Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Виктор Харченко, заместитель генерального директора АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус». Электронный документооборот – веление времени. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с Виктором Харченко о введении электронных счетов-фактур как первом этапе перехода на электронный документооборот.

- Виктор, мы остановились на расходах малого бизнеса при переходе на электронный документооборот. Ведь они существуют?

- Когда мы беседовали с представителями крупного бизнеса, речь шла о том, что будет необходимо некое программное обеспечение, дающее возможность без помех перейти на электронный документооборот. Если же для каких-то малых предприятий это окажется дорого или неудобно, то есть возможность сделать так, чтобы такие предприниматели заполняли счет-фактуры прямо на соответствующем интернет-портале. То есть он будет работать в системе крупной компании.

- То есть прорабатывались самые различные варианты?

- Да. Все вопросы в принципе решаемы.

- Ну, это понятно: личный кабинет на корпоративном сайте, логин и пароль и работа в удаленном доступе.

- Да. И если ты, например, поставщик, товар которого идет из Владивостока в Москву, прежде чем продукция дойдет до клиента, ты сможешь составить счет-фактуру, скорректировать ее с партнером и привести в окончательный вид. И когда груз придет по назначению, вы оба будете застрахованы от ошибок в этом документе. Одно это уже ликвидирует некоторые издержки. И если крупная компания, работая с большим количеством небольших фирм, несет такие издержки, она сделает все, чтобы вместе со своими контрагентами перейти на более надежную и более дешевую форму составления документации.
Те же, кто не освоит эти технологии, начнет проигрывать в конкурентной борьбе, и вынужден будет стремиться их освоить.

- Есть и еще один вопрос. Когда я работал в коммерческой фирме, и к нам должны были прийти какие-то ревизоры, я помню, как у нас вовсю работали шреддеры – мы уничтожали бумажные документы. Если их вообще не будет, ситуация с уничтожением улик еще более упроститься.

- Это уже вопрос добросовестности предпринимателей. Он не решается переходом с одного носителя документации на другой.
Разумеется, внедрение любой передовой системы рассчитано на добросовестных пользователей. Допустим, хотим мы перейти от бумажных сертификатов, которые зачастую, несмотря на наличие бланка и печати, оказываются поддельными, на электронные – на кого мы должны ориентироваться? Конечно, на добросовестный бизнес, поскольку бизнес недобросовестный подделает все, что угодно. Вопрос не в том, какой именно, с правовой точки зрения, бизнес воспользуется нововведением, а сможет ли государство эффективно контролировать добросовестность пользователей.
И в данном случае ситуация с бумажными и электронными носителями аналогичны. Вот идет проверка документов существующих в бумажном виде. Контрольное ведомство делает запрос: пришлите по почте или привезите такие-то и такие-то документы. Если таких документов нет, их просто «рисуют». А если есть документы, которые не стоит представлять, то, как Вы только что рассказывали, их просто уничтожают. Причем уничтожить без следа документ, существующий только в бумажном виде, гораздо легче. Если же документ выполнен в электронном виде, да еще на интернет-портале, его текст легче найти и восстановить. Сейчас налоговый инспектор должен уведомить о своем приезде, что дает возможности для подчистки документов. Поэтому встает вопрос о правилах хранения документации.
Мы знакомились с этим вопросом в Германии. Там предприниматель обязан записать все документы на диски, с которых технически ничего нельзя стереть. Там сразу становится ясно: когда была сделана запись, в каком формате и так далее. Так что, если и у нас прописать в правилах необходимость хранить информацию на носителях, которые невозможно перезаписать, то проблема добросовестности пользователя будет хотя бы частично решена.

- Понятно, что при наличии политической воли такие проблемы можно решить.

- Да, а вопрос обнаружения нарушений – это вопрос квалификации сотрудников проверяющих органов.
Установите четкие правила электронного документооборота, и все встанет на свои места. Если вы имеете дело с добросовестным предпринимателем, то вообще не будет никаких проблем. Если он не в ладах с законом, то, разумеется, начнет разыскивать дырки в законодательстве, пытаться перезаписывать диски и так далее. Поэтому, как это бывает всегда при внедрении чего-то нового, риск есть. Но технологии проверок также совершенствуются, и надзорные органы смогут с их помощью контролировать ситуацию с документооборотом.

- А не будет ли неразберихи с документооборотом в то время, пока все будет отрабатываться и налаживаться? У нас ведь (да и не только у нас) всегда есть любители половить рыбку в мутной воде. Тем более, что ведь документы будут иметь хождение в обоих видах.

- Эти риски есть, но идея внедрения в России электронных счетов-фактур прорабатывается вот уже шесть лет. Было время смоделировать различные ситуации в поведении контрагентов. Кроме того электронные счета-фактуры не будут являться обязательными.
Должно быть право выбора. Если у тебя маленькая палатка, в которой не стоит компьютер, какие тут могут быть электронные документы. Если же у тебя фирма с большим количеством транзакций, то все наоборот. Ты снижаешь издержки, переходя на электронный документооборот. Об этом мы говорили с самого начала.

- Хорошо, но вот тысяча маленьких палаток закупает товар у одного и того же оптового продавца. Ему выгоднее электронные документы, им – бумажные.

- Они должны будут договариваться. Уже сейчас многие сети, заключая договора с поставщиками, очень сильно «прогибают» их по самым различным вопросам. Их интересуют частые поставки без сбоев в графике, с четкой регламентацией. И в этом вопросе будет то же самое: не можешь работать с электронными документами – найдем другого партнера. Я думаю, что для кого-то это станет вопросом присутствия на рынке.
Посмотрите: сейчас очень мало офисов, куда берут людей, не владеющих компьютерными технологиями. Теперь, очень возможно, это будет и с фирмами: работать (во всяком случае, на нормальном уровне) сможет тот, кто овладеет электронным документооборотом. И к такой ситуации бизнес придет естественным путем.
Но, опять же повторюсь: это произойдет, когда множество документов, существующих в бумажном виде только для того, чтобы представить их в контрольные органы, можно будет подавать в электронном виде. И это будет выгодно всему бизнесу, всей экономике.

- И даже мы увидим электронные сертификаты соответствия?

- А почему нет? Сейчас сертификат должен быть в бумажном виде и сопровождать каждую транзакцию: перевозку, продажу, хранение… Но в мире уже идет движение к тому, чтобы покупатель в магазине мог подойти к специальному сканеру, приложить к нему штрих-код товара (точнее – его расширенный вариант DataBar) и увидеть на экране всю необходимую информацию, в том числе и о разрешениях на продукцию. Думаю, и мы к этому придем, и у нас сертификаты окажутся в сети, доступными по любому запросу.
За электронным документооборотом будущее, и мы должны к нему идти.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости