Появление новых направлений развития, значительный рост кредитного портфеля МСП в уходящем году, активное вовлечение новых клиентов — таков результат деятельности Росбанка в 2012 году. О текущих процессах и прогнозах на следующий год мы поговорили с Анатолием Хвостиковым, Директором Дирекции по работе с малым и средним бизнесом Росбанка.
Анатолий, с какими итогами вы заканчиваете 2012 год? Каким он был для Росбанка?
Мы считаем, что 2012 год был для нас успешным. Прежде всего, мы достигли хороших результатов в развитии отношений с нашими клиентами, особенно, среднего бизнеса. До этого мы целенаправленно работали с компаниями малого бизнеса, но в этом году уже стали серьезно развивать отношения со средним бизнесом. Это для нас новое направление. Количество клиентов среднего бизнеса увеличилось, и мы значительно нарастили кредитный портфель. В итоге, в этом году он вырос не менее чем на 50%. Согласно рейтингу банков по темпам роста кредитования компаний малого бизнеса, Росбанк на сегодняшний день по праву считается одним из лидеров в России.
Как Вы считаете, в чем секрет такого успеха?
Наши продукты разнообразны, они привлекательны по своим условиям и по процентным ставкам - и как результат, они востребованы нашими клиентами. Мы преуспели не только в кредитовании, но и в развитии других отношений с нашими клиентами. Я имею в виду депозитные предложения и более сложные продукты. Так, в 2012 году мы запустили новые предложения в сегменте лизинга, начинаем работать с факторингом. Стали развивать новое направление по работе с малым и средним бизнесом, связанное с международной поддержкой клиентов. Здесь мы опираемся на опыт всей финансовой группы Societe Generale, к которой принадлежим.
Международное направление поддержки клиентов — что это такое?
На сегодняшний день уже около 500 клиентов используют международную поддержку Росбанка. Мы оказываем содействие и поддержку различных международных сделок на очень конкурентных условиях, существенно ниже рыночных. Это поддержка по осуществлению международных переводов, по торговому финансированию, различного рода аккредитивным и прочим операциям. Наши услуги в этом направлении востребованы, во-первых, российскими клиентами, которые проявляют интерес к работе за рубежом в странах присутствия группы Societe Generale. И, во-вторых, иностранными клиентами, которые стремятся развить свой бизнес в России. У нас за плечами стоит широкая сеть группы Societe Generale. Благодаря этому мы находимся в плотном информационном поле с нашими коллегами, которые ведут эту деятельность в зарубежных банках группы.
Напомните, пожалуйста, в каких странах присутствует банковская группа Societe Generale?
Вообще, группа присутствует в 77 странах мира. Но в данном случае, я говорю, прежде всего, о таких странах как Чехия, Румыния, Хорватия, Словения, Болгария. То есть о странах Центральной и Восточной Европы, а также о Китайской Народной Республике. В этих странах активно работают подразделения группы SG, при этом для нас повышенный интерес представляет обслуживание клиентов, развивающих свой бизнес с Китаем, особенно это актуально для регионов Дальнего Востока и Сибири. В то же время, для Северо-Западного региона, например, который включает такие города как Санкт-Петербург, Калининград, очень перспективным является развитие делового сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. Здесь мы как раз мы и используем опыт наших коллег из банков группы Societe Generale.
Значит ли это, что в международном направлении у Вас есть преимущество перед другими банками?
У нас существует целая система организации международной поддержки клиентов, которая позволяет делать всевозможные операции. Во-первых, это дешевле для клиента, во-вторых, быстрее, и, в-третьих, с высокой степенью надежности. Это очень важно, так как не редки случаи, когда компании, выходящие на международный рынок, сталкивается с целым букетом различного рода проблем. Но когда ты знаешь, что в качестве твоего партнера за рубежом выступает тот же банк, который тебя обслуживает здесь, в России (который проверяет твоего контр-агента, дает его определенные репутационные характеристики), то проблем становится меньше. Кроме того, в тех случаях, когда зарубежным партнером является клиент группы Societe Generale, могут быть предоставлены дополнительные преимущества в виде непокрытых аккредитивов, гарантий и т.п., что еще более снижает стоимость, и это клиентами очень ценится.
Что ожидает Ваших клиентов — представителей малого и среднего бизнеса — в новом году?
Я не без удовольствия хочу сказать, что 2012 год завершается запуском новых, во многом уникальных, инновационных предложений для малого бизнеса. Вот буквально на прошлой неделе мы анонсировали запуск продукта «Успешный старт» - это финансовая услуга для поддержки начинающих предпринимателей, старт-ап проектов. Этот продукт мы разработали и внедряем совместно с компанией «Ти Фанни Ворлд». Несколько дней назад мы выступали спонсором конференции ОПОРЫ-КРЕДИТ «Бизнес-Успех», где проявился повышенный интерес к этому новому продукту нашего банка. Кроме того, мы также запускаем в декабре еще один новый продукт — это кредит предпринимателям для покупки коммерческого автотранспорта. Сейчас все небольшие компании, предприниматели, активнейшим образом используют фургоны, различного рода грузовички и так далее для осуществления своей коммерческой деятельности. Поэтому мы решили предложить целевой кредит, направленный на приобретение такой техники, он может оказать существенную помощь в быстром получении денежных средств. Так что можно достаточно много говорить о 2012 годе, как о годе успешных реализаций новых продуктов, новых предложений.
Чем обязано появление отдельного направления по работе со средним бизнесом? Тому, что средний бизнес в России в принципе, наконец-то, появился?
Средний бизнес в России был всегда. Просто исторически у банков со средним бизнесом возникали проблемы. Потому что, если мы берем, например, какое-то розничное направление банка, которое занимается массовым сегментом и развивает индустриальный подход к клиенту, то, прежде всего, речь идет о быстрых и массовых продажах. За счет этого обеспечивается необходимая эффективность бизнеса.
Когда мы работаем с клиентами большего размера, то мы попадаем в такую прослойку, которая называется средний бизнес. Это уже клиенты, которым нужен индивидуальный подход, клиенты, которые фактически являются настоящими корпоративными клиентами. Но для многих банков такая работа была не очень интересна, потому что гораздо лучше выдать один большой кредит крупной компании, чем кредит значительно меньше компании средней. Поэтому зачастую для банков работа с суммами, необходимым средним корпоративным клиентам была малоинтересной. Сейчас ситуация существенно изменилась, но не потому, что этот средний слой вдруг появился ниоткуда. Он всегда был. Просто конкуренция за крупных клиентов возросла, значительно уменьшив тем самым, прибыльность от работы с ними. В среднем бизнесе мы дотягиваемся до таких клиентов — сети магазинов, промышленного производства, инфраструктурного строительства, логистических компаний и т.д. — предлагая им нормальные конкурентные услуги. Но банковская эффективность от этой работы остается вполне приемлемой. Для многих банков средний бизнес может быть еще не стал таким активным фокусом, но для Росбанка на сегодняшний день это одно из стратегических направлений развития.
Каковы Ваши прогнозы на 2013 год?
Если говорить о прогнозах на 2013 год, то мне хотелось бы, чтобы тот позитивный тренд, который мы наблюдали в 2012 году, сохранился. От чего это во многом зависит? Это зависит, конечно же, от того, насколько Россия будет вовлечена в международный экономический кризис. Это зависит от того еще, насколько, те планы по пополнению бюджета российской экономики, которая, как вы знаете, очень сильно завязана на социальные программы и другие статьи расходов, насколько они окажутся подъемными для нашей экономики. А это, в свою очередь, во многом определяется ценами на энергоресурсы, которые составляют основную долю наших доходов бюджета. Поэтому здесь достаточно чувствительный вопрос, связанный с 2013 годом. Но я по жизни оптимист и считаю, что те усилия, которые сейчас предпринимаются на уровне правительства, позволят прожить следующий год без серьезных проблем в российской экономике. Если это случится именно так, то я ожидаю средний рост нашего портфеля в корпоративном бизнесе в 2013 году от 20-30%, а в розничном бизнесе от 15-20%.
Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
Оптимизма. Потому что только оптимист, только человек, который умеет находить решения в сложных ситуациях, сможет обеспечить прорыв. Лучшие примеры участников конкурса «Бизнес-успех» это показывают. Даже в наших непростых условиях можно быть очень успешным без каких-либо миллиардов, без каких-либо административных ресурсов. Талант, оптимизм и профессионализм — вот три составляющих залога успешности бизнеса. Поэтому я хочу пожелать предпринимателям России в 2013 году успехов в их бизнесе, никогда не отчаиваться, и не оглядываться назад, а смотреть вперед. И чтобы то дело, которым они занимаются, приносило им радость, удовольствие и развитие. С наступающим Новым Годом и всех благ предпринимательству России!
Беседовала Гузель Юсупова
Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=64096