с навязыванием пропуска трафика через посредников, - уточнил Александр Молотников. - Подобный вынужденный пропуск трафика "в обход" снижает надежность связи. Помимо этого, пользование услугами посредников увеличивает расходы операторов и не позволяет снижать тарифы для абонентов, в том числе при национальном роуминге".
Большое количество пробелов и недостатков, пользуясь которыми, проверяющие имеют возможность подвергать бизнес дополнительной нагрузке, содержит порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом минздравсоцразвития.
По мнению экспертов "Деловой России", следует обратить внимание и на Свод правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности". Этот нормативный акт также содержит различные избыточные требования к предпринимателям, отметил Александр Молотников. "В частности, даже каждое необслуживаемое антенно-мачтовое сооружение, стоящее удаленно от любых других объектов (например, в чистом поле), требует наличия пожарного водопровода и пожарного водоема для его питания, - пояснил эксперт. - Это касается и любых иных аналогичных (необслуживаемых и отдельно расположенных) объектов различного назначения. Заведомо невыполнимые избыточные нормы могут привести к повышению коррупции в рассматриваемой сфере".
Малый бизнес, участвовавший в процессе подготовки актов для ретроспективной оценки, отмечает приказ Минсельхоза РФ "Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований", приказ Росалкогольрегулирования "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару", приказ Минрегиона РФ "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и приказ Мининформсвязи РФ "Об утверждении Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования".
По словам Андрея Шубина, руководителя центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "ОПОРЫ России", каждый из этих актов несет в себе сложности для предпринимателей.
К сожалению, по словам эксперта, в перечень актов не вошло письмо Центрального банка РФ, которым утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, которое распространяет свое действие в том числе на индивидуальных предпринимателей, что увеличивает их затраты и создает трудности при соблюдении указанного положения. "Этот акт не прошел по формальным основаниям, так как Центральный банк не является органом исполнительной власти, поэтому в соответствии с действующим порядком он не подпадает под процедуру, - заметил Андрей Шубин. - Как раз из данного примера видно, в каком направлении можно совершенствовать ОРВ".
Бизнес уверен, что необходимо расширять сферы, на которые распространяется процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ). "Очень хочется надеяться, что в будущем на экспертизу действующих нормативных актов будут направляться не только акты министерств и ведомств, но и постановления Правительства РФ", - заявил Александр Молотников.
Как отметил Андрей Шубин, сегодня под действия ОРВ не попадают вопросы налогообложения, тарифообразования и др. "Конечно, есть опасения, что объем работы в разы увеличится, но это очень важная тема", - уверен эксперт.
Еще одним важным направлением, по мнению представителя ОПОРЫ, является внедрение данного механизма на региональном уровне. "Насколько я знаю, у департамента ОРВ уже есть такой опыт, и его надо транслировать и внедрять во все субъекты РФ, чтобы предпринимательское сообщество было в курсе всех нововведений и участвовало в обсуждении и корректировке актов", - заметил Андрей Шубин.
Также эксперты "ОПОРЫ" уверены, что процедуры ОРВ необходимо внедрять в регламент работы Государственной Думы РФ. "Это расширит сферу участия бизнеса в оценке актов и позволит контролировать принятие актов", - отметил Андрей Шубин. По словам эксперта, институт ОРВ стал огромным подспорьем для предпринимательского сообщества, поскольку у бизнеса появилась реальная возможность корректировать законодательные инициативы правительства и блокировать акты, создающие дополнительный барьеры и вводящие дополнительные необоснованные затраты. "Однако стратегической задачей должно стать привлечение бизнес-объединения к разработке законодательных инициатив на этапе выработки концепции, стратегии и основных положений, чтобы избегать внедрения излишних и необоснованных требований к бизнесу", - отметил Андрей Шубин.
В целом институт оценки регулирующего воздействия важен во всех отношениях: для бизнес-сообщества - как возможность высказать свое мнение, для регулятора - как рецепция на свои предложения, уверен Кирилл Илюшкин, исполнительный директор компании "Норд-Капитал". "Мы ценим это нововведение, в котором видим шаг в сторону большей открытости и прозрачности. Все-таки государство должно решать наши проблемы, а не создавать их, - отметил эксперт. - Станет ли ОРВ эффективным инструментом в России? Если искоренить коррупционную составляющую, пропитывающую всю вертикаль власти и часть бизнеса, то сможет. В противном случае это будет профанация".
Эксперты считают, что в перспективе применение процедуры ОРВ станет более широким, необходимо изначально обсуждать нормативные акты до их принятия. "Дело в том, что подчас серьезные экономические проблемы для бизнеса создают те нормативные документы, финансово-экономическое обоснование которых содержит лаконичное обещание: не повлечет дополнительных расходов бюджетных средств, - говорит Эдуард Олевинский, председатель Совета директоров правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - Важность нового порядка оценки проектов нормативных документов очевидна. Система должна работать таким образом, чтобы была ясна необходимость предлагаемых правовых новелл, их преимущества по сравнению с альтернативными видами регулирующего воздействия либо отсутствие таковых".
Источник: http://opora.ru/news/23760/