Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Успеть до 2020 года

Премьер-министр Владимир Путин продолжает выступать с программными статьями. В понедельник очередная статья вышла в газете "Ведомости". В ней председатель правительства отмечает, что "мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира", и рассуждает о том, какие перемены нужны экономике нашей страны.

В частности, Владимир Путин заявляет, что для России непозволительно "иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния". "Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством".

Для того чтобы этого достичь, премьер предлагает уйти от сырьевой модели экономики и "искать решения, которые позволили бы нам преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость". Он считает, что для возвращения технологического лидерства нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, ИКТ, нанотехнологии, атомная промышленность и космос. Но на первое место премьер поставил фармацевтику.

- В последнее время звучит много здравых идей и правильных решений, только, к великому сожалению, они не всегда доводятся до конца. В развитии отечественной фармацевтики есть серьезная межведомственная разобщенность: минпромторг отвечает за строительство и технологическое перевооружение отечественных предприятий, а минздравсоцразвития - за регистрацию препаратов, закупки и т.д., но порой они не могут найти общего языка, и это существенно отбрасывает нас назад. Хотелось бы, чтобы проблемы развития отечественной фарминдустрии решались комплексно, взвешенно и совместными усилиями всех заинтересованных ведомств, - комментирует инициативу премьера Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей. - Сегодня межведомственные разногласия ощущают и регионы, особенно те, что решили создавать у себя фармкластеры. Ведь там недостаточно построить новые производства, нужно заранее подумать, кто будет на них работать, что на них будут производить и кто будет эту продукцию закупать.

Большое внимание в своей статье премьер уделил конкуренции, которая лежит в основе современной экономики. "Главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение конкуренции. Только она заставляет частные предприятия искать лучшие технологические решения, обновлять продукцию", - справедливо отмечает премьер. Но главный источник создания новых производств, новых рабочих мест - частные инвестиции, и здесь ситуация далека от радужной. "Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России", - говорится в статье. Для решения проблемы капитала Путин предлагает ряд мер. Во-первых, увеличить размер внутреннего рынка. Во-вторых, сделать деловой климат более привлекательным для долгосрочного помещения капиталов.

- Предложения Путина (по увеличению размера внутреннего рынка, улучшению делового климата в стране и т.п.) вполне "реальны" потому, что эта политика, в той или иной мере, проводится уже более 10 лет. Одновременно с сохранением "фасада" свободного рынка проводится усиление государственного регулирования и планирования, - отмечает Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент". - Необходимость в усилении роли государственного планирования и регулирования диктуют сами российские реалии: "климатический налог", низкая плотность населения, сложная обстановка и повышенные риски на геополитической "периферии", традиционные внутренние противоречия многонациональной страны и ряд других, порожденных уже современным развитием экономики РФ факторов.

"Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, - это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Надо вместе с экспертным сообществом, с судьями, с предпринимателями публично обсудить и внести до конца этого года все необходимые конкретные предложения на этот счет", - предлагает Владимир Путин. Он уверен: депутаты Государственной Думы поддержат такие поправки.

- Показательно, что Путин заговорил о "системной коррупции", где слово "системная" предполагает, что и борьба с коррупцией должна вестись не в режиме разносов и наказания стрелочников, а системно - по всей вертикали сверху донизу, - говорит Михаил Субботин, старший научный сотрудник ИМЭМО, к.э.н. - Премьер совершенно справедливо связал проблемы в экономике с тем, что еще только предстоит "изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России", "демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов" и "исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания". Тем самым признав, что 20 лет все это действует, обеспечивая репрессии в отношении сотен тысяч предпринимателей. При этом такие правовые инструменты, как амнистия, УДО или помилование используются в исключительных случаях, т.е. репрессия, оказывается, есть, а репрессированных (которых нужно срочно выпускать на свободу) как бы и нет: 20 лет предпринимателей судят "по законам советского времени", но так и не проведено ни одной амнистии за преступления в сфере экономики.

В то же время Владимир Путин ратует за изменение всей идеологии государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса - исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.

Рисуя картину эффективной экономики, Владимир Путин представляет себе экономику постоянно обновляющихся технологий, экономику, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест. "При этом значительная часть малого бизнеса 2020 г. - это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги", говорится в статье. По мнению вице-президента "ОПОРЫ России" Владислава Корочкина, это не утопия.

- Такой сценарий развития абсолютно реален. Причем даже без усилий государства в этой области. Это тренд, который подтверждают все мировые экономики. Когда малый бизнес обслуживает крупный (к примеру, производит какие-то комплектующие и пр.). Это задача, которая реальна и решается. Крупный бизнес должен быть только там, где не справляется малый.

Эксперты в своих суждениях о статье премьера не единодушны.

- Сама постановка проблем совершенно нормальная. Практически нет популизма. Делово-уважительный рабочий разговор о задачах в сфере экономики. В статье говорится много правильных вещей, - говорит Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК. - Конечно, нам нужно менять сырьевую модель экономики, решительно улучшать деловой климат, существенно повышать производительность труда и т.д. Статья стратегична - многие поставленные задачи решать придется достаточно долго. Показательно: говоря о некоторых вещах, Путин ставит срок - до 2020 года, а по некоторым направлениям, видимо, понимает, что к этому сроку удастся сделать лишь первые шаги.

- Вопросы, которые поднимаются в статье, и основные ориентиры, которых предлагается придерживаться, действительно верны. Но обо всем этом уже говорится в течение последних 20 лет, а какого-то заметного прогресса в их решении не видно, - комментирует Максим Зайцев, старший аналитик по облигациям ИГ "Норд-Капитал". - Да, средний уровень жизни в стране вырос, но произошло это вследствие того, что цены на нефть за это время выросли в разы. Сырьевая зависимость за это время только усилилась, и какого-то заметного прогресса в промышленном производстве и тем более в инновационных технологиях не наблюдается.

Сергей Габестро, председатель совета директоров Торгового портала Fabrikant.ru, также отмечает, что статья носит описательный, а не программный характер. "В тексте просто перечисляются экономические проблемы, о которых мы давно знаем, - системная коррупция, непривлекательность России для инвестиций и т.д. Я же ожидал увидеть программный документ, конкретный план действий, в котором бы говорилось, какие именно меры для решения экономических проблем будет принимать Владимир Путин, став президентом России. Хотелось бы также знать, каких результатов он планирует достигнуть на посту главы государства и каковы будут критерии оценки его работы", - вопрошает он. Вопрос остается без ответа.

"Налоги на производство надо снижать"

Комментарии на статью Владимира Путина "О наших экономических задачах".

Председатель "Деловой России" Борис Титов:

"Желание совершить поворот в экономике, который можно назвать "Новой промышленной политикой" - весомый шаг в сторону здорового развития экономики. Главные ее контуры Путин обозначил еще в статье "Россия сосредотачивается" - отказ от сырьевой модели экономики, новая индустриализация, создание 25 миллионов новых высококвалифицированных рабочих мест.

Сегодня он подробно раскрывает планы в экономике, меры, которые должны компенсировать деиндустриализацию, произошедшую в девяностых и нулевых годах. Привлечение новых технологий и создание новой промышленной основы государства диктует необходимость активной борьбы за инвестиции в страну, а значит, подразумевает и создание нового благоприятного делового климата, в том числе за счет пересмотра налоговой политики - осуществления налогового маневра.

Мы поддерживаем предлагаемые Путиным меры, но считаем необходимым рекомендовать и ряд других кардинальных мер в сфере новой промышленной политики, которые в статье не упомянуты.

Владимир Путин говорит, что налоги на несырьевой сектор не будут повышаться. Но это только консервация сложившейся ситуации. Мы настаиваем на том, что налоги на процесс производства надо снижать, а на процесс потребления повышать. Налоги же для малого бизнеса необходимо снять вообще и перевести его на патентный принцип.

Премьер предлагает передать экономические дела в арбитражные суды и избавляться от рудиментов советского правосудия. Все верно. Но к этому необходимо добавить освобождение тех, кто уже сидит по экономическим статьям, и пресловутой 159-й статье, т.е. провести для них амнистию.

В статье говорится о повсеместном промышленном развитии, "Деловая Россия" предлагает идти не широким фронтом, а очагами - создавать территориально-производственные комплексы, как мы это уже делаем в ряде регионов, например, рыбопромышленный комплекс в Мурманске, образовательный в Томске, сельскохозяйственного машиностроения на юге России и т.д.

В тучные годы можно было проводить "повернуть" экономику от сырьевой к промышленной модели эволюционно, а сегодня только революция в экономике способна выправить ситуацию, сделать нашу экономику конкурентоспособной и позволить ей претендовать на звание развитой.

И, конечно, невозможно говорить ни о какой новой экономике, пока не будет решена проблема откатов. Невозможно строить бизнес, когда существуют две экономики - "белая" и "черная", и представители власти используют свои полномочия для того, чтобы нечестно обогащаться. Путин говорит об этом открыто, начинает с этим борьбу - это очень важно.

Президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:

- РСПП давно ставит вопрос о необходимости изменении идеологии в контрольно-надзорной сфере. Контролирующие органы должны помогать бизнесу, а не стремиться взять максимальный штраф или даже обанкротить компанию.

Да, не весь бизнес соблюдает законодательство, но большая часть - это законопослушные предприниматели, заинтересованные в развитии компании. Именно "белый" бизнес чутко реагирует на усиление давления (особенно неправомерного) со стороны контрольно-надзорных органов и выбирает другие страны для реализации новых проектов, тогда как "серому" все равно - как платили взятки, так и платят. Так что презумпция добросовестности бизнеса - не утопия, а существенная часть долгосрочной стратегии развития страны и повышения качества делового климата.

Не совсем разделяя оценку налогового режима как конкурентоспособного - все-таки в мировой практике в фискальную нагрузку включаются платежи в рамках системы социального страхования, а это существенно меняет степень "нагруженности" бизнеса - можно согласиться с остальной частью высказывания.

Качество законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, российским бизнесом оценивается достаточно позитивно. Проблема в первую очередь в правоприменении, недостаточной эффективности госуправления, непрозрачности ни для бизнеса, ни в целом для общества деятельности многих контрольно-надзорных органов, противоречивости и нечеткости подзаконных актов. Отсюда - коррупция, неидеальный деловой климат, отток капитала, неуверенность бизнеса в завтрашнем дне. Хотя высокий уровень инфляции и нехватка квалифицированных кадров беспокоит бизнес не меньше, чем коррупция и административные барьеры.

Александр Левковский, первый заместитель председателя правления СМП Банка:

- Чтобы деньги населения работали на рынке капитала, и граждане получали дивиденды от роста ВВП, необходимо решить, как минимум, три основных проблемы. Первая проблема - небольшой объем рынка, он должен быть гораздо более емким и не реагировать настолько сильно на внешних инвесторов, насколько это происходит сейчас. Вторая - доля сбережений нашего населения в целом очень невелика. Третья проблема - неразвитость налоговой системы: существующие на данный момент принципы ограничивают активность населения на рынке ценных бумаг, т.к. с этой точки зрения держать средства в банковских депозитах проще и удобнее, чем вкладываться в рынок.

Источник: http://opora.ru/news/24495/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости