Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«Бизнес не торопится входить в торфяную отрасль из-за того, что в ней не сформированы правила игры»

Михаил Исаченков записал несколько обращений к президенту

Руководитель группы компаний «Смоленскторф» Михаил Исаченков записал несколько обращений к президенту для того, чтобы обратить внимание на проблемы торфяной отрасли. Торф – ценный ресурс, который может использоваться не только в качестве топлива, но и в химической промышленности, сельском хозяйстве, медицине. Несмотря на то, что каждый год на болотах образуются громадные запасы торфа, объем его добычи в России сравним с аналогичным показателем в Латвии. О том, к чему привели обращения к президенту, и кто виноват в торфяных пожарах, Михаил Исаченков рассказал корреспонденту EquipNet.

- Зачем вы записали обращение к президенту, и есть ли какой-то отклик?

- Я записал уже несколько обращений к президенту, и буду писать столько, сколько потребуется. До тех пор, пока главы государства не обратят внимания на проблему отрасли. В первом моем письме говорилось, в каком плачевном состоянии сейчас находится торфяная отрасль. Я указал, что необходимо использовать торф в энергетических целях на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Расширенное использование торфа, как местного вида топлива позволит снизить тарифы на тепло- и электроэнергию. Это и модернизация, и энергоэффективность. Я подчеркнул, что нужно создавать правовые и организационные условия для возрождения торфяной отрасли.

На это письмо я получил ответ Минэнерго. Какой-никакой закон о торфе нам удалось продвинуть. Но он до сих пор гуляет по коридорам Госдумы. Несмотря на то, что ответ министерства был неплохой, из него выпала сельхозсоставляющая торфа. Торф - это не только энергетика, но и сельское хозяйство. Его применяют в животноводстве, используют как адсорбент, в качестве кормовых добавок и удобрений.

торфВо втором письме президенту я сообщил, что условно согласен с работой, которая ведется по топливной составляющей торфа. Но при этом ничего не делается по сельхозсоставляющей. Я снова получил ответ от Минэнерго, который можно назвать, скорее отпиской. Я говорю о том, что нужно создавать федеральные целевые программы, чтобы торф использовался в сельском хозяйстве, и получаю ответ - потребность в торфе минимальная. Поэтому я был вынужден написать третье письмо президенту. Обращаться в Минэнерго еще раз я считаю нецелесообразным. Для того чтобы решить проблемы отрасли, необходима обратная связь с государством. Все мои обращения можно найти в Живом Журнале

- Опишите кратко ситуацию, сложившуюся в торфяной отрасли?

- Хочу сказать, что сложившаяся в отрасли ситуация, это не проблема моего предприятия или отрасли в каком-то отдельно взятом регионе, это общефедеральная проблема. Ситуация складывалась следующим образом. На конец 80-х годов было более 220 успешно работающих торфяных предприятий. Конечно, они работали при плановой экономике. Были и свои недостатки в виде дотационности. Тем не менее, предприятия работали. Торф шел как на отопление, так и в сельское хозяйство. В 90-х годах многие предприятия перешли сначала на уголь, потом на газ. Произошел упадок в сельском хозяйстве, и торф стал невостребованным. Подавляющее большинство торфяных предприятий закрылись. Выжили единицы.

Я сам обратил внимание на торфяную отрасль в 2001 году. Я понял, что в стране, по сути, работает всего 3-5 успешных торфяных предприятий. Все хотят получить окупаемость за короткий срок, но торф это не тот вид бизнеса, который быстро окупается. Тем не менее, кое-какой бизнес стал уходить в торф. В отрасль пришли деньги, стали появляться новые предприятия.

Но до сегодняшнего дня торф не может заработать по-нормальному, потому что у нас нет законодательной базы. Торфяники России должны выполнять те условия, которые навязаны горнякам. До сих пор нет закона о торфе. В некоторых областях, такие законы существуют, но на общефедеральном уровне ничего не создано. Ситуация доходит до смешного. О торфе можно прочитать в водном кодексе, земельном и лесном кодексах.

Поэтому в 2009 году, мы торфяники России создали некоммерческое объединение Росторф для того, чтобы защитить свои права. Было проведено несколько торфяных форумов, по результатам которых были приняты важные для отрасли решения. Но как это часто у нас бывает, словами все и закончилось.

- Как и где можно использовать торф помимо грунта для сельского хозяйства?

-Торф можно использовать в двух направлениях – топливная составляющая и сельское хозяйство. Он хорош как местный вид топлива для того, чтобы не возить уголь или мазут за тысячи километров. Это топливо для котельных. В меньшей степени торф можно использовать в медицине, нефтехимии и строительстве.

- Какова конкуренция в отрасли? Может ли туда войти малый бизнес, небольшие предприятия?

- Как таковой конкуренции на сегодняшний день нет. Почему? Бизнес не торопится входить в эту сферу из-за того, что не сформированы правила игры. Отмечу, что мы не ждем денег от государства. Просто должна быть сформирована законодательная база. Должен появиться, наконец, закон о торфе, приняты соответствующие постановления, федеральные программы.

По некоторым подсчетам, нефти нашей стране хватит на 40 лет, а газа на 70лет. Ясное дело, что на нашу с вами жизнь хватит и того и другого. Но если думать о наших потомках, то торфом можно топиться гораздо дольше. На сегодняшний день торфа на болотах образуется намного больше, чем добывается. Это громадные запасы.

Как только появится соответствующий закон, федеральные целевые программы, в отрасль придут деньги. Это могут быть частные вложения, частно-государственное партнерство. Просто должны быть созданы условия для этого. Перспективы у отрасли огромные. Отмечу, что мы не ждем от государства поддержки, мы ждем, чтобы оно, наконец, приняло «правила игры».

- Если вспомнить торфяные пожары в Подмосковье летом 2010 года, почему торфу дают гореть, раз это такой ценный ресурс?

- Там, где у торфяников есть хозяин, все тушится быстро. Нужно создавать экономические предпосылки для того, чтобы торф попадал в частные руки, чтобы его добывали, перерабатывали. И соответственно хозяева этих бизнесов сами будут смотреть за пожарной обстановкой на болотах. Для того чтобы добывать торф, необходимо проводить длительные работы по осушению. А если просто взять и залить их водой, то потом придется вкладывать бешеные деньги в их осушение. Болота не должны гореть! Нужно создавать условия, чтобы на каждом болоте работал частный собственник, предоставлять налоговые преференции для таких предприятий.
 

Екатерина Гонова

Источник: http://www.equipnet.ru/interview/power-industry/power-industry_112.html

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости