Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Первый бизнес-лагерь для молодых предпринимателей Первомайского района

НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ продолжает реализацию программы «Разработка предпринимательских проектов в Открытой предпринимательской среде» в рамках договора с Фондом развития малого и среднего предпринимательства Томской области и регионального проекта вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность.

12-14 апреля состоялся Первый бизнес-лагерь для молодых предпринимателей Первомайского района. В нем приняли участие 85 человек. Из них представителей администрации Первомайского и Зырянского районов — 5 человек, представителей ЦПП Первомайского и Зырянского районов — 3, индивидуальных предпринимателей — 10 человек, студентов ТЭПК и ППЛ № 38 — 22 человека, старшеклассников — 21 человек, представителей образования — 12 человек.

Бутько Наталья, 17 лет, студентка первого курса первомайского филиала Томского экономико-промышленного колледжа.

— Как ты здесь оказалась?

— Преподаватели предложили прийти послушать, поучаствовать — вдруг как-то пригодится в жизни. Вот я и пришла, поучаствовала, даже помогла составить проект «Домик в деревне».

— Интересно было?

— Да. Может быть, даже когда-то буду предпринимателем.

— Что самого яркого было за эти три дня?

— Тренинг взаимодействия, где моя жизнь была как будто я — власть, правительство. Было очень интересно командовать, быть властью. Надо было вернуть 3 миллиона долга, рождаемость повысить. Нам говорили, чтоб мы что-то предприняли, но мы не могли ни чего предпринять.

— Это помогло взглянуть на жизнь с другой стороны?

— Да. Было интересно почувствовать себя правительством.

— А как отношение к предпринимателям — изменилось за время бизнес-лагеря?

— Раньше у меня было представление, что предприниматели больше навязывают свои продукты, чтобы положить деньги себе в карман. Теперь я понимаю, что таких мало, что предприниматели помогают своему населению развиваться, вкладывают в них свои силы и деньги.

Святослав Грибенников, бизнес-тренер НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, индивидуальный предприниматель.

— Как впечатление от ребят?

— Ребята разные. Есть уже вполне жизнеспособные проекты.

— Как я увидел, сейчас участники разделены на две команды и у них разные процессы протекают.

— В эти три дня у нас была разработка проектов и кто уже готов презентовать их на экспертном семинаре, который через два часа состоится, тот готовится к презентации, а другая часть занимается образом предпринимателя и пробует понять — кто же это такой, примерить эту роль к себе «моё — не моё» и определиться.

В первый день бизнес-лагеря мы с молодыми людьми рисовали портрет предпринимателя — прописывали качества, описывали образ и в прямом смысле рисовали — какой он, предприниматель. Затем в течение программы мы пытались сформировать более адекватный образ, знакомили участников с реальными действующими предпринимателями, и сегодня ближе к завершению на тренинге будем описывать какой же он — реальный предприниматель, не мифический.

— Самое яркое впечатление от бизнес-лагеря?

— Самое яркое впечатление вообще от проектов, что люди приходят иногда с одним проектом, а потом спонтанно в очень короткие сроки понимают, что хотят чего-то другого, что актуально на данной территории что-то другое и делают проект, который «выстреливает», успешно потом в программе защищается и реализуется на территории. На бизнес-лагере им удаётся самим осознать ресурсы своего района, потребности своего района. А успешный бизнес он всегда исходит из потребностей.

Ахмед Аздиев, предприниматель из Асиновского района.

— Главное ребятам понять степень актуальности и востребованности их идей, и с помощью экспертов оценить жизнеспособность их проектов и понять будут ли они приносить с одной стороны личное удовлетворение и реализацию самим ребятам, а во вторых — будет ли окружающим польза от их самореализации, будет ли полезен их проект.

— Какова твоя личная цель участия в бизнес-лагере?

— Обмен знаниями, экспертное мнение, поиск связей в предпринимательской среде соседнего нам Первомайского района, найти какие-то созвучные проекты.

— Ты ранее участвовал в подобных бизнес-лагерях?

— Я выпускник образовательной программы 2010 года, организованной нашим Асиновским бизнес-инкубатором и Институтом инноваций в образовании ТГУ. Мой коллега, Иван Фофанов, выпускник этой программы 2012 года, так же успешно выпустился и защитил свой проект и на муниципальном, и на региональном уровне.

— Что для себя вынес из образовательных программ и бизнес-лагерей, в которых участвовал?

— Во-первых, видение и восприятие моего проекта экспертами и коллегами, которые участвовали в этих бизнес-лагерях, во-вторых лучшее понимание моего проекта — не то, как ты его видишь, а то, как его будут воспринимать другие. Это необходимый пункт для осмысления своего потенциала. Ну и ещё один бонус — поддержка власти. К примеру, на данном бизнес-лагере было отобрано 7 проектов и теперь у авторов этих проектов больше шансов выиграть в других более крупных конкурсах.

Ну а если учесть, что у ребят есть возможность после бизнес-лагеря поучаствовать ещё и в образовательной программе для предпринимателей, проводимой Институтом инновации в образовании, то после его прохождения жизнеспособность проекта и шансы выиграть в больших конкурсах возрастают и найти инвесторов становится проще.

Волкова Жанна Владимировна, бизнес-тренер НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, индивидуальный предприниматель.

— Для Первомайского района это первое событие такого уровня. Видна неподдельная активность и заинтересованность молодых людей и предпринимателей. Активность и заинтересованность видна в том, что они начинают разрабатывать идеи о том, как можно менять жизнь на территории. По крайней мере, нам, как ведущим этой программы уже во многих районах нравится, что те идеи, которые ребята разрабатывают про туризм, о сельском хозяйстве, они не надуманные, они уже давно-давно назрели в районе. Может быть, после этого бизнес-лагеря что-то сдвинется.

— А как выглядит Первомайский бизнес-лагерь в сравнении с проводимыми в других районах?

— Есть ряд районов, где подобная программа проведения бизнес-лагерей как одна из форм поддержки предпринимательства стала проводиться раньше, это Кожевниковский, Бакчарский, Асиновский районы и некоторые другие. Там где уже не в первый раз были такие мероприятия, программа поддержки предпринимательства прошла уже несколько этапов и претерпела ряд изменений — в течение 6 лет там шли программы обучения предпринимателей, разработанные нашим Институтом инновации в образовании. Сейчас для них бизнес-лагерь это действие уже собирающие тех людей, которые и обучались предпринимательству и работали на этих территориях, там задача изменилась — собрать вместе все силы для того, чтобы установились связи между разными субъектами, которые образовались на территории. А здесь, это только первое место, где всё только начнётся: предприниматели начнут обращать внимание на ребят, которые учатся в школах и техникумах, начнут видеть и свою помощь для них и их ресурсность для себя; ребята, школьники другими глазами посмотрят на предпринимателя, подумают — а может, стоит оставаться на этой территории и тоже заниматься такой деятельностью; ну, а власть может быть по иному взглянет на те ресурсы, которые есть на территории и за счёт которых можно эту территорию двигать вперёд.

Наталья Геннадиевна Попова, сотрудник НОЦ «Институт инноваций в образовании», тьютор участников бизнес-лагеря.

Следующего своего собеседника я буквально на днях встречал на курсах повышения квалификации для тьюторов, поэтому первый вопрос задал именно об этом:

— Параллели между тьюторством и бизнес-лагерем — каковы они?

— Здесь очень важно работать с каждым и выявлять интерес каждого, чтобы вопрос к самому себе появился у каждого человека. Не выдавался сверху, не навешивался кем-то, а вырастал изнутри. И тьютор делает то же самое — он очень грамотно работает с образовательным заказом. Здесь так же — заказ к самому себе: А я хочу? А чего я хочу? Момент самоопределения: А я хочу быть предпринимателем или я не хочу? Что мне про это известно? Что мне про это понятно? Что не понятно? Вот эти вопросы, эти моменты понимания имеют очень важное значение для развития. Потом мы, как и тьюторы, создаём пространство, создаём очень насыщенные условия для встречи, для пробы, для самопрезентации. Так же важна продуктная форма — вот сейчас ребята что-то делают, коммуницируют, обсуждают, а потом обязательно продукт. Это обязательная стратегия, которая имеет свой очень важный смысл.

— Из опыта прошлых бизнес-лагерей — как часто самые младшие участники на второй, третий бизнес-лагерь дорастают до самостоятельного проекта, вырастают в предпринимателя?

— Я не знаю, какой это статистически процент дорастает до предпринимателя, но точно скажу: то, что школьник не в первый раз на бизнес-лагере — это чувствуется сразу. Они больше концентрируются на свои проектные идеи, начинают больше думать про своё, что мне интересно? Становятся активнее, более предметно подходят к интересующим вопросам. Они лучше ориентируются в пространстве, начинают задавать вопросы: А где вот это посмотреть? А с кем вот об этом проконсультироваться? А куда можно обратиться?

И если в первый бизнес-лагерь у него проекты учебные, игровые, то у ребят, которые уже не первый раз, появляется задел либо на модельный проект, либо уже на реальный. Они понимают, что это не игра, а реальное и интересное дело.

Александр Костин, участник, потенциальный предприниматель.

— Вы пришли на бизнес-лагерь уже с готовой идеей?

— Даже с двумя идеями, а защищать сейчас будем уже третью. Получилось так, что появился совместный проект с Владимиром по открытию рекламного агентства, который мы будем защищать через 40 минут.

— Какие-то изменения за два дня бизнес-лагеря проект претерпел?

— Он появился за эти два дня. Хотя в голове Владимира и в моей голове он вынашивался месяцами и даже годами. Мы к нему шли медленно, но верно, отпечаток на него накладывали прочитанные книги, какие-то личные устремления.

— Сейчас, ближе к финалу как считаешь — был ли смысл участвовать?

— Мы тоже задавали себе этот вопрос. Мы прошли через него. Есть смысл. Оказывается есть. Семинар дарит ощущение уверенности, даёт поверить в свои собственные силы, что свои мысли можно реализовать в действия, а действия в конкретный продукт.

Проект, который защищал команда Александра и Владимира, вызвал на экспертном семинаре, пожалуй, самый положительный отклик. Участники и эксперты задавали вопросы, молодые предприниматели из соседнего Асиновского района подбодрили фразой «Нам — предпринимателям такая поддержка как ваша рекламная компания очень нужна». Вообще, союзы на этом бизнес-лагере были в ходу — из семи проектов вышедших на экспертный семинар четыре защищали командами. При чём некоторые команды рождались прямо на бизнес-лагере.

Артём Чевелёв, эксперт бизнес-лагеря, владелец охотничьего промыслового хозяйства «Медведь».

— Такие мероприятия нужно проводить в обязательном порядке, потому, что они развивают, толкают вперёд. Больше всего мне интересно — как молодёжь? Я сюда пришёл главным образом из-за молодёжи. Такие встречи важны потому, что когда человек стремится заработать деньги честным трудом — это замечательно, это очень важно. Лично я всегда к этому стремился. Во мне отец эти зачинания закладывал. Я всегда деньги зарабатывал сам. Сначала руками, потом головой. Хорошо, если ребята будут делать так же. Здесь я целиком и полностью всех поддерживаю. Всем вперёд! Удачи!

Вот так ёмко, коротко и сильно. Что ж, подведём итоги: ребята помладше уходили по окончании бизнес-лагеря с новыми мыслями, новыми представлениями о предпринимательстве, деятельности в своём районе и опытом действия в команде, коммуникации и самоопределения. Участники, дозревшие до защиты идеи проекта, провели презентацию на экспертном совете.

Таких проектов было 7:

  • Рекламное агентство, — авторы проекта Костин А. В., Лукашенко В. А.
  • Производство корпусной и встроенной мебели, авторы проекта — Исаев М.П., Дроздов А.Н.
  • Попутный груз, авторы проекта — Сидоров П. А., Савенков С.И., Иванов А.
  • Детский образовательный центр, автор проекта — Сидорова Ю.В.
  • Турбаза «Сибиряк», авторы проекта — Окушко Н. В., Ланский С.И., Манжело О.Н., Самойленко А.А., Кисилёв В. Е.
  • Домик в деревне, авторы проекта — Храмова Л. А., Белоусова В. А.
  • Покровская заимка, автор проекта — Покровский Д.Ю.

«Рекламное агентство» — вызвало много откликов, поддержки и показалосьсь одним из перспективных;

«Производство корпусной мебели» — после презентации заказы на мебель шли прямо из зала :)

«Детский образовательный центр»- один маленький проект Юлии, направленный на молодых мам уже живёт, желали жизни и этому проекту своими тёплыми откликами участники экспертного семинара. Жаль, конечно, что расчёты Юлии показывали что в плюс по доходам её проект за первый год не выйдет. Будем надеяться, что после образовательной программы проект будет доработан и отшлифован.

«Попутный груз» — идея проекта — организовать недорогие грузоперевозки Томск-Первомайское-Томск. Презентация вызвала много вопросов, уточнений и интереса. А отчаянные ребята уже после окончания программы бизнес-лагеря, пересмотрев некоторые пункты проекта, заявили «Проект начнёт жизнь завтра». Настолько ребята полны энергии.

«Турбаза "Сибиряк"», «Домик в деревне», «Покровская заимка» — три туристических проекта интересных каждый по-своему получили совет от экспертов «Объединяйте свои ресурсы и усилия. Так вам будет проще бороться за клиента».

На итоговом семинаре молодые предприниматели, представители образования и администрации поделились впечатлениями от проведённого мероприятия и наметили дальнейшие действия.

Владимир (Рекламный проект) — Появилось видение проекта — каким он будет, как его реализовывать. Появился партнёр.

Педагог — Появился другой взгляд на предпринимательство. Василий (школьник) — Изменилось мнение о предпринимателе.

И ещё несколько общих отзывов:

— Научились объединению и взаимодействию.

— Научились быстро работать.

— Увидели и осознали себя.

— Предпринимателям надо объединяться, проводить встречи, общаться. Продолжение разговора состоится уже в ближайшие дни — начинается обучающая часть проекта — реализация программы «Разработка проектов в Открытой образовательной среде». Полтора месяца потенциальные и начинающие предприниматели будут вместе с экспертами и консультантами дорабатывать свой проект, осваивать методики стратегического анализа ресурсов проекта, экономического обоснования и подготовки к презентации. Ну и, конечно, в программе будут тренинги на развитие собственной способности и готовности к предпринимательской деятельности.


Источник: НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости