Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Фазлиддин Сайдуллаев, старший эксперт НИСИПП. Проекты были самые разные. Часть первая

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Мы продолжаем беседовать с сотрудниками НИСИПП о наиболее интересных, с их точки зрения, проектах прошлого года. Сегодня наш собеседник – Фазлиддин Сайдуллаев.

- Фазлиддин, чем вы в последнее время занимались?

- Трудно сейчас вспомнить все проекты.…

- А мы обо всех не будем говорить. Лучше говорить о тех, которые запомнились. Было что-то особенно интересное, важное, значительное?

- Я сказал бы так: запомнились какие-то основные вещи по большинству проектов.
Первое – это проект с РосБР. Мы проводили анализ инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах: где что есть, чего нет, какие подвижки можно наблюдать.

- А РосБР – это Российский Банк Развития?

- Да, это раньше. Теперь, после ребрендинга, это – МСП Банк.

- МСП?

- Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основной инструментарий, который был разработан нами в рамках проекта: в каких регионах какие направления поддержки лучше развивать. Поскольку в средствах банк ограничен и поддерживать сразу всех, кто изъявляет такое желание, не в силах.

- Ну, таких средств, по-моему, нет ни у кого. К тому же этот банк не имеет, как я понимаю, права поддерживать компании напрямую. Хотя, как мне кажется, это довольно странное правило.

- Ну почему же, это – вполне логичное правило. Ведь иначе банку необходимо развивать сеть региональных отделений, в которые и будут обращаться предприниматели.
Ведь для того, чтобы предприниматель получил поддержку, он должен до вас дойти. А если у вас отделения только в столице, то очевидно, что вашей поддержкой смогут воспользоваться только московские предприниматели.

- То есть банк создан без региональных отделений, а чтобы их не развивать, ему запретили давать деньги предпринимателям напрямую. Извините, но, по-моему, только у нас в стране может быть осуществлена такая схема. Или я неправ?

- Вы неправы. РосБРу не запрещали давать деньги напрямую, такая логика была заложена с самого начала. И подобная конструкция существует не только в России. Аналогичные конструкции есть и в ряде других стран. Например, такой банк, выдающий льготные займы банкам для кредитования малого и среднего бизнеса, есть, например, в Индии. Он тоже дает средства банкам, которые уже занимаются прямым кредитованием. Такая структура существует в микрофинансовых организациях и в кредитной кооперации (так называемые организации второго уровня). Есть организации, которые выдают кредиты только микрофинансовым организациям, а те уже передают кредиты вниз.

- Но ведь при двухступенчатой системе нарастает процент. Каждый участник процесса должен иметь свой кусочек пирога.

- Это естественно. Но сам МСП Банк получает эти финансы по льготной ставке и по льготной ставке отдает их банкам. В итоге банк получает средства дешевле, чем получил бы их на рынке. При этом ему ставится условие кредитовать именно малые предприятия.

- То есть МСП Банк, по сути, является распределительным центром государственных средств?

- В какой-то мере – да.
И в рамках нашего проекта одной из основных задач была задача определения, в какие регионы лучше всего предоставлять эту поддержку, поскольку есть регионы (тот же Татарстан), проявляющие большую активность и готовые осваивать значительный объем средств. А есть регионы, где такого рода поддержка необходима, но региональные власти такой инициативы не проявляют. На выяснение того, что кому реально необходимо, и был направлен проект.
Был у нас еще ряд проектов, связанных со сферой малого предпринимательства. Например, в Вологодской области. Мы рассматривали ситуацию с точки зрения уровня развития предпринимательства, с точки зрения повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Как именно это формируется на муниципальном уровне. Какие сегменты и в каком виде формируют местный бюджет. Был у нас и интересный проект, связанный с региональной программой развития конкуренции.

- Это по заказу ФАС?

- Нет, заказчиком выступал Минэкономразвития России. Есть федеральная программа развития конкуренции, и в ее рамках было дано поручение регионам разрабатывать свои программы. МЭР заказало мониторинг этих программ: содержание программ, качество наполнения, лучшая практика.

- И как?

- Никак.

- Совсем никак?

- Дело в том, что для регионов это задача незнакомая. Прежде им не приходилось напрямую сталкиваться с развитием конкуренции. Влияние на конкуренцию не учитывают при разработке отраслевых программ, а разработать отдельную программу развития конкуренции оказалось задачей не тривиальной.
Несмотря на то, что Минэкономразвития России осуществляло методическую поддержку разработки программ, многие регионы ими не руководствовались.
И одна из основных причин, как представляется, в отсутствии финансирования таких программ.
Ну, в принципе они могут свои программы строить по аналогии с федеральной. Мы провели довольно большой срез исследований: регионам даны были какие-то крупные задачи, которые нужно реализовать. Но регионы особо не особо все это выполняли, поскольку не было финансирования.
Понимаете, когда разрабатывается любая программа, например финансирования поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнеса, на нее выделяются средства, в том числе федерального бюджета, объявляются конкурсы…

- А в данном случае была спущена программа без обеспечения?

- Даже сама федеральная программа по большей части идет без финансирования.

- Как это? Ведь мы понимаем, что подобные работы стоят каких-то денег.

- Каких-то денег они стоят безусловно. Однако я сказал бы, что в данном вопросе отразилась специфика нашей политики в области развития конкуренции. Тут ведь не нужно обязательно кому-то выделять средства, строить заводы, открывать школы. Здесь нужно сравнивать деятельность в части государственного управления и отслеживать, какие услуги предоставляются монополистам. Плюс к этому – создание условий: дорожная инфраструктура, торговые площади – все это делается в рамках других программ.
Программа развития конкуренции имеет межотраслевой характер и зависит во многом от выполнения других программ: развития малого предпринимательства, развития энергетики и так далее. При разработке этих программ и должны учитываться принципы конкурентной политики.

- И они реально учитываются?

- Видите ли, многие региональные программы были приняты до того, как была сформулирована программа поддержки конкуренции. Понятно, что они составлялись без оглядки на нее. Затем по поручению правительства было дано указание о необходимости реализации региональных программ развития конкуренции. И, увы, в большинстве регионов все принятые к этому моменту программы не содержали соответствующего финансирования. Исключением стал Санкт-Петербург, где ряд вещей не попал в отраслевые программы и был затем предусмотрен в рамках программы развития конкуренции.

- И каков же результат мониторинга?

- Результат такой: регионы в основном «что-то делают». Причем некоторые работают довольно успешно. Наш институт совместно с Минэкономразвития России подготовили справочник лучшего регионального опыта работы по развитию конкуренции, где отражены наиболее заметные успехи в тех или иных сферах деятельности. Там же проанализированы условия внедрения практики, существующие риски, наиболее перспективные шаги, которые можно сделать.
А дальше – уже совсем другая тема.

Продолжение следует.

Беседовал Владимир Володин

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости