Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Светлана Халфина: «Главная миссия уполномоченного по защите прав предпринимателей - искать компромисс между чиновником и бизнесменом»

В России будет создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Такое предложение высказал Владимир Путин, выступая на инвестиционном форуме «Россия-2012». Председатель Правительства подчеркнул, что «бизнес-омбудсмен» будет отстаивать права всех предпринимателей, а не только иностранных инвесторов. «Он получит особый процессуальный статус, а, следовательно, право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти, а также (в некоторых случаях это вполне обоснованно) приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительной меры обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников», — заявил Путин.

Введение должности уполномоченного по защите прав предпринимателей входит в состав пакета мер по улучшению инвестиционного климата.

В стране уже есть опыт в этой области. В 2002 году появилось бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов ОПОРЫ РОССИИ, в 2010-м был учрежден пост омбудсмена по инвестициям. Эту должность занял первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. Работу с ним координирует Уполномоченный по защите прав и представлению интересов предпринимателей в федеральных органах исполнительной власти, председатель Мелеузовского районного отделения ОПОРЫ РОССИИ Светлана Халфина.

В декабре прошлого года, в письме к Владимиру Путину и Игорю Шувалову, «опоровцы» в очередной раз обратили их внимание на необходимость введения института уполномоченного в регионах. Кроме этого президент ОПОРЫ Сергей Борисов, во время заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа в Гудермесе, вновь поставил этот вопрос перед премьер-министром.

24 января 2012 года, в рамках заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, с предложением учредить институт уполномоченного по защите прав предпринимателей во всех субъектах страны к Президенту Дмитрию Медведеву обратилась и Светлана Халфина.

Корреспондент агентства «Башинформ» встретился с ней и попросил прокомментировать некоторые вопросы, связанные с появлением нового должностного лица в государстве.

- Светлана Минзагитовна, похоже, что вопрос «быть или не быть» в стране институту уполномоченного по защите прав предпринимателей, практически решен. А значит, старания ОПОРЫ и Ваши лично не пропали даром. И все-таки, насколько сегодня актуальна и велика потребность бизнес-сообщества в создании такой правозащитной структуры?

— Актуальность существует и она очень велика, тем более, в условиях несовершенства наших судебной и правоохранительной систем. К тому же подобные институты уже давно и весьма эффективно работают на международном уровне, в странах с более развитым правопорядком. В России уполномоченный по правам предпринимателей есть пока лишь в Ульяновской области. Там эта должность официально закреплена на местном законодательном уровне в конце 2011 года. По моим данным, только за три месяца работы, ему уже поступило 257 обращений, из них 43 рассмотрено и 39 оказана реальная помощь. То есть, вот эти 39 предпринимателей не будут ходить по нашим «замечательным» судам, не будут тратить свои силы, ресурсы, а будут развивать свое дело. Это очень показательный пример. Поэтому востребованность в таком человеке есть и в других регионах, в том числе в Башкортостане.

- Глава Правительства весьма внятно объяснил, чем будет заниматься новый уполномоченный, какие у него будут права и обязанности. А в чем Вы видите основное предназначение бизнес-омбудсмена?

— Ну, пока нет ни законопроекта, ни структуры, а есть только концепция, где озвучено, что будет делать этот уполномоченный, каким обладать статусом. Это все нужно будет разрабатывать. Сам же алгоритм действий, я предполагаю, будет таким: уполномоченный принимает обращения, выявляет проблему, вырабатывает пути ее преодоления, и, конечно, решает ее. Но особая миссия уполномоченного, на мой взгляд, должна заключаться в том, чтобы он сумел попытаться найти компромисс между чиновником и предпринимателем, то есть урегулировать конфликт, не доводя дело до судебного разбирательства. Другая его важная функция — выявлять системные проблемы в развитии предпринимательства и готовить предложения по устранению этих причин, в том числе на законодательном уровне. Сергей Борисов в своем недавнем интервью телеканалу «Россия» назвал уполномоченного «дубинкой для чиновников». Шутка конечно, однако в каждой шутке...

- То есть, как я понимаю, предпринимателям сегодня живется не так уж и сладко, и Вы уверены, что без отдельно взятого защитника их интересов им не обойтись? Ну, а что же, а точнее кто, мешает развитию предпринимательства?

— Хотя по исследованиям ОПОРЫ РОССИИ сегодня одной из главных проблем в развитии предпринимательства является нехватка специалистов рабочей специальности, однако административные барьеры никуда не делись. Но вот какой парадокс: проблема зачастую не в том, что кто-то из чиновников бесцеремонно лезет в дела бизнесменов, а, наоборот, в их бездействии. Вот я пытаюсь отстаивать права своих коллег исключительно на общественных началах, не обладая никакими особыми полномочиями.

Ко мне с просьбой о помощи обращаются предприниматели из разных регионов страны.

И если выясняется, что факт нарушения прав предпринимателей вопиющий, то мы вместе пишем обращения в различные структуры, если необходимо, я лично звоню должностным лицам, вплоть до глав администраций муниципалитетов, и до заместителей губернаторов. Но если ситуация заходит в тупик, ну вот невозможно кому то помочь, то уже обращаюсь непосредственно к Игорю Шувалову, и уже через него пытаюсь добиться справедливости.

На самом деле обращения настолько разные, что их нельзя обобщать. Я анализировала, и получается, что на сегодняшний день у нас в Башкирии, и в Краснодарском крае чиновники готовы идти и идут на компромисс, а вот, к примеру, самые «глухие» и «не пробивные» из них — так это в Брянской области. Это я говорю абсолютно искренне, без лести к нашей республиканской власти.

- Вы уже больше трех лет занимаетесь правозащитной деятельностью, отстаиваете, хоть и на общественных началах, права предпринимателей. Как вы к этому пришли?

— В 2009 году я пережила жесткий административный пресс, с элементами бандитских разборок в духе 1990-х. Тогда некоторые чиновники себе такое позволяли. Ситуация была очень сложная. И в тот непростой момент мне помог президент ОПОРЫ РОССИИ, членом которой я уже была тогда. Сергей Ринатович Борисов буквально защитил меня.

Он лично позвонил, поговорил со мной, узнал, что происходит, и уже сам разбирался в этом конфликте, решал все вопросы, подключал правоохранительные структуры на федеральном уровне. После этого мы стали общаться, я начала активнее проявлять себя как «опоровец». Он это заметил и предложил мне стать уполномоченным по защите прав предпринимателей. Я работаю на основании распоряжения Председателя Правительства России, где говориться, что две общественные организации ОПОРА РОССИИ и «Деловая Россия» проводят мониторинг обращений, связанных с нарушением прав предпринимателей. В рамках этого документа, в частности, в ОПОРЕ проводится регулярный мониторинг по выявлению системных проблем, с которыми сталкиваются представители бизнеса. Мы собираем конкретные факты, обрабатываем информацию из всех регионов страны и выявляем общие проблемные тенденции, готовим конкретные предложения по изменению законодательства. Далее эти материалы рассматриваются на заседании Правительственной комиссии под председательством Игоря Шувалова.

Ну, а тот случай, три года назад, лишь закалил меня. И с приходом к руководству республикой Рустэма Хамитова ситуация с деловым климатом изменилась в лучшую сторону, и я думаю, предприниматели не будут отрицать очевидное. Республиканские чиновники уже открытого хамского беспредела как раньше, себе не позволяют.

- А кто еще в России занимается защитой прав предпринимателей? Или хотя бы пытается?

— На самом деле, кроме ОПОРЫ РОССИИ и «Деловой России», которые, как я уже сказала выше, привлекаются к мониторингу системных проблем бизнеса, так или иначе все предпринимательские объединения лоббируют интересы предпринимательского сообщества. И Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), и Торгово-промышленная палата (ТПП) — у них тоже есть свои функции и задачи. Это и региональные объединения, такие как Ассоциация организаций предпринимательства Башкортостана (АОП РБ). Каждый из них по-своему вносит лепту в развитие российского предпринимательства. И это очень радует.

- Но все равно создается впечатление, что предпринимательское сообщество, как-то разрозненно.

— Я тоже раньше так думала. Считала, что не может быть, чтобы предприниматели объединились. Ведь между нами всегда будет присутствовать конкуренция. Но в ОПОРЕ я увидела, что, оказывается, можно объединять усилия и вместе, сообща решать возникшие проблемы. И, знаете, получается. Мы в ОПОРЕ ведем реестр наших побед и там довольно серьезные успехи. И если бы предприниматели были более активны, этих побед было бы больше. Например, существует процедура оценки регулирующего воздействия. Ее должны проходить проекты всех новых нормативно-правовых актов, которые касаются деятельности предпринимательства. На сегодняшний день из 500 проектов, которые за полтора года прошли эту процедуру, на доработку отправлена одна треть. Однако, ресурсов общественных объединений не хватает и на практике получается так — мы приглашаем предпринимателей принять участие в проведении данной процедуры, в обсуждении документов. Но со стороны многих нет активности. Они не хотят. Кто-то не хочет тратить свое время, а кто-то откровенно заявляет, что никому не верит. Однако если надеяться на мнимое чувство справедливости и эмоции — этого не достаточно что бы отстоять свои интересы. Просто жаловаться — это не работает, должны быть грамотно сформулированы и проработаны предложения в решении системных проблем. Лечить нужно причину!

- Так может и не стоит их тогда защищать?

— Ну, нет, что вы. Предпринимательство непременно должно жить и развиваться. Ведь в нашей стране — это по большому счету пока первое поколение свободных предпринимателей. Раньше в Советском Союзе за это дело в тюрьмы сажали, а сейчас столько возможностей, что их просто надо правильно реализовать. И предстоит еще многое сделать в развитии традиций предпринимательского дела. Я уверена, мы должны передать свое дело будущему поколению. В конце концов, мы должны жить в стабильной и свободной стране.

Источник: http://opora.ru/news/30666/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости