Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Дмитрий Каплин, директор Ассоциации «Безопасность бизнеса». Как нам реорганизовать МТПП

В столице в ближайшее время должны состояться выборы руководителя Московской торгово-промышленной палаты. О проблемах, стоящих перед МТПП и способах их решения, мы беседуем с одним из кандидатов – Дмитрием Каплиным.

- Дмитрий Васильевич, Вы решили попытать счастье в борьбе за кресло главы Московской торгово-промышленной палаты. Что Вас подвигло на этот шаг?

- Многие успели заметить, что в Москве последние два года идет административная реформа предпринимательства. Так произошло объединение департаментов в сфере продовольственных ресурсов и потребительского рынка, а также промышленной политики и поддержки предпринимательства. Произошло и заметное сокращение инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сократилось количество видов предпринимательской деятельности, предполагающих поддержку. Наконец, мы видим уход от льготной аренды, принадлежащих городу помещений.
В таких условиях должна была возрасти нагрузка на общественные структуры бизнеса и, в первую очередь, на Московскую торгово-промышленную палату. Должен был повыситься ее авторитет в вопросах регулирования отраслевых проблем между властями города и предпринимателями. Увы, этого не произошло.
Охват членов палаты, работающих в общественных структурах, остался на уровне 2008 года. Практически каждая вторая общественная структура палаты не работает. Целый ряд неэффективных руководителей остаются годами на своих местах. И самое главное - реальных шагов к изменению данной ситуации пока не предвидится. Например, не создано ни одно новое отделение в административных округах, а два, созданные ранее, закрыты из-за серьезных просчетов в работе.
Отсутствие в палате до сегодняшнего дня консолидационных механизмов не позволило защитить тысячи московских предпринимателей. Не были выработаны механизмы безболезненного перевода на новые места дислокации нестационарные торговые объекты. Я предпринимал усилия, позволившие добиться некоторого изменения позиции департамента торговли в отношении подземных переходов. Но на очереди новые угрозы для малого торгового бизнеса, предприятий наружной рекламы и других.

- И Вы рассчитываете, что, обновив руководство палаты, можно добиться изменения политики руководства столицы в отношении бизнеса?

- Сегодня, при обновленном составе руководства, Московская ТПП имеет реальную возможность продемонстрировать свою необходимость для малых и средних предпринимателей города, обеспечив предпринимателей реальной площадкой для развития через консолидацию и защиту отраслевых и корпоративных интересов каждого бизнеса!
По данным Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства в Москве работает свыше 388 тысяч малых и средних предприятий с общим числом работающих более 2 млн. человек (вместе с ИП и микро-предприятиями). При этом в городском реестре поддержки МСП зарегистрировано всего около 30 тысяч предприятий. Понятно, что если исходить из числа реально действующих предприятий (отбросив дублеров фирм, созданных для оптимизации налогообложения и пустышки), которые могли бы рассматриваться МТПП как потенциальные будущие члены палаты, то это число в реальности будет близким к 100 тысячам.

- Вы уверены, что такой рост возможен? Ведь сегодня членов МТПП гораздо меньше.

- Да, сегодня членами палаты, по данным дирекции, являются 3000 организаций, из которых лишь третья часть платит членские взносы (даже среди делегатов съезда имеется некоторое число неплательщиков)!
К сожалению, приходится констатировать, что доверие к МТПП угасает как со стороны предпринимателей - членов палаты, так и со стороны руководства города. Такое положение столичной палаты неизбежно влияет и на взаимоотношение федеральных властей со всей системой торгово-промышленных палат России. Главным препятствием получения полномочий от федерального центра по саморегулированию различных видов деятельности является отсутствие массового вхождения предпринимателей в палаты. Отсюда - неэффективная защита отраслевых интересов участников рынка.
Надо понимать, что решив проблему массового вхождения в МТПП субъектов предпринимательской деятельности, мы решаем проблему не только восстановления доверия исполнительной и законодательной власти города, но и выстраиваем совершенно новые для России отношения между властью и бизнесом – отношения реального партнерства.

- Но как на деле реализовать амбициозный план роста членской базы палаты до 100 тысяч предприятий в условиях сегодняшнего крайне низкого доверия предпринимателей города к МТПП?

- Я предлагаю пошаговую программу:
Провести анализ различных баз предприятий города (в том числе базы управления статистики) с целью определения количества видов деятельности, к которым имеют отношение предприятия Москвы. Это позволит создать собственную базу данных МТПП.
Используя опыт создания современных социальных сетевых Интернет-ресурсов (типа Фейсбук), создать интернет-площадку для предприятий, входящих в базу данных МТПП, которая позволит предприятиям Москвы бесплатно получить страничку, отражающую информацию об их виде бизнеса, продукции, контактах. Главное - запустить механизм виртуальной консолидации схожих по виду деятельности предприятий. Одновременно появится возможность создания страниц для формирования отраслевых гильдий и соответствующих комитетов. То есть каждый предприниматель, вступая в палату, будет приписан к своей отраслевой гильдии или к комитету, как кластеро-образующей системе.

- Создание такого ресурса потребует определенных затрат.

- Цена будет зависеть от числа участников и закладываемых функций. Приличная часть расходов постепенно начнет покрываться за счет доходов от рекламы продукции компаний. Кроме того, существует возможность получения гранта под проект.
Данная система позволит в самые короткие сроки провести сначала виртуальную, а затем и реальную консолидацию, сформировав советы комитетов и отраслевых гильдий производителей товаров и услуг Москвы. Для бизнеса это дает не только дополнительную информацию о партнерах и конкурентах, но и обеспечит эффективную возможность сформулировать общие правила участников рынка, выстроить новые отношения с регулирующими органами. А это в дальнейшем даст возможность палате получить полномочия от государства по саморегулированию.
Осознавая, что некоторые гильдии, при таких масштабах консолидации, могут включать тысячи участников (сфера торговли и услуг), необходима продуманная политика развития филиальной сети палаты на конкретных территориях - в префектурах Москвы.
Следующий этап виртуальной консолидации позволит выстраивать отношения с партнерами, поставщиками и потребителями других областей страны, региональными отраслевыми союзами.

- И все это будет работать?

- Понятно, что результат будет зависеть от продуманности подхода и правильной реализации проекта, ведь предприниматель идет только туда, где выгодно и созданы благоприятные условия для работы и развития.
Согласитесь: быть частью системы и получать любую доступную информацию для развития своего бизнеса благодаря интернет-ресурсу, не выходя за пределы предприятия, не тратя попусту время – ВЫГОДНО! Кроме того, появляется абсолютно новая возможность для проведения виртуальных отраслевых выставок. Все это в совокупности даёт возможность предприятиям достойно зарабатывать и своевременно платить взносы.

- А сколько должно быть гильдий?

- Количество отраслевых гильдий трудно определить без результатов анализа статистических данных. Их может быть 100, 200 или более. В этих условиях должна возрасти роль отраслевых сообществ. Необходимо развивать институт горизонтального управления гильдиями (аналог саморегуляции).
Параллельно с сокращением неэффективно работающей части аппарата, а также в связи с изменением устава, возникает задача формирования института исполнительных директоров гильдий и советов общественных структур на выборной основе, руководящий состав которых состоит в штате палаты и содействует руководству палаты в его работе. Высвобожденные в результате проведенной оптимизации средства позволяют это осуществить.
Кроме того, возрастет роль третейского суда при палате, способного без промедления решать споры, возникающие между участниками рынка, а также центра медиации. Это упростит выяснение экономических споров, повысит авторитет палаты.
Внутренний отраслевой контроль эффективности работы позволит улучшить качество товаров и услуг, повысить ответственность бизнеса перед потребителями.
Возрастет роль палаты как консультационно-правового центра по всем вопросам создания, помощи, поддержки и защиты предпринимателей. Для этого в аппарате необходимо иметь оптимальное количество сотрудников, хорошо знающих проблемы бизнеса, способных вырабатывать эффективные решения, а при их принятии – оперативно эти решения реализовывать.
Масштабная объединительная работа позволит городу делегировать ряд полномочий палате (например: по проведению конкурсов, по регулированию рынка и др.) что, по мере совершенствования и консолидации отраслевых сообществ, позволит существенно сокращать городские расходы.
Массовое формирование сообществ (гильдий) по отраслевому принципу и комитетов по функциональному принципу - позволит в итоге добиться повышения статуса палаты, даст возможность выйти на уровень палатного движения наиболее развитых стран мира, где роль бизнеса несравнимо выше, чем у нас сегодня.
Вступление России в ВТО настоятельно требует столь эффективной консолидации, чтобы, как минимум, не уступать цивилизованному миру, перед предприятиями которого Россия раскрыла сегодня свои экономические границы. Времени на раздумья уже не осталось. Надо начинать большую работу. Это определит как эффективность работы, так и саму жизнь многих московских и российских предприятий в условиях неизбежного соревнования с зарубежными конкурентами.

Материал подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости