Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Дмитрий Павлов, заместитель генерального директора НИСИПП. Развитием института ОРВ еще заниматься и заниматься. Часть первая

Оценка регулирующего воздействия – актуальная и популярная на сегодняшний день тема. Этот институт должен в ближайшие годы быть внедрен повсеместно.
О том, как происходит это внедрение и какие проекты выполняет по этой тематике НИСИПП, мы беседуем с Дмитрием Павловым.

- Дмитрий, тема ОРВ – одна из основных, которыми сейчас занимается НИСИПП. Какие проекты выполняет институт по этой теме в настоящее время? Я помню, что был проект по Чувашии.

- Нужно сказать, что институт начал активно заниматься проектами, связанными с развитием института ОРВ, достаточно давно. Мы прошли, по-моему, семилетний период, а то и десятилетний работы по этой тематике. Когда пошла волна массового внедрения института ОРВ в органах власти, процедуры принятия решений, у института стало появляться значительное количество таких проектов. В 2011-м году пошли проекты для Минэкономразвития по методологической разработке вопроса поддержки института ОРВ на федеральном уровне. В том же году мы выполняли также небольшие проекты для регионов. Там были концептуальные вещи по системе, модели внедрения ОРВ в регионе, по плану внедрения.

- В 2011-м году ведь начались пилотные проекты по внедрению института ОРВ в ряде регионов.

- Да, это происходило в основном в рамках административной реформы. Поскольку 2012 год по админреформе не состоялся: конкурсы объявили, результаты обозначили, были регионы – победители, но денег они не получили. Поэтому проектов в этом направлении у них не было. Лишь несколько регионов делали что-то за счет собственных средств.
А вот в нынешнем году началась массовая активность. Регионы, получившие деньги, хотят вложить эти средства в разработки и проводить работу по оценке регулирующего воздействия. В связи с этим у нас появились проекты, например, для Чувашской республики, где мы проводим комплекс работ по обучению госслужащих, объясняем, что такое ОРВ и зачем оно нужно. Мы учим их тому, как с ноля написать заключение об оценке регулирующего воздействия, подробно разбираем это на практических семинарах.
Разумеется, готовили методологию, помогали проводить оценку регулирующего воздействия. Вместе с разработчиками регулирования рассматриваем проекты актов.

- А кто разрабатывал это регулирование?

- Органы исполнительной власти республики.

- То есть это делается прямо на местах.

- Да. Сами для себя, согласно различных поручений, исходя из федерального законодательства, добавляя собственные инициативные вещи, региональные власти разрабатывают это.

- То есть это делают не столичные эксперты, не Высшая школа экономики, вплотную занимающаяся вопросами ОРВ, а чиновники регионального уровня.

- Конечно. И на разработанные ими проекты актов мы пишем заключения по оценке регулирующего воздействия. Собираем данные, проводим вместе с ними публичные консультации, изучаем отклики предпринимателей по той или иной проблеме, тому или иному регулированию.

- На какую тему эти отклики?

- Они содержат мнения о необходимости данного конкретного регулирования или, наоборот, об отсутствии такой необходимости.
В настоящее время НИСИПП выполняет проект со Свердловской областью. Там, по оценке третьего раунда мониторинга внедрения института оценки регулирующего воздействия (это – апрель 2013 года), Свердловская область занимает первое место среди всех регионов России. И мы рады взаимодействовать с людьми, поддерживающими внедрение ОРВ на лучшем в стране уровне. В области идет серьезная проработка вопроса.
В рамках данного проекта мы наибольшее внимание уделяем методологии фактической оценки воздействия того или иного регулирования, а также методическим документам для муниципальных образований. Напомню, что, согласно планам руководства страны, внедрение ОРВ субъектами Федерации обязательно с 2014 года. А с 2015 года оно становится обязательным для муниципалитетов. И в Свердловской области уже сейчас хотят проработать массив типовых документов для муниципальных образований.

- Дмитрий, в апреле в Высшей школе экономики была большая конференция, в рамках которой работала и секция ОРВ. Вы там выступали, а я присутствовал.
В числе докладов там был и доклад, прочитанный по скайпу находящейся на стажировке в университете Квинсленда (Австралия) Александрой Братановой. Он был посвящен анализу опыта и новых тенденций ОРВ в зарубежных странах.
И сразу выяснилось, что, в отличие от России, в целом ряде развитых стран при оценке регулирующего воздействия принимаемых нормативных актов действует принцип «Один за один». То есть органы исполнительной власти, инициирующие новый регулирующий акт, должны обеспечить финансирование его реализации за счет сокращения затрат по иным статьям расходов или за счет отмены реализации уже существующего законодательного акта. Решение о целесообразности введения нового регулирования принимается на основании сопоставления оценки последствий его введения и оценки сокращения издержек в связи с выведением или изменением действующего регулирования.
Одним словом, в развитых странах, где бизнес развивается гораздо успешнее, чем у нас, не принято обрушивать на него новые регулирующие акты, не отменяя старые.
Более того, существует и практика «Один за два». Например, в Австралии с 2011 года при введении одного нового регулирования должны быть отменены два старых. Результаты такого подхода могут быть просто фантастическими. Как отмечают авторы доклада, в 2011 году в австралийском штате Виктория в рамках этой практики было введено в действие 14 базовых нормативных актов, а отменено – 152 старых.
Проще говоря, на Западе делается все, чтобы вводимое новое регулирование не оказалось излишним. А как у нас?


- Конечно, это – очень интересный пример решения вполне определенных проблем, и я, например, сам выступаю именно за такое регулирование. Но нам в России к этому еще идти и идти. Нам бы пока разобраться с проектами нормативно-правовых актов и пойти на экспертизу актов, уже действующих, выявив самые болевые моменты, на которые бизнес хуже всего реагирует. Нужно пробовать изменить эти акты. А ведь процедура изменения нескольких актов требует большей проработки, больших трудозатрат. Исходя из опыта, мы знаем, как у нас чиновники реализуют процедуры. И оценка регулирующего воздействия для них – некая формализованная процедура, которую просто нужно пройти и забыть. Точно в таком же положении сейчас находится, например, антикоррупционная экспертиза, да и другие виды экспертиз.

- Разумеется, чиновникам хочется, чтобы все эти экспертизы не касались дела, с которого они имеют свою административную ренту.

- Вы знаете, некоторые из них просто слишком формально подходят к процедурам: отчет сдал – все нормально. А что там в реальности: какая проблема, как ее решать – многих чиновников не волнует. К тому же зачастую решение той или иной проблемы требует серьезных вливаний, нужно подобрать статистические данные, обеспечить объективную экспертизу, проводить опросы. И все это требует времени и денег. Издержки очень велики.
И еще хотелось бы сразу добавить: ОРВ развивается не только на национальном, региональном и муниципальном уровнях, но и на уровне наднациональном. Все мы знаем, что сейчас идет экономическая интеграция трех стран – России, Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза. И процедура оценки регулирующего воздействия внедряется сейчас и в деятельности Евразийской экономической комиссии, то есть при подготовке наднациональных актов, затрагивающих бизнес всех стран – участников.

- Но там, как я понимаю, все еще более сложно.

- Да, там все сложнее. Тут интересы разных стран, поэтому необходимо межгосударственное согласование. И у нас идут и такие проекты.

Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости