На протяжении последних 2 лет настоящими «хитами» выставки «Малый и средний бизнес Санкт-Петербурга», проходящей в рамках Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, становятся роботы – экспонаты стенда Василеостровского района. Роботы умеют практически все: сидеть, ходить, а также мило разговаривать.
О том, что еще могут роботы и как они помогают детям с ограниченными возможностями, рассказывает основатель и директор компании «Teledroid» Александр Шавыкин.
– Компания «Teledroid» занимается разработкой и продвижением систем удаленного взаимодействия на основе робототехнических механизмов. Эти устройства – роботы – помогают людям присутствовать там, где они не могут находиться физически. Мы реализуем идею управления роботами посредством Интернета.
Системы телеприсутствия позволяют пользователям быть мобильными, получать новые ощущения от общения, экономить время и деньги. Человек может управлять реальными объектами, находясь за тысячи километров от них.
Наша миссия – дать людям новые возможности для удаленного взаимодействия друг с другом, а также облегчить их труд на работе и дома.
– Здорово! Александр, а как Вы стали предпринимателем? И почему решили заниматься таким нетипичным видом «бизнеса»?
– Роботы – это мое давнее увлечение.После окончания факультета технической кибернетики Политехнического института я некоторое время работал инженером в ЦНИИ Робототехники и Технической кибернетики. Работать в институте было интересно, но НИИ – государственная структура, и в какой-то момент я почувствовал «потолок», а мне хотелось двигаться и развиваться.
Я, понимая, что свободу и финансовую независимость может дать только собственный бизнес, поступил в ИТМО, на факультет технологического предпринимательства. Проучившись 2 года, я получил все необходимые знания, связанные с организацией собственного бизнеса.
Так как тема, связанная с робототехникой, меня не оставляла, решил, что нужно использовать свое увлечение в качестве заработка. И начал я с Интернет-магазина, который продавал робототехнику и игрушки. А в 2011 году зарегистрировал компанию «Teledroid», которая располагается в бизнес-инкубаторе «QD» на Биржевой линии.
Когда произносится слово «робот», то большинство людей считают, что речь идет об искусственном интеллекте. В идеале, это правильно. Но сейчас, на мой взгляд, построить бизнес с помощью искусственного интеллекта очень непросто. Необходимы серьезные финансовые вложения, которые окупятся неизвестно когда. Но стремиться к этому все равно нужно.
А для этого можно сделать предварительный шаг – сымитировать искусственный интеллект, создать синтез естественного и искусственного. Телевзаимодействие как раз и является этим самым синтезом. Мы берем человека и берем робота. Человек управляет роботом, а тот ему помогает в определенных функциях.
– Вы сами делаете роботов?
– К сожалению, нет: пока мы их покупаем. Мы пытались разработать роботов сами, но поняли, что этот путь – от разработки до вывода робота на рынок – очень длинный, и к тому же, на это требуются немалые средства.
На протяжение 1,5 лет мы сотрудничаем с московской компанией «R. Bot». Именно их интерактивный мобильный робот был представлен на выставке «Малый и средний бизнес Санкт-Петербурга» в 2011 году.
Следует отметить, что наше сотрудничество с московским производителем не ограничивается только покупкой готовых образцов. В процессе использования роботов мы исследуем рынок и вносим свои предложения в части их совершенствования: то есть являемся полноценными партнерами московской компании.
На прошлогодней выставке «Малый и средний бизнес Санкт-Петербурга» мы продемонстрировали участникам и гостям мероприятия робота NAO. Это обучающий программируемый робот, сделанный во Франции. Предназначен он для стимулирования интереса студентов и школьников к изучению робототехники.
Французские производители называют это «дружелюбной формой изучения науки».
С французами мы также заключили партнерское соглашение, по которому покупаем роботов и привозим их в Россию. Здесь мы продаем их учебным заведениям и осуществляем техническую поддержку.
– Александр, следующий вопрос плавно вытекает из предыдущего – кто и для каких целей покупает роботов?
– В настоящее время роботы активно используются в 2 направлениях.
Первое, и, наверное, самое важное – это помощь людям с ограниченными возможностями, а также детям, которые, в силу разных причин, длительное время не могут ходить в школу.
При поддержке Администрации Василеостровского района мы поставили роботов «R. Bot» в 7 школ района. И теперь многие дети, посредством Интернета, «присутствуют» на занятиях в «теле» робота.
Чтобы точнее понять, как эта система работает, я всегда привожу в пример фильм «Аватар». Там как раз использована подобная технология.
Конечно, вместо робота можно использовать и обычную телекамеру, запустив «Скайп». Но для ребенка, это, как говорят в Одессе, – две большие разницы: подключиться к «Скайпу» или к роботу, который может передвигаться не только по классу, но и по всей школе. Эффект присутствия во втором случае гораздо шире, чем в первом. И, к тому же, для детей робот – это игра.
Сейчас мы активно работаем со школой «Динамика», в которой учатся дети с ограниченными возможностями. Мы дали им робота для тестирования. Школа ежедневно сталкивается с серьезной проблемой: утром всех детей необходимо собрать, отвезти в школу, а после занятий – развести по домам. С учетом пробок все это сделать очень сложно. А когда они установят робота, дети, находясь дома, с помощью Интернета, смогут к нему подключиться и «посетить» все уроки.
– С обучением всё понятно. А второе направление?
– Наши системы могут использоваться для проведения различных рекламных кампаний, в работе на выставках – как дополнительный инструмент привлечения потенциальных клиентов.
Как это работает? Компания, которая хочет продвинуть свой продукт или услугу, может взять робота в аренду и использовать в качестве «рекламного носителя». Человек управляет роботом, а он, в свою очередь, общается с другими людьми. На робота наносится логотип компании; он также может провести презентацию. Таким образом, решается проблема привлечения внимания к компании.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с людьми, которые раздают рекламные листовки. И чаще всего, эти листовки никто брать не хочет. А если это начнет делать робот, то ситуация изменится: люди будут сами к нему подходить. Потому что робот – это оригинально и интересно.
– Согласна! Александр, поделитесь планами вашей молодой, но чрезвычайно перспективной компании…
– Сейчас мы работаем над новым проектом – автоматизацией продаж в фармацевтическом бизнесе.
Мы обратили внимание на то, что многие аптеки работают неэффективно. Провизоры зачастую выполняют не свойственные им функции. Помимо консультации клиента по препаратам, приема заказа, сбора и выдачи товара, на фармацевтов ложится еще и выполнение функции врача-консультанта. Это связано с тем, что клиент приходит в аптеку, минуя консультацию доктора в поликлинике.
К тому же, зачастую фармацевты в аптеках вынуждены озвучивать инструкции к лекарствам, оптимизировать цены препаратов для покупателей, а также выполнять многие другие непрофильные и малоквалифицированные обязанности. В результате во многих аптеках образуются очереди.
Что предлагаем мы? Установить автоматизированную систему, которая позволит покупателю, посредством телевзаимодействия, в случае необходимости, проконсультироваться с врачом, и только после этого покупать лекарство.
Мы провели предварительные переговоры с руководством многих аптек и выяснили, что им интересен данный продукт. Сейчас мы работаем над реализацией данного проекта.
– Желаю Вам удачи!
Лейла Церетели
Источник: http://www.osspb.ru/osnews/11301/