Еще три десятка лет назад бангладешский профессор экономики Мухаммад Юнус разработал концепцию микрокредитования, суть которой состоит в том, что под низкий процент выдаются небольшие кредиты без залога для развития малого бизнеса, как правило, семейного. Это позволило и, благодаря деятельности созданного им банка Grameen, позволяет до сих пор, бедным, но инициативным людям улучшать свое положение и дает им возможность иметь пусть маленькое, но собственное дело. За эту деятельность в 2006 году Мухаммаду Юнусу присудили Нобелевскую премию Мира.
Помимо микрокредитования Мухаммад Юнус активно поддерживает и продвигает идею социального бизнеса. Он считает, что социальный бизнес — это эффективный механизм решения многих социальных проблем. Ни государство, ни общественные организации не будут так эффективны в решении каких-то конкретных задач, как это в состоянии сделать бизнес. Бизнес, созданный с целью самоокупаемости, но не с целью получения прибыли. Именно такую модель Мухаммад Юнус называет социальным бизнесом.
Во всем виновата система
Мнение, что надвигающийся кризис — это кризис капитализма, становится сейчас все более распространенным. В октябре 2011 года десятки тысяч людей по всему миру вышли на уличные демонстрации с лозунгами «Захвати Уолл-стрит».
Так что же такое сегодняшний кризис — лишь закономерность экономического развития либо неизбежный результат заведомо порочной системы? Мухаммад Юнус уверен: нужна смена самой системы, нужно придать экономической модели современного общества человеческие черты. «Безусловно, нынешний кризис — кризис системный, его причина коренится в существующем экономическом устройстве общества, — утверждает профессор Юнус. — Это хорошо видно, если вернуться к моменту начала кризиса в 2008 году. Этот год был отмечен не только крахом мировой финансовой системы.
Параллельно с ним происходили и другие многочисленные кризисы, например, нефтяной кризис, когда цены на нефть поднялись до 150 долларов за баррель. Отмечу, что нефтяной кризис и сейчас никуда не делся, он просто отошел на задний план. В результате продовольственного кризиса 2007-2008 года цены на продукты питания подскочили настолько, что это привело к жестоким голодным бунтам в ряде африканских стран, а также на Гаити и на Филиппинах. Однако и сегодня проблема с продовольствием остается острой. Так случилось, что все три кризиса разразились параллельно, практически в один год. И всё это произошло на фоне постоянного экологического кризиса, который обостряется с каждым днем. Также продолжаются и усугубляются проблемы здоровья населения, проблемы бедности».
Основатель банка для бедных считает, что все эти мировые проблемы происходят от фундаментального дефекта той концептуальной рамки, в которой мы все живем. В чем же состоит этот дефект? В том, что в рамках той концепции, в которой мы живем, человек представляется как нечто двумерное. Как будто человек — это машина для зарабатывания денег. «Это искажение факта, это искажение сути человеческого существа. Люди не роботы, это многомерные существа. А в нашей концептуальной рамке это никак не отражено», — отмечает Мухаммад Юнус.
Добро побеждает
Человеческий эгоизм и альтруизм должны в равной степени браться в расчет при создании нового экономического устройства общества, считает нобелевский лауреат. «Я пытаюсь внести изменения в существующую экономическую концепцию. И вместо одного вида бизнеса, который существует в мире, я призываю: давайте создадим еще один вид бизнеса, который более полно отражал бы многогранность людей. Традиционный бизнес построен на эгоизме, на том, чтобы привлекать благо к себе. Однако пусть будет и другой вид бизнеса, который построен на альтруизме, на том, чтобы делать добро другим. Пока мы сосредоточены только на зарабатывании денег, мы будем постоянно создавать проблемы: социальные, экологические и многие другие, и решить их мы не сможем», — призывает ученый-экономист.
Мухаммад Юнус считает, что государство не в состоянии решить социальные проблемы без общественного участия и без применения бизнес-механизмов. Своеобразный локомотив, способный решить общественные проблемы — это альтруистический вид бизнеса. В его определении, социальный бизнес — это безубыточная компания, не приносящая дивидендов, деятельность которой направлена на решение социальных задач.
Механика социального бизнеса
В качестве примера социального бизнеса Мухаммад Юнус приводит один из проектов, который он поддерживает. «В Бангладеш очень большие проблемы с питьевой водой. Мы решили организовать проект по очистке питьевой воды для жителей деревень. Мы подумали, а почему бы нам не решить проблему хотя бы в нескольких деревнях, и создали компанию. Нашей задачей было сделать чистую питьевую воду доступной. Мы исключали все, что создавало тогда дополнительные расходы, оставив только самое необходимое. Никаких бутылок, никаких контейнеров. По трубопроводу мы качали чистую воду, чтобы она приходила в каждый дом. Мы решили, что не будем получать никаких дивидендов с этого бизнеса. Единственной нашей задачей было решить проблему обеспечения питьевой воды жителей деревень.
Насколько реально проблему можно считать успешно решенной, если питьевой водой мы смогли обеспечить шесть деревень, а таких деревень в Бангладеш почти 80 000? С точки зрения долгосрочной перспективы мы не просто создаем компанию, а выстраиваем франчайзинговую модель. Когда созданная компания выходит на самоокупаемость, благодаря тому, что за потребление воды платят жители этих деревень, этот вид бизнеса можно тиражировать по франшизе. Условия франшизы те же самые — чтобы это был социальный бизнес, который не приносит прибыль владельцу, но окупает свое существование.
Кто из предпринимателей захочет вести бизнес без значимой прибыли? Очень многие молодые люди в тех же деревнях. Человек, решивший по франшизе организовать аналогичную компанию в рамках этого социального проекта, создает для себя рабочее место, поскольку получает зарплату, и в то же время он обеспечивает водой свою деревню. В этом идея социального бизнеса. Мы создали несколько таких компаний по самым разным направлениям. Боимся ли мы конкуренции со стороны обычного бизнеса? Нет, мы не боимся. Наоборот, мы приветствуем конкуренцию. Эта конкуренция идет на благо всем, потому что вы не хотите извлекать благо для себя, вам нужно решить проблему», — объясняет принцип действия социального бизнеса Мухаммад Юнус.
Государство может пропагандировать социальный бизнес, но государство не должно давать деньги социальному бизнесу, потому что тогда это создаст новые проблемы. «Мы не просим никаких особых послаблений для социального бизнеса, отличных от нормального бизнеса. Мы просим государство: обращайтесь с нами так же, как и с любым бизнесом. И у нас есть причина, чтобы просить об этом. Потому что мы боимся, что, если государство создаст особый режим, льготы для социального бизнеса, то мы получим большое количество фальшивых организаций. Как только государство создает какие-то льготы и привилегии, то люди сразу пытаются этим злоупотребить», — предостерегает Мухаммад Юнус.
Записано на III ежегодном деловом форуме «Развитие малого и среднего бизнеса: директивы правительства и реальная практика», организованном деловым изданием «Ведомости».
Опубликовано в журнале "Все о финансах для малого бизнеса"
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Гузель Юсупова
Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=40243