Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Александр Чепуренко, президент НИСИПП, профессор НИУ ВШЭ. Без рисков в бизнесе не обойтись. Часть первая

Эта беседа с Александром Чепуренко – продолжение только что опубликованной на нашем сайте беседы с Юрием Симачевым. Мы специально попросили Александра Юльевича прокомментировать высказывания Юрия Вячеславовича Симачева на близкую ему тему.

- Александр Юльевич! Только что у нас на сайте была опубликована беседа с Юрием Симачевым. И в ней Юрий Вячеславович высказался по столь любимой Вами теме – поддержке фирм – «газелей».
Было сказано, что основная проблема нашего предпринимательства в том, что у нас нет заметного драйва к созданию новых бизнесов. К тому же у нас нет заметного роста средних компаний. Эксперты постоянно рассказывают друг другу про «газели»: вот одна компания быстро росла, вот другая быстро росла. Куда они потом исчезли? Во что они потом превратились? И почему вклад роста средних компаний в общий экономический рос пока ограничен? Симачев считает, что это – принципиальные вопросы.
Далее он сказал: «Мне кажется, что это, во-первых, связано с ориентацией таких фирм на нишевые рынки. И вот есть у них какая-то ниша. Пока они ее не заполнили, они быстро растут. Это – эксплуатация неразвитости внутреннего рынка, где есть отдельные свободные ниши. Но через какое-то время ниша заполняется, более того, эти компании могут оказаться вытеснены из своих ниш более удачливыми конкурентами. Во-вторых, это, конечно, существование, я бы сказал, четкого барьера. Как только компания становится крупной, как только она становится интересной, сразу находятся желающие в этом бизнесе тоже как-то поучаствовать, или как-то использовать его в своих целях. К сожалению, государство пока не создало барьера для такого поведения. В результате у нас нет нормального цивилизованного рынка слияний и поглощений в сегменте среднего бизнеса. В том самом сегменте, где как раз и осуществляются инновации. Ведь, если есть возможность достаточно экономично захватить компанию, то зачем официально покупать пакет ее акций, тем более, когда у собственников этой компании нет интереса расти, нет интереса капитализировать свою собственность. Здесь может быть много соображений. И хотя это – не доминирующая линия поведения, но, к сожалению, процесс приобретения должен быть динамичным и быстрым. В этом интерес многих собственников средних высокотехнологичных компаний: развиться, чтобы через некоторое время свою компанию кому-то выгодно продать».
Кроме того, Юрий Вячеславович говорит о ряде моментов, которые необходимо учитывать. Так период динамичного роста предъявляет одни требования к менеджерам - это одни условия деятельности. Когда компания становится крупной и большой – это другие требования к ее менеджменту, другие условия на рынке. И не все менеджеры готовы перестраиваться.
Он не призывает при этом прекратить или сократить помощь быстро развивающимся компаниям, но говорит о том, что названные им риски необходимо учитывать.
Каково Ваше мнение по этому поводу?


- Я отчасти могу согласиться с такого рода опасениями. Но только отчасти и вот почему. Во-первых, я не очень понимаю, что такое «нишевый» рынок: в принципе любой рынок нишевый.
Опыт наблюдения за российскими «газелями» показывает, что, по мере своего роста, они вполне способны выходить на смежные рынки. Чаще всего это происходит по вертикали, но иногда и по горизонтали.
Теперь второй пункт. То, что менеджеры бывают не готовыми к конкуренции с крупными компаниями – это проблема любой фирмы, а не только «газелей». Это – классическая проблема роста, связанная с тем, что, когда компания переходит в другую весовую категорию, старые принципы организации менеджмента, приносившие до этого успех, перестают работать. Но это – стандартные управленческие задачи, решать которые учат в любой школе МВА. В этом смысле я не понимаю, чего здесь бояться.
Третий пункт: они вырастут и их захватят.
Насколько я понимаю специфику роста «газелей», компания растет, поскольку в ее рамках удается сформировать какой-то определенный набор компетенций. Причем это – специфические компетенции, которых больше ни у кого нет. И этот набор компетенций тщательно поддерживается и выращивается. Поэтому компании – «газели» резко отличаются от прочих компаний именно тем, что, недружественно поглотив ее и изменив структуру отношений в команде менеджеров, можно добиться только того, что они хлопнут дверью и уйдут. И в руках поглотителя останется лишь пустая оболочка.

- Между прочим, Юрий Симачев фактически говорит о том же: рейдеры могут все разрушить. Он ставит вопрос, как от этого защититься.

- Защититься от этого? Да, никак. Тем более, что такие компании достаточно устойчивы к поеданию. И дело не в том, что их нельзя съесть. Дело в том, что более-менее разумные рейдеры понимают: можно купить компанию, но очень скоро, если не обеспечить управленческой команде прежних условий для развития бизнеса, то она уйдет. И у вас останется в руках «чемодан без ручки». А если вы им эти условия обеспечите, то нет никакой разницы, кому принадлежит бизнес. Фирма будет продолжать расти, причем расти высокими устойчивыми темпами.
Разумеется, я тоже считаю, что в любом деле есть риски, но то, что говорит в данном случае Юрий Симачев, как мне представляется, чрезмерно осторожная позиция. Он дует на воду.

- Он хочет, чтобы риски были как-то нивелированы.

- Я его понимаю. Но, скажу честно, особо больших рисков я не вижу. Так риск поглощения, на мой взгляд – это риск для самой фирмы.

- Больше всего - для ее хозяев.

- Да. Но государство поддерживает бизнес не для того, чтобы содержать конкретно Петра Ивановича Иванова или Ивана Петровича Сидорова в их готовности быстро расти. Оно поддерживает те или иные компании по совсем иным соображениям. Государство поддерживает тот или иной малый и средний бизнес потому, что он быстро растет, создает постоянный спрос на рабочие места, причем хорошего качества, причем создает как сам, так и на связанной с ним периферии. Ведь понятно: чем быстрее и дольше конкретный бизнес растет, тем длиннее становится цепочка фирм, которые вовлечены им в устойчивые связи.
А то, что раньше хозяином был Иван Иванович Иванов, а затем фирму купил Петр Петрович Петров, далеко не всегда имеет значение. Если новый хозяин, как человек разумный, обеспечивает комфортные условия для развития и закрепления тех конкурентных преимуществ, которые создала команда менеджеров при его предшественнике, то для государства в этом нет ничего страшного.

Окончание следует

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости