Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Алексей Сушкевич, начальник Аналитического управления ФАС России. ФАС России: и один в поле воин. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с начальником Аналитического управления ФАС Алексеем Сушкевичем по поводу последних заявлений руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева о борьбе за развитие конкуренции в нашей стране.

- Алексей Геннадиевич, странно как-то получается: ФАС России занимается таким необходимым делом, как защита конкуренции на внутрироссийском рынке. Это, между прочим, служит и повышению конкурентоспособности наших товаров на рынке мировом. И Вы говорите, что доклад на Правительстве по одному основному вопросу положен Антимонопольной службе один раз в году. Как так можно?

- Во-первых, у Правительства есть много и других важных вопросов.
Еще надо сказать, что заседание Президиума Правительства, о котором мы говорили, закончилось тем, что ФАС России и Минэкономразвития России было дано поручение постоянно проводить обсуждение вопросов конкуренции с бизнес-сообществом и с представителями власти. Так что, по-видимому, нам придется искать какую-то площадку для организации такого постоянного обсуждения.

- Еще один вопрос. Когда представители ФАС России заявляют, что им мешают отраслевые министерства, это понятно всем: каждое министерстве по сути своей является вертикально интегрированной госкомпанией. У каждого из них есть свои понятия о том, кто должен, а кто не должен быть на рынке.
Но вот Вы в этом ряду назвали Минэкономразвития России. Почему? Они ведь занимаются совсем другими вопросами.


- Что касается Минэкономразвития России, то оно было ответственно за разработку секторальных мероприятий по развитию конкуренции, например, в химической промышленности, в электроэнергетике. И Минэкономразвития России с этим откровенно не справилось. Поэтому поручением Председателя Правительства были назначены другие ответственные за секторальные мероприятия. Ими стали отраслевые министерства. Но, к сожалению (хотя этого можно было ожидать), они тоже не справились с таким поручением.
Так что можно смело сказать: попробовали и те, и другие, но не справился никто.

- Следующий вопрос: почему ФАС России часто проигрывает дела в судах?

- Это Вам кажется: ФАС России проигрывает дела не так уж часто. Мы проигрываем 15% от оспоренных решений: если оспаривается 100 наших решений, то 85 из них мы выигрываем. Хуже, правда, обстоят дела с нашими постановлениями о штрафах: тут мы проигрываем 25% судов.

- Как одну из мер защиты конкуренции Игорь Юрьевич Артемьев предлагает увеличение штрафов для чиновников до 100 – 200-и тысяч рублей. Также он предлагает заменить разрешительный порядок подключения новых потребителей к энергосетям на уведомительный. И, наконец, озвучена проблема применения частных законов вместо общего закона «О защите конкуренции», в том числе в судах при разборе дел ФАС против таких крупнейших монополистов, как «Газпром» и ему подобные, что, собственно, приводит к очень большим коллизиям и очень неконкурентным решениям.
Извините, но это означает, что ФАС России вынуждена воевать против всех.


- Знаете, это – сторонний наблюдатель увидел то, что для нас является привычным положением дел.

- Понимаете, Вы могли знать это и раньше, но сейчас это всплыло на поверхность и стало ясно всем.

- Да, это всплыло на поверхность. Но, на самом деле, все очень просто: сейчас названо своими именами все то, что имело место уже давно.
ФАС России постоянно воевала со всеми нашими крупными компаниями, с отраслевыми министерствами и ведомствами. Не стоит забывать, что мы еще и возглавляем очень важную рабочую группу комиссии по административной реформе. Мы занимаемся критической оценкой полномочий федеральных органов власти с точки зрения их достаточности или избыточности. Мы занимаемся административными барьерами на пути бизнеса на рынок. И здесь союзников у нас нет. Мы действуем практически в одиночку и рассчитываем только на поддержку со стороны того самого бизнеса, который мы защищаем.

- Алексей Геннадьевич, еще месяц назад людям, которые смотрели на систему снаружи, казалось, что ФАС России пользуется вполне определенной поддержкой и более того, является одним из системообразующих элементов нашей административной системы. Теперь же оказывается, что это ведомство может вполне оказаться в роли козла отпущения.

- Скажем так: система наших административных органов очень богата. Среди них есть органы, создающиеся законодателями с компетенциями, заведомо приводящими их к борьбе друг с другом. Допустим, это органы, которые проверяют, и органы, которых проверяют. Так что никаких новаций в отношениях ФАС России с другими ведомствами нет. В отношении других органов власти мы – обычный проверяющий орган.
Мы проверяем факты и действия органов власти на предмет исполнения законов о защите конкуренции и о результатах сообщаем обществу. Вот, собственно говоря, и все.
В таком же точно положении находятся и некоторые другие контрольные органы власти: никто их особенно не любит и не жалует. Кому нравится, например, санэпиднадзор? Эта Служба мало кому нравится из исполнительных органов власти, поскольку проверяет правильность оборудования рабочего места, обеспеченность работников светом, теплом, площадью и так далее. Опять же выносит предписания и привлекает нарушителей к ответственности.
В похожей ситуации находимся и мы.

- Но, понимаете, сотрудники санэпиднадзора, госпожнадзора и других подобных служб регулярно становятся героями коррупционных скандалов. О подобных случаях с сотрудниками ФАС России я как-то не слышал. А Вы когда-нибудь слышали о том, что работники ваших управлений берут взятки?

- Нет, я такого тоже не могу припомнить. Но это не только делает честь сотрудникам антимонопольных органов: это еще и возлагает на них большую ответственность. Они должны и дальше так себя вести.

- Так вот, учитывая это, заявление Артемьева можно перевести так: господа, мы честно пытались сделать все правильно и хорошо, но вы нам этого не дали.

- А, в общем, так и есть.
Сейчас, конечно, во главе министерств – новые люди, так что им, наверное, интересно услышать, что их предшественники не дали нам выполнить свою работу.

- И самый последний вопрос: Вы надеетесь, что что-то изменится? В лучшую сторону, разумеется.

- Конечно, мы рассчитываем, что изменится отношение к политике развития конкуренции. Не конкретно отношение к нашему ведомству, а обществом будет осознано, что без развития конкуренции промышленная политика, технологическая политика и все остальные – не работают. Особенно это важно в свете создания ЕврАзЭс и вступления в ВТО. Это – императив номер один. Без конкуренции на внутренних рынках конкуренция на рынках внешних может убить российских производителей сразу.

Беседовал Владимир Володин

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости