Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Александр Чепуренко, президент НИСИПП, профессор НИУ ВШЭ. Голос против. Журнал "Коммерсантъ Деньги"

Журнал "Коммерсантъ Деньги"

"Столичный мегаполис нуждается в мерах привлечения быстрорастущих средних компаний"

Александр Чепуренко,
президент Национального института
системных исследований
проблем предпринимательства:

— Во-первых, столичный мегаполис нуждается в мерах привлечения быстрорастущих средних компаний. Они могли бы стать основой формирования кластеров малых и средних фирм в тех видах деятельности, которые опираются на человеческий капитал, не сопровождаются нагрузкой на окружающую среду и помогают решать городские проблемы в сфере ЖКХ, транспорта и т. п. В Москве, по нашим оценкам, уже действуют около 20 таких компаний, и каждая имеет свою сеть поставщиков. Эти сети постоянно растут, но могли бы расти еще быстрее, если бы город проявил к ним интерес и внимание.

Во-вторых, мегаполис комфортен для проживания, только когда у любого жителя в шаговой доступности — предприятия торговли, общепита, бытовых услуг и т. д., которые обеспечивают быстрое, недорогое и качественное обслуживание. Во всем мире в мегаполисах это семейный, в том числе этнический, бизнес. В Москве эта ниша далека от насыщения.

В-третьих, столичный мегаполис обладает исследовательским потенциалом, который в какой-то степени может быть направлен в высокотехнологичные стартапы. Для этого надо выстраивать площадки, на которые могли бы приходить техностартеры (бизнес-инкубаторы), но обязательно при участии венчурных капиталистов и бизнес-ангелов. Именно их следует собирать, с ними советоваться, в диалоге с ними выстраивать поддержку инновационного предпринимательства.

В-четвертых, мегаполис мог бы, наверное, использовать свою немалую недвижимость в качестве как площадок для индустриальных парков, так и залога для создания частно-государственных инвестиционных фондов, которые привлекали бы длинные деньги для финансирования проектов быстрорастущих компаний, с одной стороны, и стартапов — с другой.
Почти ничего этого мы в Москве не наблюдаем. Зато мы видим, что борьба с этнической преступностью на рынках одновременно лишает значительную часть горожан дешевых продуктов питания, а мелких поставщиков — рынка сбыта (сети их не возьмут). Мы наблюдаем увлечение коворкинг-центрами, при том что они эффективны только тогда, когда фрилансер ведет свою деятельность легально, чего в России пока нет. А развитие бизнес-инкубаторов и технопарков ведется в основном без участия самого бизнеса, а значит, без оглядки на его потребности.

Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ