Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Правительство представило Основные направления деятельности на период до 2018 года

31 января в Кремле под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина прошло расширенное заседание Правительства. В ходе заседания Председатель Правительства Дмитрий Медведев представил Основные направления деятельности Правительства на период до 2018 года. В заседании также приняли участие главы субъектов Федерации – члены Президиума Госсовета.

p432x243.jpeg

Дмитрий Медведев в своем выступлении отметил, что основные риски для развития страны не внешние, а внутренние.

«Я имею в виду и прогнозируемое сокращение трудоспособного населения, и невысокое качество государственного управления, и необходимость совершенствования инвестиционного климата, и замедление темпов роста внутреннего потребления, а также необходимость проведения бюджетной консолидации», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Представляя основные направления деятельности Правительства на период до 2018 года, Дмитрий Медведев подробно остановился на 10 ключевых направлениях работы.

- Первое - деловой климат, условия для ведения бизнеса, или наша национальная юрисдикция, – они должны быть конкурентоспособными, комфортными и привлекательными как для наших инвесторов, так и, конечно, для зарубежных.

Нам нужны масштабные и стабильные инвестиции на уровне до 25% валового внутреннего продукта к 2015 году. Их суммарный объём за эти годы необходимо увеличить почти вдвое (к 2018 году по сравнению с 2012 годом), а число новых рабочих мест, о чём только что говорилось тоже здесь, должно составить до 25 млн к 2020 году. Это сложная задача, но она тоже в принципе выполнима.

Будем совершенствовать таможенное и налоговое администрирование, упрощать процедуры, которые регулируют доступ к инфраструктуре, банковским кредитам, к государственным гарантиям. Это наиболее чувствительные для любого инвестора проблемы, и они решаются в рамках Национальной предпринимательской инициативы и соответствующих дорожных карт. К 2018 году Россия должна войти в двадцатку наиболее благоприятных для предпринимательской деятельности стран.

Второе. Довольно часто можно услышать, что бо́льшая открытость нашей экономики (и в связи с вступлением в ВТО, и формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства) имеет негативные последствия.

Но мы понимаем, что конкуренция – это всегда стимул для развития. И экономики, как известно, как парашюты: они хорошо работают, только если они открыты.

Убеждён, международная интеграция может дать многое для модернизации экономики и социальной сферы, повысить их эффективность. Продвигаться нам необходимо по всем трём векторам развития – евразийскому, европейскому и азиатско-тихоокеанскому, причём делать это, конечно, сбалансированно. Решая задачи инновационного развития, включаясь в международные цепочки создания добавленной стоимости, мы сможем поддерживать интересы наших экспортёров и инвесторов за рубежом, добиваться устойчивого развития регионов Сибири и Дальнего Востока с учётом формирования новых центров деловой активности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Третье. Глобальное технологическое обновление, о котором уже говорилось здесь, – это реальность.

Буквально на наших глазах рождаются новые технологии. Да что новые технологии! Новые отрасли рождаются! Мы должны полноценно участвовать в этих процессах, формировать условия для инновационной активности у себя, в России, за счёт налоговых и бюджетных мер, за счёт таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования. Только ориентируясь на массовое внедрение передовых технологий, по сути – на технологический рывок, мы сможем обеспечить необходимые темпы роста экономики.

Создание конкурентоспособного сектора научных исследований и разработок, устойчивого и платёжеспособного спроса на их результаты – это наши приоритеты на ближайшие годы. К 2016 году предстоит довести уровень внутренних затрат на исследования и разработки практически до 2% валового внутреннего продукта.

Нужна развёрнутая система поддержки и сопровождения инновационных проектов на всех стадиях – от идеи до получения коммерческого результата, что, к сожалению, нам далеко не всегда удаётся, и, конечно, во всех регионах. Важно не просто создать этот своего рода инновационный лифт, а наладить его эффективную работу, расширять масштабы деятельности соответствующих институтов развития, ведь именно успешное промышленное внедрение превращает творчество в инновации. Нельзя забывать, что инновации – это, прежде всего люди, которые их создают, их творческая энергия и воля. Задача Правительства – создать условия для работы исследователей в России, формируя здесь новые научные школы и направления. Учёные, конечно, должны чувствовать себя востребованными. К 2018 году зарплата научных работников, преподавателей высшей школы достигнет 200% от средней по экономике региона. Будем развивать и систему поддержки, систему премий и грантов, поддерживать кооперацию высшей школы и бизнеса, приглашать для работы в Россию ведущих мировых учёных, в том числе для участия в проектах крупных центров, таких как «Сколтех». Общий объём финансирования государственных научных фондов должен достичь к 2018 году 25 млрд рублей.

Четвёртое. Для развития традиционных отраслей промышленности необходимо обеспечить рост спроса – как внутреннего, так и внешнего, эффективное государственное регулирование, формировать технологические альянсы с глобальными лидерами.

Это касается и транспортного машиностроения, и производства лекарств, медицинской техники, и ряда других отраслей. Важно найти новые возможности для отечественного нефтегазового комплекса, связанные с освоением шельфовых месторождений и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, внедрять передовые методы увеличения нефтеотдачи.

Серьёзный импульс получит оборонно-промышленный комплекс, который должен стать источником технологических новаций как в военном, так и в гражданском секторах. Предстоит сформировать научно-технический задел для создания перспективных образцов вооружений и военной техники, провести техническое перевооружение предприятий для выпуска конкурентоспособной серийной продукции.

Особое внимание в рамках соответствующих программ будет уделено авиа- и судостроению, радиоэлектронной, ракетно-космической и атомной промышленности. Продолжится формирование современной системы технического регулирования и стандартизации. Нам необходимо поддерживать экспорт высокотехнологичной продукции и услуг. К 2018 году в сравнении с 2012 годом объём неэнергетического экспорта должен увеличиться более чем в 1,5 раза.

Пятое. Сельское хозяйство может и должно стать конкурентоспособным.

Мы для этого многое сделали в последние годы, и эти результаты ни в коем случае нельзя потерять, даже несмотря на неурожаи или какие-либо иные сезонные трудности. С этого года началась реализация новой госпрограммы развития АПК. В период до 2018 года среднегодовые темпы роста продукции сельского хозяйства должны составить не менее 2,5%, производства пищевых продуктов – от 3,5 до 5%. Должны быть достигнуты все основные показатели Доктрины продовольственной безопасности страны. Важно помогать российским компаниям наращивать конкурентный потенциал в условиях вступления в ВТО с прицелом на новые рынки сбыта. А если говорить о продовольствии, то эти рынки в настоящий момент, по сути, беспредельные, огромные. У нас есть амбициозные планы – стать одной из ведущих мировых аграрных держав, вернее говоря, вернуть этот статус нашей экономике.

И ещё. Село – это, конечно, не только отрасль экономики. Это жизненный уклад почти трети граждан России, важная составляющая национальной самобытности. И мы должны добиваться повышения качества жизни на селе. В ближайшие годы здесь будет построено более 4 млн кв. м жилья, причём бóльшая часть – для молодых семей и молодых специалистов.

Шестое – это развитие инфраструктуры.

Недостаточная пропускная способность транспортной инфраструктуры не только сдерживает темпы экономического роста, но и отрицательно влияет на социальную мобильность. Нам предстоит повысить качество и доступность транспортных услуг, увеличить показатель транспортной подвижности населения к 2018 году на 40%, а объём экспорта транспортных услуг – в 1,8 раза.

Мы должны заниматься и региональным авиасообщением, о чём мы много говорим в последнее время и решения принимаем, строить высокоскоростные магистрали, комплексно модернизировать крупные транспортные узлы. Необходимо увеличить перевалочную мощность российских морских портов. Дальнейшее развитие получит Северный морской путь, который, как известно, почти в 2 раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток и представляет особый интерес не только для российских, но и для зарубежных компаний.

Особое внимание должно быть уделено энергетической инфраструктуре, необходимо создать условия для модернизации источников тепловой энергии и тепловых сетей. Срок подключения к электрическим сетям к 2018 году должен быть сокращён до 40 дней для потребителей с подключаемой максимальной мощностью до 150 кВт.

заседание 2.jpg

Будет создан задел для ввода новых генерирующих мощностей, в том числе на основе возобновляемых источников энергии. Продолжится курс на повышение энергетической и экологической эффективности. Принципиально важно преодолеть так называемое цифровое неравенство регионов. Для нас это не абстрактная проблема: Россия – страна самая большая. Решением этой проблемы нужно заниматься на всех уровнях: и на уровне Правительства, и на региональном уровне, и на муниципальном уровне, а лучшие региональные практики тиражировать в масштабе страны, в том числе те, которые касаются повышения компьютерной грамотности старшего поколения.

К 2018 году абсолютное большинство граждан России будет пользоваться преимуществами широкополосного доступа к сети Интернет. Будет улучшаться качество и доступность почтовой связи.

Седьмое – жилищная проблема.

Она остаётся острой и, по данным социологов, ключевой для абсолютного большинства наших людей: практически 60% наших граждан называют эту проблему главной для себя. И мы должны продолжить работу по созданию условий, для того чтобы её решать не одномоментно – это невозможно, – но поэтапно. Принята государственная программа «Обеспечение комфортным и доступным жильём и коммунальными услугами граждан России». Её финансирование на период до 2020 года очень значительно – порядка 2,5 трлн рублей.

Чтобы жильё стало доступным, нужно строить намного больше, чем мы строим сейчас, – около 100 млн кв. м ежегодно. При этом цена квадратного метра должна быть снижена. За счёт чего этого можно добиться? За счёт упрощения, конечно, административных процедур, которых по-прежнему много, за счёт строительства жилья экономкласса, за счёт удешевления земли под строительство. Будем развивать инженерную и коммунальную инфраструктуру. Это не только шанс решить жилищный вопрос в России, но и тем самым простимулировать темпы экономического роста в нашей стране.

Наконец, граждане должны быть удовлетворены как объёмом, так и стоимостью жилищно-коммунальных услуг. Правительство должно сосредоточить усилия на создании нормативно-правовой базы и контрольно-надзорных механизмов в данной сфере. Решение задачи вижу в том, чтобы и стимулировать в этой сфере добросовестную конкуренцию, и улучшать систему управления многоквартирными домами, и, конечно, усиливать общественный контроль. Здесь особую ответственность несут муниципальные власти.

Восьмое.

Уважаемые коллеги, как мною уже было сказано, в стране сформировался общественный запрос на принципиально иной уровень образования, здравоохранения, культуры и системы социального обеспечения. Да, финансирование социальной сферы за последние 10 лет существенно увеличилось, и это очень хорошо. Однако только денег недостаточно: нужны структурная и технологическая модернизация, новые стандарты услуг. Они должны соответствовать индивидуальным запросам человека. Это сложно, потому что запросы у всех разные, но именно в этом и состоит суть качественных преобразований в социальных отраслях.

Приняты государственные программы развития образования и здравоохранения, реализуются региональные программы модернизации этих сфер. И, конечно, модернизация должна коснуться не только бюджетных учреждений, но и взаимоотношений государства с общественными структурами, я имею в виду поддержку и добровольческих образований, и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Важно закрепить положительный демографический тренд последнего времени, который всех нас, конечно, очень радует, добиться устойчивого роста рождаемости и снижения смертности, а также увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет. Всё это позволит создать условия для роста численности населения России в перспективе ближайших лет, на период до 2025 года, до 145 млн человек. Задача эта очень сложная, она комплексная, это задача и для государства, и для общества, и для бизнеса. При этом необходимость думать о своём здоровье должна стать нормой для любого человека. Правительством принимаются жёсткие меры по снижению смертности на дорогах, от табака, алкоголя, создаются условия для занятий массовым спортом. В ближайшие годы число людей, которые систематически занимаются спортом, увеличится в 2 раза. Сейчас в стране идёт Год охраны окружающей среды. Задача заключается в снижении объёмов выбросов загрязняющих веществ, естественно, и в том, чтобы города, крупные города, в которых живут наши граждане, да и не только крупные, были экологически здоровыми.

Семейная политика. Мы прекрасно понимаем: благополучие современной семьи, желание и возможность иметь детей зависят от наличия работы и доходов родителей, от их жилищных условий, от доступности образования и медицинской помощи. В числе весьма эффективных мер – материнский капитал. В этом году его размер был в очередной раз проиндексирован и составил почти 409 тыс. рублей. В 50 демографически кризисных регионах с 2013 года введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей. Будем и дальше помогать многодетным семьям в решении жилищных проблем.

К 2016 году 100% детей в возрасте от трёх до семи лет смогут посещать дошкольные учреждения. Для этого государство поддержит региональные программы реконструкции старых и строительства новых детских негосударственных садов и семейных детских садов. Нужно сделать более действенной профилактику семейного неблагополучия, особенно на ранних стадиях, когда ещё можно исправить ситуацию и сохранить семью для ребёнка. Будут предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки граждан, которые решили усыновить ребёнка или стать его опекуном, и упрощена сама процедура усыновления или передачи под опеку. А к 2018 году должно вдвое уменьшиться число детей в детских домах и домах ребёнка.

Создана Правительственная комиссия по охране здоровья граждан. В центре её внимания – решение проблем профилактики и качества медицинской помощи. Мы продолжим меры по повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи, будем развивать её и в федеральных, и, конечно, в региональных учреждениях.

Система обязательного медицинского страхования позволит гражданам выбирать больницу и лечащего врача и реально стимулировать специалистов к повышению квалификации и профессионализма, развитию основ конкуренции в этой сфере.

Внедрение информационных технологий должно обеспечить новый уровень в работе врача и более комфортные условия для пациента. Электронная запись к специалисту, история болезни, телемедицина – всё это есть, всё уже это применяется, но отдельные примеры должны стать ежедневной практикой здравоохранения и в городах, и, что немаловажно, в отдалённых населённых пунктах на селе.

Ещё один приоритет – детская медицина. Правительством принято решение о направлении средств, предназначенных на региональные программы модернизации здравоохранения, преимущественно на детскую медицину и развитие служб родовспоможения. В 2013 году только из средств ФОМС будет направлено 50 млрд рублей.

Следует обеспечить углублённую, то есть 100-процентную диспансеризацию детей и подростков. Дальнейшее развитие получат детская реабилитация, так называемая паллиативная медицинская помощь, служба по уходу за тяжелобольными детьми. Необходимо продолжить развитие сети перинатальных центров и дальше активно внедрять современные репродуктивные технологии – такие решения сейчас готовятся.

Престиж профессии врача, престиж учителя, качество образования, медицины, социального обслуживания во многом зависят от уровня вознаграждения, которое получают эти люди за свой нелёгкий труд. В ближайшие годы мы должны обеспечить последовательный рост зарплат медицинских работников, работников образования, учреждений социального обслуживания и культуры. С этого года зарплата руководителей государственных и муниципальных учреждений будет прямо зависеть от качества работы самой организации.

Теперь об образовании. Именно эта сфера определяет перспективы каждого конкретного человека и всего государства, будущее государства. Принципиально, чтобы и школы, и вузы готовили нашу молодёжь к жизни в конкурентном, высокотехнологичном мире. Что предстоит сделать в ближайшие годы? Обеспечить всех детей качественным, современным дошкольным и школьным образованием. Должно обновляться не только содержание программ, но и методики обучения, в том числе за счёт электронных ресурсов. На это нацелены новые стандарты образования, внедрение которых планируется завершить к 2020 году. Особый акцент надо сделать на преподавании естественно-научных дисциплин, математики, литературы и иностранных языков. Мы должны сохранить и улучшить позиции в международных сопоставительных исследованиях и рейтингах. Конечно, крайне важно вовремя разглядеть способности ребёнка и помочь их развитию. Создаётся общенациональная система поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи. Особую роль также отводим дополнительному образованию. По итогам 2018 года им должно быть охвачено более 70% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Будем обеспечивать эффективность и конкурентоспособность высшего и среднего профессионального образования, его соответствие требованиям инновационной экономики. В ближайшие два года планируется разработать около 800 профессиональных стандартов. Они призваны определить качественные характеристики и запросы по основным профессиям.

Во всех образовательных учреждениях должны быть созданы условия для людей с ограничениями по здоровью: это – наша обязанность. Действует государственная программа «Доступная среда» – самая крупная вообще за всю историю страны. Цель в том, чтобы сформировать безбарьерную среду, чтобы инвалиды могли беспрепятственно посещать объекты социальной сферы, объекты культуры, пользоваться транспортом, имели возможности для трудоустройства.

Будет продолжена пенсионная реформа. Наша цель – стабильная и сбалансированная система пенсионного обеспечения, которая будет учитывать интересы всех поколений. Уже принят закон о формировании обязательных накоплений по новым правилам. Граждане имеют в своём распоряжении ещё год, чтобы принять обдуманное решение и правильно распорядиться соответствующей частью своей трудовой пенсии, а задача Правительства на ближайшую перспективу – существенно расширить возможности для выгодного и надёжного инвестирования этих средств, создать финансовые инструменты и механизмы и сделать эти механизмы понятными и доступными для людей, обеспечив их эффективную работу. Рост пенсий в реальном выражении к 2018 году составит от 20 до 28% по сравнению с 2012 годом. Средний размер трудовой пенсии по старости будет составлять не менее двух прожиточных минимумов пенсионера, и, конечно, он будет зависеть от трудового стажа. Механизм начисления пенсии станет дополнительным стимулом для граждан продолжать работу и после достижения пенсионного возраста.

О культуре. Это не только наше богатейшее наследие, но и один из факторов модернизации. Именно в культурной среде формируется современный толерантный, неравнодушный человек, который творчески подходит к любой деятельности. Знакомство с лучшими образцами мирового искусства должно стать частью образовательного процесса. Оно должно быть доступно всем гражданам нашей страны. Здесь особую роль играет Интернет, но одним Интернетом, безусловно, ограничиваться нельзя. Среди приоритетов – обновление инфраструктуры, самой отрасли, и прежде всего в провинции, развитие внутреннего туризма.

Девятое – это региональная политика.

Здесь стоит непростая, но очень важная задача – сбалансировать развитие территорий и раскрыть потенциал каждого региона. Уверен, что качество работы управленческих команд – один из важнейших факторов успеха. И сегодня у нас есть регионы, которые обеспечивают рост регионального продукта более чем на 10% ежегодно, при этом не имея ни нефти, ни газа. Значит, такую работу можно организовать. Необходимо стимулировать эффективную конкуренцию регионов за инвестиционные проекты, а следовательно – за новые рабочие места, квалифицированных специалистов, дополнительные доходы региональных и местных бюджетов.

Будут совершенствоваться межбюджетные отношения и создаваться условия для сокращения долговой нагрузки региональных и местных бюджетов, для опережающего роста собственных доходных источников. С 2014 года регионам будет предоставлено право перейти к налогообложению недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости. На Дальнем Востоке серьёзный импульс должны получить высокотехнологичные отрасли – авиастроение, судостроение, автомобильная промышленность, проекты по добыче и переработке полезных ископаемых, водных биологических ресурсов. На Северном Кавказе особое внимание будет уделено туристско-рекреационному кластеру, в котором планируется создать порядка 500 тыс. тыс. рабочих мест. Безусловно, будет продолжено выполнение комплексных инвестиционных планов, которые обеспечивают диверсификацию экономики моногородов. К 2018 году на их территории необходимо создать не менее 350 тыс. рабочих мест.

Десятое. Мы продолжим совершенствовать систему государственного управления, будем последовательно улучшать качество предоставления государственных и муниципальных услуг.

Без этого вообще невозможно решить поставленные задачи. Каковы конкретные шаги? Это расширение объёма открытых данных о деятельности органов власти, разработка Национального плана действий по внедрению механизмов открытого государственного управления, поддержка социально ориентированных неправительственных организаций, «Российской общественной инициативы» и, конечно, постоянный гражданский контроль в наиболее чувствительных сферах, таких как государственные закупки, таких как инвестиции. По предложениям Экспертного совета при Правительстве уже были скорректированы проекты целого ряда государственных программ и законов. Это полезная практика, она должна умножаться. Теперь важно контролировать, как принятые документы работают на практике, насколько эффективно расходуются государственные деньги, что меняется в реальной жизни. Здесь трудно переоценить важность мониторинга и обратной связи с конкретными гражданами, с общественными организациями, с представителями всех социальных групп, всех профессий. Это, собственно, и есть система «Открытого правительства». У нас есть абсолютно конкретные ориентиры по государственным и муниципальным услугам. К 2015 году абсолютное, подавляющее большинство наших людей (до 90%) будет иметь доступ к получению этих услуг по принципу одного окна, над чем мы бьёмся последние, наверное, лет 10 уже; к 2018 году не менее 70% сможет получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде.

Иногда есть смысл повторять и прописные вещи. Государство существует для людей, и в сфере оказания услуг современное государство должно вести себя по отношению к человеку открыто, дружелюбно, а работать оперативно и эффективно.

Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Владимирович! Я ещё раз хотел бы подчеркнуть, что «Основные направления деятельности Правительства» определены теми задачами, которые мы перед собой ставим, которые поставлены в нормативных документах, нашими общими планами, пониманием того, как необходимо двигаться вперёд, учитывая наши проблемы и учитывая новые глобальные вызовы, модернизировать социальную сферу, принципиально улучшать качество социальных институтов на основе высоких темпов роста экономики и повышения эффективности государственного управления. Это крайне масштабная, очень сложная задача. Осуществлять перемены, сохраняя порядок в стране, – это большое искусство. Но серьёзные изменения и в экономике, и в правовой сфере, и в жизни людей, и в качестве государственного правления, а главное, в общественном сознании назрели, они происходят. И те вызовы, с которыми мы сталкиваемся, должны стать нашими новыми возможностями. Уверен, что вместе мы успешно пройдём этот важный период в жизни нашей страны и сможем добиться необходимых результатов.

Источник: Правительство РФ.  

Источник: http://www.osspb.ru/osnews/10604/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости