Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Фазлиддин Сайдуллаев, старший эксперт НИСИПП. Проекты были самые разные. Часть первая

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Мы продолжаем беседовать с сотрудниками НИСИПП о наиболее интересных, с их точки зрения, проектах прошлого года. Сегодня наш собеседник – Фазлиддин Сайдуллаев.

- Фазлиддин, чем вы в последнее время занимались?

- Трудно сейчас вспомнить все проекты.…

- А мы обо всех не будем говорить. Лучше говорить о тех, которые запомнились. Было что-то особенно интересное, важное, значительное?

- Я сказал бы так: запомнились какие-то основные вещи по большинству проектов.
Первое – это проект с РосБР. Мы проводили анализ инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах: где что есть, чего нет, какие подвижки можно наблюдать.

- А РосБР – это Российский Банк Развития?

- Да, это раньше. Теперь, после ребрендинга, это – МСП Банк.

- МСП?

- Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основной инструментарий, который был разработан нами в рамках проекта: в каких регионах какие направления поддержки лучше развивать. Поскольку в средствах банк ограничен и поддерживать сразу всех, кто изъявляет такое желание, не в силах.

- Ну, таких средств, по-моему, нет ни у кого. К тому же этот банк не имеет, как я понимаю, права поддерживать компании напрямую. Хотя, как мне кажется, это довольно странное правило.

- Ну почему же, это – вполне логичное правило. Ведь иначе банку необходимо развивать сеть региональных отделений, в которые и будут обращаться предприниматели.
Ведь для того, чтобы предприниматель получил поддержку, он должен до вас дойти. А если у вас отделения только в столице, то очевидно, что вашей поддержкой смогут воспользоваться только московские предприниматели.

- То есть банк создан без региональных отделений, а чтобы их не развивать, ему запретили давать деньги предпринимателям напрямую. Извините, но, по-моему, только у нас в стране может быть осуществлена такая схема. Или я неправ?

- Вы неправы. РосБРу не запрещали давать деньги напрямую, такая логика была заложена с самого начала. И подобная конструкция существует не только в России. Аналогичные конструкции есть и в ряде других стран. Например, такой банк, выдающий льготные займы банкам для кредитования малого и среднего бизнеса, есть, например, в Индии. Он тоже дает средства банкам, которые уже занимаются прямым кредитованием. Такая структура существует в микрофинансовых организациях и в кредитной кооперации (так называемые организации второго уровня). Есть организации, которые выдают кредиты только микрофинансовым организациям, а те уже передают кредиты вниз.

- Но ведь при двухступенчатой системе нарастает процент. Каждый участник процесса должен иметь свой кусочек пирога.

- Это естественно. Но сам МСП Банк получает эти финансы по льготной ставке и по льготной ставке отдает их банкам. В итоге банк получает средства дешевле, чем получил бы их на рынке. При этом ему ставится условие кредитовать именно малые предприятия.

- То есть МСП Банк, по сути, является распределительным центром государственных средств?

- В какой-то мере – да.
И в рамках нашего проекта одной из основных задач была задача определения, в какие регионы лучше всего предоставлять эту поддержку, поскольку есть регионы (тот же Татарстан), проявляющие большую активность и готовые осваивать значительный объем средств. А есть регионы, где такого рода поддержка необходима, но региональные власти такой инициативы не проявляют. На выяснение того, что кому реально необходимо, и был направлен проект.
Был у нас еще ряд проектов, связанных со сферой малого предпринимательства. Например, в Вологодской области. Мы рассматривали ситуацию с точки зрения уровня развития предпринимательства, с точки зрения повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Как именно это формируется на муниципальном уровне. Какие сегменты и в каком виде формируют местный бюджет. Был у нас и интересный проект, связанный с региональной программой развития конкуренции.

- Это по заказу ФАС?

- Нет, заказчиком выступал Минэкономразвития России. Есть федеральная программа развития конкуренции, и в ее рамках было дано поручение регионам разрабатывать свои программы. МЭР заказало мониторинг этих программ: содержание программ, качество наполнения, лучшая практика.

- И как?

- Никак.

- Совсем никак?

- Дело в том, что для регионов это задача незнакомая. Прежде им не приходилось напрямую сталкиваться с развитием конкуренции. Влияние на конкуренцию не учитывают при разработке отраслевых программ, а разработать отдельную программу развития конкуренции оказалось задачей не тривиальной.
Несмотря на то, что Минэкономразвития России осуществляло методическую поддержку разработки программ, многие регионы ими не руководствовались.
И одна из основных причин, как представляется, в отсутствии финансирования таких программ.
Ну, в принципе они могут свои программы строить по аналогии с федеральной. Мы провели довольно большой срез исследований: регионам даны были какие-то крупные задачи, которые нужно реализовать. Но регионы особо не особо все это выполняли, поскольку не было финансирования.
Понимаете, когда разрабатывается любая программа, например финансирования поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнеса, на нее выделяются средства, в том числе федерального бюджета, объявляются конкурсы…

- А в данном случае была спущена программа без обеспечения?

- Даже сама федеральная программа по большей части идет без финансирования.

- Как это? Ведь мы понимаем, что подобные работы стоят каких-то денег.

- Каких-то денег они стоят безусловно. Однако я сказал бы, что в данном вопросе отразилась специфика нашей политики в области развития конкуренции. Тут ведь не нужно обязательно кому-то выделять средства, строить заводы, открывать школы. Здесь нужно сравнивать деятельность в части государственного управления и отслеживать, какие услуги предоставляются монополистам. Плюс к этому – создание условий: дорожная инфраструктура, торговые площади – все это делается в рамках других программ.
Программа развития конкуренции имеет межотраслевой характер и зависит во многом от выполнения других программ: развития малого предпринимательства, развития энергетики и так далее. При разработке этих программ и должны учитываться принципы конкурентной политики.

- И они реально учитываются?

- Видите ли, многие региональные программы были приняты до того, как была сформулирована программа поддержки конкуренции. Понятно, что они составлялись без оглядки на нее. Затем по поручению правительства было дано указание о необходимости реализации региональных программ развития конкуренции. И, увы, в большинстве регионов все принятые к этому моменту программы не содержали соответствующего финансирования. Исключением стал Санкт-Петербург, где ряд вещей не попал в отраслевые программы и был затем предусмотрен в рамках программы развития конкуренции.

- И каков же результат мониторинга?

- Результат такой: регионы в основном «что-то делают». Причем некоторые работают довольно успешно. Наш институт совместно с Минэкономразвития России подготовили справочник лучшего регионального опыта работы по развитию конкуренции, где отражены наиболее заметные успехи в тех или иных сферах деятельности. Там же проанализированы условия внедрения практики, существующие риски, наиболее перспективные шаги, которые можно сделать.
А дальше – уже совсем другая тема.

Продолжение следует.

Беседовал Владимир Володин

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости