Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Председатель Арбитражного суда Алтайского края Виктор Огай рассказал об изменениях в судах

Переход к электронному правосудию и открытости системы арбитражных судов председатель арбитражного суда края Виктор Огай называет прорывом. О том, какие еще изменения произошли и будут происходить в арбитражных судах, как работает этот механизм и о многом другом он рассказал журналисту ИД "Алтапресс".

– Виктор Михайлович, за последние годы арбитражный суд сделал огромный шаг к открытости. Но при этом каждому доступна такая информация о фирмах и их владельцах, которую они предпочли бы держать в секрете. Не пытаются ли какие-либо лоббисты сделать систему менее открытой, вернуться в старые времена?

– Нет, такого не происходит. Надо сказать, что введение системы электронного правосудия, возможность подать иск через сервис "Мой арбитр", познакомиться со всеми судебными актами – это был настоящий прорыв. Сегодня примерно 500 исковых заявлений и документов по делу в месяц подается через "Мой арбитр", и эта цифра с каждым месяцем растет. Картотека арбитражных дел – это огромный банк данных, где содержится информация о миллионах рассмотренных дел в арбитражных судах. Это позволяет менять нашу судебную систему к лучшему, позволяет сторонам подготовиться к процессу, изучить сложившуюся судебную практику.

– Когда вводили эту систему, приходилось ли заниматься ликвидацией компьютерной безграмотности судей?

– Трудности были. Но сегодня компьютером владеют все. При приеме на работу в аппарат суда претендент проходит тестирование на базовые знания компьютера – в основном все показывают хорошие знания, набирая в среднем 7–9 баллов по десятибалльной шкале, этого достаточно для приема на работу в суд. Судьи же к нам сейчас приходят молодые, 29–35 лет, это поколение уже не мыслит своей жизни без компьютера. Но принимаем мы не всех – в основном отличников и хорошистов. Если при тестировании претендент получает оценку менее семи баллов, говорим: "Идите и учитесь".

– Так вот где имеют значение пятерки и красный диплом...

– В судах – да. В нашей системе также поощряются научная работа судей, защита диссертаций. Лица, имеющие ученую степень, получают надбавки к зар­плате. В частности, надбавка за кандидатскую – 5%, за докторскую – 10%.

Что первично

– Обсуждается предложение, чтобы судей утверждал не президент, как сейчас, а само судейское сообщество, якобы это еще один шаг к независимости судей. Как вы к этому относитесь?

– Я полагаю, что наше общество еще не готово к таким изменениям. Когда судья назначается президентом, есть какая-то ответственность, с судьи можно спросить. При этом и сегодня никто не вправе вмешиваться в деятельность судьи, он сам выносит решение, руководствуясь Конституцией РФ и законами.

– А как же собственное убеждение судьи? Разве этим судьи не руководствуются?

– Так называемое судейское усмотрение должно базироваться на знании, опыте, мудрости человека, его гражданской позиции. Оно не означает, что решение вынесено потому, что судья так захотел. Первичен ведь не закон, а здравый смысл человека, который его применяет. Понимаете? Если бы решения выносились из соображений человеколюбия, многие решения были бы не такими, как сегодня. Человек может быть слабым, обиженным, а по закону решение может быть принято в пользу того, кто его обидел, потому что гражданин пропустил сроки, вовремя не сориентировался и не представил доказательства, которые опровергли бы доводы другой стороны. Поэтому сейчас и говорят о создании института судебных представителей в арбитражной системе.

– Это такой "обязательный адвокат"?

– Судебный представитель – человек, который имеет высшее юридическое образование, аккредитованный в арбитражном суде. Предполагается, что именно он будет иметь право представлять интересы сторон. Сейчас же по закону это вправе делать любой гражданин. Послабление хотят сделать только для первой инстанции, где все останется по-прежнему. Но уже в апелляции, кассации и надзоре это будет только судебный представитель.

– Но ведь тогда судиться станет дороже...

– И все же это правильное решение. Люди, не имеющие достаточной квалификации, на суде порой рассказывают больше о своей жизни, о том, как с ними несправедливо поступили, чем о предмете спора. А когда на одной стороне компания, обладающая мощной юридической службой, а на другой стороне – гражданин, чаще всего выигрывает компания, потому что юристы найдут множество лазеек. Ведь обязанность по доказыванию своей правоты лежит на сторонах, а суд оценивает те доказательства, которые ими представлены. От того, насколько грамотно, профессионально это будет сделано, и зависит результат по рассматриваемому делу.

– Как часто на судей оказывают давление органы власти – я имею в виду запугивание, уговоры принять "правильное" решение и т. п.?

– Бывает так, что звонят судьям и просят посмотреть дело повнимательнее. Лично ко мне приходят в основном депутаты краевого и федерального уровней. Но обычно их обращения, если они сделаны в письменном виде, мы сразу размещаем на сайте. Все письменные обращения депутатов Госдумы, сенаторов и других опубликованы на сайте Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Сам председатель Высшего арбитражного суда полагает, что, если представители государственных органов обращаются в суд, их надо немедленно увольнять с этих постов.

Судейская этика

– Иногда разные судьи принимают разные решения по одному и тому же делу – например, по делу, связанному с приватизацией кинотеатра "Искра": там заметно различались выкупные цены. Почему это происходит?

– Что касается упомянутого вами дела, то к тому моменту еще не была наработана судебная практика по подобным делам.  И когда кассация указала, что подход арбитражного суда края неверный, другой судья нашего суда принял иное решение. Наша кассационная инстанция смотрит очень широко, потому что ее решения могут распространиться и на другие случаи гражданского оборота. Следствием вынесенного ею решения не должна быть отмена ранее принятых решений по другим делам.

– То есть официально у нас нет прецедентного права, а фактически оно есть?

– Да, мы ориентируемся на Высший арбитражный суд РФ, на кассацию. Это новый источник права в нашей судебной системе, чего не было раньше. Прецедент есть.

– Суды общей юрисдикции чаще всего не принимают во внимание постановления арбитражного суда. Выходит, судебные системы у нас не пересекаются?

– Если это не совместное постановление ВАС РФ и Верховного суда РФ, то каждая система решает по-своему. И бывает так, что решения противоречат друг другу: это касается ЖКХ, налоговых и ряда других вопросов. Поэтому президент страны и просит наши суды принимать совместные постановления, чтобы было единообразие судебной практики. Но в этом плане арбитражная система, на мой взгляд, более активна. Хотя раньше принятие совместных постановлений было более распространено, и по всем спорным вопросам мы приходили к общему мнению, что, безусловно, положительно отражалось на всех сферах общественной жизни. А сейчас получается разноголосица.

– Если судья в рамках гражданского разбирательства видит нарушение Уголовного кодекса, обязан ли он сообщать "куда следует"?

– Мы рассматриваем дело чисто в гражданско-правовом аспекте. Гражданский процесс таков: инициатива должна исходить от истца и ответчика. Оба должны доказывать свою правоту документально. А обращение в правоохранительные органы – забота сторон.

Борьба с браком

– Когда говорят о чрезмерной нагрузке судей, что это означает?

– Есть научно-обоснованная норма – 16 с половиной рассмотренных дел в месяц. Судьи арбитражного суда края рассматривают по 70 дел. А это все сказывается на качестве. Конечно, у судьи работает помощник, но есть сложные дела, на отписку которых требуется длительное время. Вчера написал, на следующий день посмотрел – исправил. Нагрузка в нашем суде самая высокая в Западной Сибири, и она выше, чем в среднем по России.

– У нас судей мало или сутяжников много?

– У нас 42 судьи, всего – 168 работников, арбитражный суд края – один из крупнейших в России. Количество обращений в суд говорит и о том, что есть доверие к системе.

– Как предполагается разгрузить судей?

– Сейчас приняты поправки, связанные с упрощенным судопроизводством, которое осуществляется без вызова сторон, его решения сразу вступают в законную силу. В настоящий момент по упрощенной форме рассматриваются исковые требования юрлиц до 20 тыс. рублей, предпринимателей до 2 тыс., дела о взыскании коммунальных расходов. Размер требований в упрощенном судопроизводстве планируется расширить до 100 тыс. в отношении предпринимателей, до 300 тыс. рублей в отношении юрлиц и до 100 тыс. при рассмотрении дел о штрафных санкциях, обязательных платежах и штрафах. А это 30–40% всех дел.

– Иногда стороны судятся из-за ничтожно малых сумм: детсад задолжал 146 рублей  и т. д. С чем это связано?

– Такие организации финансируются из бюджета. И ни налоговая служба, ни пенсионный фонд, ни они сами не могут просто так списать эту задолженность. Поэтому они вынуждены идти в суд, и мы взыскиваем эти 146 рублей да еще 2 тыс. рублей госпошлину. Парадокс. И эти дела не прекращаются. Все такие дела попадут в упрощенное судопроизводство.

– Какова стоимость часа работы арбитражного судьи?

– В целом по системе сам процесс стоит 15 тысяч рублей, в Алтайском крае 7,5 тысячи, один час работы суда обходится в сумму чуть более 730 рублей. А мы дело рассматриваем на 100 рублей. Вот какие убытки несет государство!

– Что такое "брак" в работе судьи"?

– Например, нарушение сроков рассмотрения дел. "Браком" считается и отмена судебного акта в вышестоящей инстанции. И каждый такой "брак" изучается и анализируется в судебной коллегии суда. Если есть вопиющее нарушение, судья не изучил сложившуюся практику, постановления пленума и информационные письма Президиума ВАС РФ, если он злоупотребил полномочиями, мы можем поставить вопрос перед квалификационной коллегией судей о его несоответствии уровню судьи.

– Были такие случаи?

– Были. Последний такой случай был, когда судья приняла решение в угоду одной из сторон. Я сказал: либо я пишу представление в квалификационную коллегию судей на прекращение полномочий, либо вы уйдете добровольно и по-хорошему. Она выбрала "по-хорошему". Если судья уходит в отставку, он получает выходное пособие и достойную пенсию. Это хороший стимул для качественной работы.

Арбитражный суд России создан 20 лет назад, приказ о его создании датируется 29 июня 1992 года. Отдавая дань уважения всем нашим работникам, судьям, помощникам, секретарям, хочу поздравить их всех с этой замечательной датой – двадцатилетием, пожелать, чтобы у них все дома было хорошо. Уверен­ности и оптимизма!

Что не положено суду

– Какой предельный возраст судьи?

– 70 лет. Китайцы говорят, что мудрость приходит в 60 лет. А для поддержания формы надо больше ходить, ходить и ходить.

– Вы так делаете?

– Ну что вы! Я прихожу домой, беру с собой бумаги, ужинаю, смотрю новости, потом снова сажусь, изучаю дела, читаю и считаю. Там же надо вести много расчетов – пеня, неустойка и так далее.

– Чем простой судья отличается от председателя суда кроме как зар­платой?

– По статусу мы равны. Я не могу давить на судью, судья выносит решение сам. Но как председатель я первый среди равных. При этом у председателя очень много организационной работы, работы с кадрами, нужно вести строительство, проводить аукционы, торги.

– А нельзя ли на хозработы нанимать менеджера?

– Это было бы здорово. Но не положено. Такова доля председателя. Но это хорошо, что председатель – действующий судья. Ему надо быть в курсе дел, постоянно отслеживать нововведения, судебную практику.

– Каков размер пенсии судьи?

– В зависимости от стажа работы – примерно 80% от зарплаты. Для того чтобы получить право на такую пенсию, надо проработать минимум 20 лет судьей.

– Сколько средств арбитражный суд края перечисляет в бюджет?

– В прошлом году мы перечислили в федеральный бюджет около 49 миллионов рублей – это все госпошлина. В целом мы взыскиваем порядка 5 млрд. рублей в год: долги, неустойки, проценты и так далее.

Источник:http: http://altapress.ru/story/89080

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости