Создание Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенного союза, а также вступление России в ВТО внесло коррективы в работу Россельхознадзора и иных контролирующих ведомств. О том, какие изменения произошли при проверке грузов на пунктах пропуска через оренбургский-казахстанский участок границы в интервью ИА REGNUM рассказал руководитель Управления Россельхознадзора по Оренбургской области Михаил Маслов.
ИА REGNUM: Михаил Григорьевич, как повлияло создание Таможенного союза на работу Управления Россельхознадзора на оренбургско-казахстанском участке границе?
Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном отменил ветеринарный и фитосанитарный контроль на внутренних границах этих государств. Он обеспечивает "свободное экономическое пространство", где на едином рынке 165 миллионов людей свободно совершается оборот товаров, услуг и капитала. Это, безусловно, хорошо, но Оренбургская область граничит с Казахстаном, где протяжённость границы составляет 1.876 км и с 1 июля 2011 года вся продукция из сопредельных государств (Таджикистана, Узбекистана, Киргизии), а также из Казахстана следует через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска без прохождения ветеринарного и фитосанитарного контроля, проходя только пограничный контроль.
На сегодняшний день ветеринарный и фитосанитарный контроль осуществляется по месту прибытия поднадзорного груза: проводится документарный контроль, затем досмотр.
Для примера могу озвучить несколько цифр: в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2011 года объём задержанного опасного в ветеринарно-санитарном отношении груза снизился с 218 тонн до 1,6 тонн, а количество задержанных животных с 6.089 до 189 голов.
В связи с упразднением карантинного фитосанитарного контроля на автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска, многократно увеличился риск проникновения на территорию РФ карантинных объектов. Следует отметить, что если в 2010 году на автомобильных пунктах пропуска было 11 случаев обнаружения карантинных объектов, в том числе пять случаев обнаружения карантинных объектов, не зарегистрированных на территории РФ, то за шесть месяцев 2011 года - семь случаев, в том числе пять случаев обнаружения карантинных объектов, не зарегистрированных на территории РФ.
Таким образом, учитывая неблагополучие сопредельной территории по заразным болезням животных, в том числе общих и для человека, сложившаяся обстановка позволяет утверждать, что упразднение ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля "открыло" дорогу в РФ карантинным объектам, перевозимым в импортной подкарантинной продукции и продукции животного происхождения.
ИА REGNUM: С проблемами какого характера приходится сталкиваться специалистам в ходе досмотра товаров на границе?
Проблемы, безусловно, имеются, но они все решаемые, при взаимодействии всех заинтересованных служб. Если уточнять конкретные проблемные вопросы, то можно выделить четыре основные проблемы.
В частности, транспортные средства прибывающие на территорию России из стран-участниц Таможенного союза и других государств с подкарантинной продукцией загружены более чем на 90%, что не позволяет произвести осмотр и досмотр подкарантинной продукции без частичной или полной выгрузки подкарантинной продукции из транспортного средства. В результате увеличивается время для установления карантинного фитосанитарного состояния груза.
Кроме того, на складах временного хранения (СВХ) не в полном объёме созданы условия для проведения карантинного фитосанитарного контроля. Например, отсутствуют столы и стеллажи для досмотра подкарантинной продукции. Ещё одна проблема заключается в том, что подконтрольные товары перевозятся с территории иностранных государств на территорию России (в Оренбуржье) без ветеринарного сертификата, который выдается уполномоченными органами Сторон по форме, утверждённым Комиссией Таможенного союза.
Сложности возникают и в связи с тем, что животные, ввозимые на территорию Оренбургской области, не карантинируются в стране отправителя.
ИА REGNUM: Как ведётся борьба с нарушениями фитосанитарного и ветеринарного законодательства?
При выявлении нарушений участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) законодательства в области карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации Управление Россельхознадзора по Оренбургской области выдаёт предписание о возврате, переработке, уничтожении или обеззараживании подкарантинной продукции по выбору собственника. По каждому случаю нарушения законодательства РФ в области карантина растений составляется дело об административном правонарушении.(ст. 10.2 КоАП РФ "Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза"). По результатам осуществления ветеринарного контроля на пунктах пропуска в отношении подконтрольных товаров принимают решение о пропуске, запрете ввоза или же возврате.
На воздушном пункте пропуска подконтрольный товар, владелец которого не может подтвердить его происхождение документами, удостоверяющими безопасность в ветеринарно-санитарном отношении, подлежит уничтожению без проведения экспертизы за счёт владельца такого товара.
ИА REGNUM: Михаил Григорьевич, в последнее время участились случаи попыток контрабанды живого товара. Их тоже приходится уничтожать?
Приходится, но, повторюсь, если нет сопроводительных документов или же отсутствует владелец. В этом случае о жалости следует забыть, ведь речь идёт о безопасности. Наше ведомство призвано защищать территорию области от проникновения опасных вредителей, болезней растений и животных, способных нанести значительный ущерб здоровью оренбуржцев, экологии и экономике региона.
Летом 2011 года пришлось уничтожить 120 степных черепах. Это был один из самых больших "уловов" на границе. Черепах обнаружили на железнодорожном пункте пропуска "Илецк-1" в ходе пограничного контроля пассажирского поезда №381 сообщением "Ташкент-Уфа". У владельца на живность не имелось никаких ветеринарных сопроводительных документов. В итоге приняли решение о комиссионном уничтожении данного груза, поскольку черепахи могут являться переносчиками заболеваний общих для человека и животных, например, сальмонеллёза. После этого случая центральным аппаратом Россельхознадзора г. Москвы было дано указание об организации проведения мониторинга перемещаемых через государственную границу РФ поднадзорных Россельхознадзору грузов совместно с сотрудниками пограничного управления ФСБ России.
ИА REGNUM: Какие изменения в деятельности ведомства на госгранице произошли в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО)?
В связи с вступлением Российской Федерации в ВТО Управление Россельхознадзора по Оренбургской области усилило надзор и контроль за ввозом подкарантинной и ветеринарной продукции.
Как национальная организация по карантину и защите растений, Россельхознадзор обязан последовательно отстаивать интересы России, осуществляя сотрудничество с другими странами в рамках Международной конвенции по карантину и защите растений. Всего же России приходится иметь дело с более чем 100 странами на международных рынках растительной продукции. Естественно, такое сотрудничество не может проходить всегда гладко. Экспортёры продукции заинтересованы в быстром и эффективном сбыте товаров, безопасность страны-импортёра при этом для них представляет собой не более чем обременительное требование. При этом не стоит забывать, что объёмы поставок растительной продукции в Россию весьма велики.
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области призвано стоять на страже биологической, продовольственной и пищевой безопасности не только Оренбуржья, но и России, так как граница нашей области граничит с Казахстаном, а внешнеторговый и межрегиональный оборот год от года растёт.