Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сергей Крюков, председатель правления МСП Банка. Интервью «Национальному банковскому журналу»

C. КРЮКОВ: «Главная мысль, которую я не устаю повторять: малый и средний бизнес, как женщина, постоянно требует к себе внимания»

От объема и качества государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса зависит работа многих предприятий, создающих новые технологии и виды продукции, поэтому роль МСП Банка - дочерней структуры Внешэкономбанка, созданной специально для поддержки МСБ, - принципиально важна. О том, что делает МСП Банк для создания комфортной бизнес-среды для малых и средних компаний, о новых программах банка и о своем видении перспектив дальнейшего развития сегмента МСБ рассказал в интервью NBJ председатель правления МСП Банка Сергей КРЮКОВ.

«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА БАНКА - ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТУПНЫМИ ФИНАНСАМИ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»

NBJ: Сергей Павлович, кредитованию и обслуживанию компаний малого и среднего бизнеса банки сейчас уделяют много внимания. Скажите, увеличатся ли с учетом этой тенденции объемы средств рефинансирования, которые через МСП Банк пойдут в сектор МСБ?

С. КРЮКОВ: Безусловно. МСП Банк - прежде всего институт развития, поэтому нашей стратегией развития предусмотрено поступательное увеличение объемов кредитования. Сейчас объем средств, доведенных до МСП, составляет 93,8 млрд рублей. До конца этого года мы планируем выдать еще не менее 22 млрд рублей (с учетом погашений ранее предоставленных кредитов). Все новые выдачи пойдут на стратегические ниши: кредитование инновационных предприятий, долгосрочное кредитование производственного сектора. То есть качество поддержки станет иным. Кроме того, мы полагаем, что и планируемые ЦБ механизмы рефинансирования, и распределение средств через фонд национального благосостояния, и другие инициативы не обойдут стороной нашу программу.

NBJ: Кредитование МСБ - это всегда вопрос выстраивания правильных стратегий риск-менеджмента. Как, с вашей точки зрения, можно уменьшить кредитные риски при банковском обслуживании МСБ?

С. КРЮКОВ: Вы правы, это один из самых сложных вопросов. На уровень кредитного риска влияет масса обстоятельств. В совокупности это называется комфортной бизнес-средой. Программа, реализуемая нашим банком, поддерживает предпринимателей, которые развивают производство, проводят модернизацию оборудования, внедряют инновации, создают новые технологии и виды продукции. Это серьезный бизнес. Для его создания изначально необходимы аренда или покупка собственного помещения, приобретение оборудования - все это весьма существенные и долгосрочные инвестиции. Когда делаешь такие вложения, ты должен быть уверен в их защищенности и в том, что государство, судебная система будут отстаивать твои права как предпринимателя, учитывать твою деловую репутацию, понимать важность кредитной истории.
Данные моменты не праздность, а все то, что формирует отношение к предпринимателю и, в свою очередь, отношение бизнеса к окружающей среде. От этих факторов напрямую зависит планирование долга. Простой пример: если меняется налоговая политика, и налоговые сборы с предприятий МСБ повышаются с 16% до 34%, значит предпринимателю, который взял кредит и рассчитал свой денежный поток, исходя из налоговых выплат на уровне 16%, необходимо будет где-то найти дополнительные средства. Естественно, кредитная нагрузка на его компанию возрастет.
С высокой трибуны необходимо сказать производственникам: «Работайте спокойно, налоги ближайшие пять лет не будут расти». Как только будет создана комфортная бизнес-среда, риски автоматически снизятся. Предпринимателю не нужно будет прятать свои доходы. Если твой бизнес прозрачен, значит для банка ты хороший заемщик, соответственно, и маржа будет минимальной, поскольку риск кредитования снизится.
Главная мысль, которую я не устаю повторять: малый и средний бизнес, как женщина, постоянно требует к себе внимания, поэтому политика должна быть достаточно стабильной, внятной и прогнозируемой. Рынок всегда очень чутко воспринимает сигналы, идущие от государства.

NBJ: Наблюдаете ли вы рост количества инновационных предприятий в сегменте МСБ?

С. КРЮКОВ: Учитывая то, что наша программа по этому направлению растет не на проценты, а в разы из года в год, ответ очевиден. Мы с нашими партнерами такие проекты умеем находить. Конечно, программы с высокой степенью инновационности - сегмент узкий, сделки здесь фрагментарны, потока заявок не наблюдается. Но есть и хорошие исключения из этого правила. Например, в Набережных Челнах мы финансируем строительство завода по производству экологически чистых минерально-органических удобрений, не имеющих мировых аналогов.
Повторюсь: таких предприятий немного, и наша задача - обеспечить их доступными финансовыми ресурсами. Вместе с тем появляется все больше инновационных проектов лайт-версии: приобретение высокотехнологичного оборудования, модернизация производства. Например, в 2013 году по новым продуктам мы выдали таких кредитов и предоставили в лизинг оборудования и спецтехники на сумму 21 млрд рублей.

NBJ: Какой уровень маржи сейчас у МСП Банка? Звучат мнения, что маржа у вас слишком высокая.

С. КРЮКОВ: Не могу согласиться с этой точкой зрения. Предполагаю, что такое мнение могло возникнуть в ходе ошибочного сравнения стоимости средств ФНБ (6,25% годовых) и нашей ставки для партнеров (8-9% годовых в зависимости от типа организации). Но при этом нужно учитывать, что объем средств, полученных нами из фонда национального благосостояния, составляет всего 30 млрд рублей, тогда как средства, предоставленные партнерам по нашей программе, на текущий момент превышают сто миллиардов рублей. Разница между этими двумя суммами покрывается из рыночных источников.
Чистый процентный спред (разница между доходностью работающих активов и стоимостью привлечения средств) составляет сейчас у нас порядка 0,9%. Процентная маржа с учетом капитала -1,8%. В то время как у коммерческих банков уровень маржи при кредитовании МСБ редко опускается ниже 4%.

NBJ: МСП Банк уже не первый год реализует программу поддержки малого бизнеса совместно с коммерческими банками. Как меняются взаимоотношения с партнерами по мере реализации программы?

С. КРЮКОВ: Партнеры - наша опора в регионах ввиду отсутствия у нас филиальной сети. Мы работаем с наиболее надежными, проверенными банками, которые заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день у нас 258 партнеров - банков и организаций инфраструктуры. Их количество постоянно увеличивается: в этом году к нашей программе присоединились десять банков и 16 организаций инфраструктуры. Вместе с тем отмечу, что текущее взаимодействие с партнерами нацелено на упрощение процедур и сокращение времени принятия решений. Работаем мы и над оптимизацией отчетности: система «клиент-банк» позволяет нашим партнерам отправлять документацию в электронном виде, что ускоряет обработку отчетности.
Мы накопили уникальный опыт по кредитованию банков-партнеров и проектов субъектов МСБ. Хочу отметить, что в апреле этого года МСП Банк назначен оператором гарантийного механизма поддержки субъектов среднего предпринимательства, реализуемого в рамках Постановления правительства РФ № 1451 от 28.12.2012.
Различные механизмы финансовой поддержки субъектов МСБ, имеющиеся в распоряжении банка, позволят в совокупности с гарантийным механизмом комплексно решать вопросы финансовой поддержки при реализации инвестиционных проектов среднего бизнеса.

NBJ: Как поменялись программы МСП Банка? Считаете ли вы его продуктовую линейку, действующую в настоящее время, достаточно совершенной, или она нуждается в дальнейшей модернизации?

С. КРЮКОВ: Мы внимательно следим за состоянием сектора МСП, анализируем имеющиеся у нас данные, постоянно получаем обратную связь как от наших партнеров, так и от самих предпринимателей. У нас сейчас 19 кредитных продуктов для оказания поддержки МСБ через банки, различные организации инфраструктуры. По нашему мнению, продуктовая линейка банка отвечает текущим потребностям наших конечных заемщиков.
Каждый кредитный продукт имеет определенную цель поддержки: существуют продукты для кредитной и имущественной поддержки инновационных, модернизационных и энергоэффективных проектов;продукты, предусматривающие поддержку компаниям, работающим в социально-неблагополучных регионах и моногородах; микрозаймы (в том числе для начинающих предпринимателей) и т.д. По ряду кредитных продуктов применяется проектный подход, подразумевающий совместную оценку бизнеса МСП Банком и его партнером по проекту, что позволяет сделать поддержку еще более адресной и эффективной.
В июне текущего года была утверждена стратегия ОАО «МСП Банк» на период 2013-2015 годов, что скажется и на изменениях продуктовой линейки банка. Предполагается расширение модели двухуровневого кредитования с использованием инструментов принятия рисков конечного заемщика, а именно: выкуп целевого портфеля кредитов, предоставление гарантий, участие в синдикатах и работа через фонды-партнеры.
В настоящее время в продуктовой линейке появился абсолютно новый продукт - «Гарантия среднему бизнесу». Суть этого продукта заключается в следующем: предоставление банковской гарантии на сумму до 50% от суммы кредита, выданного банком-партнером субъекту среднего предпринимательства, который реализует инвестиционный проект. При этом сумма банковской гарантии должна быть не более миллиарда рублей, а доля капитальных вложений должна составлять не менее 70% от полной стоимости проекта. Также мы продолжаем работу, которая фактически ведется с июля 2012 года, по трансформации действующих продуктов банка с фокусом на предоставление сквозных продуктов.
Мы хотим, чтобы кредитные продукты МСП Банка были узнаваемы конечными заемщиками, предлагались им на унифицированных условиях под брендом «МСП Банк», чтобы был выработан стандартный набор требований к потенциальному заемщику.

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ РАБОТЫ»

NBJ: В чем именно заключаются особенности вашей региональной стратегии, как учитываются различия между заемщиками в разных регионах? Приведите, пожалуйста, примеры.

С. КРЮКОВ: Программа представлена во всех 83 регионах России, в 976 городах, в том числе в 171 (из 333) моногороде. Нам важно, чтобы малый и средний бизнес развивался в каждом из них. Региональный аспект - неотъемлемая часть нашей работы.
Отличия в стратегии в зависимости от регионального фактора, конечно, есть, но они несущественны. У нас одинаковый подход к кредитованию партнеров, как крупнейших финансово-кредитных организаций, так и средних региональных банков. Ресурсы они получают по одной и той же процентной ставке. В каждом конкретном случае именно банки определяют уровень кредитного риска. Поэтому разница определяется не территорией пребывания того или иного предприятия, а спецификой деятельности конкретного заемщика, состоянием его кредитной истории, прозрачностью его бизнеса и уровнем риска по проекту, для реализации которого он планирует взять ссуду. Именно в силу этих причин, например, на Дальнем Востоке есть кредиты со ставкой 10-11%, а у нас, в Москве, кредиты со ставкой 18%.
Мы проводили опрос среди предпринимателей по поводу ожиданий по комфортным ставкам, они назвали цифру 12,5%. В итоге их ожидания и наши предложения, которые мы делаем в рамках нашей программы (средневзвешенная ставка на сегодня - 12-13%), практически полностью совпали.
Если говорить о регионах с недостаточно развитой банковской системой, то там мы активнее работаем с организациями инфраструктуры, ищем пути доведения ресурсов до бизнеса через микрофинансовые организации или оказания имущественной поддержки через лизинговые компании.

NBJ: Как вы оцениваете уровень взаимодействия с региональными администрациями?

С. КРЮКОВ: Сотрудничество с региональными органами власти - важная часть программы. Именно они владеют объективной информацией о том, какой сектор бизнеса нуждается в поддержке и что необходимо сделать для его развития. Ведь от того, насколько хорошо бизнес себя чувствует, напрямую зависят и налоговые поступления в региональный бюджет и рабочие места. Есть хорошие примеры, когда региональные власти выделяют свободные площади по льготным ставкам по аренде, создают специальные промышленные площадки, куда подводятся коммуникации. Там, где нам удается найти такую активную позицию администрации региона, эффект от поддержки мультиплицируется.
На данный момент у нас 53 подписанных соглашения о взаимодействии с региональными администрациями. Аналитический центр МСП Банка проводит специальные исследования по анализу качества условий ведения бизнеса в разных субъектах РФ и активности участия регионов в программе. Результаты исследований помогают выявлять потребности МСП в том или ином регионе и совершенствовать формы и методы поддержки, делать ее более эффективной.
Так, например, индекс активности участия регионов России в программе ОАО «МСП Банк» характеризует степень доступности заемных финансовых ресурсов в рамках программы. Косвенно он отражает и интерес банков и организаций инфраструктуры к финансированию МСП в отдельных субъектах РФ.
Расчет индекса качества условий для МСБ подразумевает не анализ конъюнктурных факторов, которые подвержены колебаниям, а анализ характеристик, которые можно назвать системными. Результаты оценки позволяют понять, в каких регионах сектор малого и среднего бизнеса развивается наиболее успешно (здесь мы можем рассчитывать на поддержку наших наиболее прогрессивных пилотных форм и методов поддержки МСП), а в каких в силу сложившейся экономической структуры и системы институтов условия для ведения бизнеса оставляют желать лучшего (здесь мы идем навстречу бизнесу, корректируя программу, разрабатывая специальные кредитные продукты).

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о том, как строится ваша работа с инфраструктурными компаниями.

С. КРЮКОВ: Организации инфраструктуры для нас представляют особую ценность, так как помогают оказывать поддержку в тех регионах, где банковский сектор еще недостаточно развит или по каким-либо причинам компании не могут получить поддержку через банки. Именно здесь нам на помощь приходят организации инфраструктуры - сейчас их в программе 145. Мы сотрудничаем с лизинговыми и факторинговыми ком­паниями, микрофинансовыми организациями, региональными фондами, кредитными кооперативами, венчурными фондами, бизнес-инкубаторами и промышленными парками. Последние - относительно новый вид партнеров в программе, и мы активно развиваем это направление. Есть уже примеры успешного сотрудничества. Например, с промышленным парком «Северный» в Белгородской области. Парк «Северный» - единственный на сегодняшний день элемент подобной инвестиционной инфраструктуры в Белгородской области, являющийся центром создания оптимальных условий для поддержки производственных субъектов МСБ.

NBJ: Поделитесь вашими прогнозами относительно дальнейшего изменения ставок по кредитам МСБ.

С. КРЮКОВ: Согласно ежеквартальному опросу ЦБ, посвященному изменениям условий банковского кредитования, во втором квартале 2013 года ставки в сегменте МСП начали постепенно снижаться на фоне роста требований к финансовому положению заемщика и к обеспечению.
Если тренд сохранится и банки будут больше внимания уделять обеспечению и финансовому положению заемщика, то ставки продолжат движение вниз, но при этом будет происходить дальнейшее замедление темпов роста рынка.
В целом наиболее вероятный вариант развития - ставки остаются примерно на том же уровне, что и сейчас, возможно их незначительное снижение, но кардинальных изменений ожидать не стоит, для этого пока нет серьезных предпосылок. На ситуацию может в некоторой степени повлиять правительство - в части реализации инициатив по предоставлению ликвидности сектору, особенно если эти средства будут обеспечены в заявленных объемах.

«ПРЕДПРИЯТИЯ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИВЛЕКАТЬ КРЕДИТЫ ДО МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ»

NBJ: В прошлом году вы говорили, что программы МСП Банка должны охватить компании из сегмента, который запрашивает кредиты на сумму между 150 млн рублей и двумя миллиардами рублей. Удалось ли это сделать?

С. КРЮКОВ: Да, сделаны серьезные шаги в этом направлении. Так, с запуском гарантийной поддержки среднему бизнесу такие предприятия получили возможность привлекать кредиты до миллиарда рублей. Что касается представителей малого бизнеса, МСП Банк направил во Внешэкономбанк для внесения изменений в меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка ряд предложений по увеличению суммы максимальной поддержки проекта МСП до 300 млн рублей. Ожидаем решения и по данному предложению.

NBJ: Каковы результаты программы «Финансирование инноваций и модернизаций» (ФИМ) по состоянию на середину 2013 года?

С. КРЮКОВ: На 1 августа 2013 года достигнуты следующие результаты: за весь период реализации программы ФИМ в ней приняли участие 208 партнеров;количество договоров, заключенных партнерами с субъектами МСП, составило более десяти тысяч; остаток по счетам учета задолженности субъектов МСБ перед партнерами по программе ФИМ - 57 млрд рублей.

NBJ: Как распределяется спрос на кредиты и на другие финансовые инструменты! в вашей программе по состоянию на 2013 год?

С. КРЮКОВ: Безусловными флагманами в нашей продуктовой линейке являются продукты, направленные на поддержку приоритетных сегментов малого и среднего предпринимательства. Например, по продукту «ФИМ Целевой», предусматривающему поддержку инновационных и модернизационных проектов, заключено договоров на сумму порядка 30 млрд рублей. Эти показатели говорят сами за себя.
Популярностью пользуются продукты, направленные на поддержку неторгового сектора МСП, - заключено договоров на восемь миллиардов рублей. Активно развивается факторинговое направление - по продукту «Факторинг-Банк» заключено сделок на сумму четыре миллиарда рублей.
Отдельно стоит отметить факт заключения договора по продукту «Гарантии среднему бизнесу». Надеемся, что до конца текущего года в рамках этой программы будет заключено не менее десяти договоров. В наших планах увеличить объем выдачи гарантий до 8,5 млрд рублей к 2015 году и до 20,7 млрд рублей к 2016 году.

NBJ: Вы сказали, что в ряде регионов активно сотрудничаете с микрофинансовыми организациями. Как и по каким принципам вы строите работу с МФО, ведь их деятельность несколько отличается от деятельности банков?

С. КРЮКОВ: Микрокредитование занимает важное место в нашей программе, мы активно развиваем это направление. Сейчас идет очень серьезная консолидация и укрепление МФО. Создана юридическая платформа - принят Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Этот сегмент мы видим в качестве начального этапа развития бизнеса, когда предприниматель еще не готов к кредитованию в банке.
МФО, помимо задач увеличения финансовой поддержки бизнеса, позволяют решить ряд важных социальных вопросов - поддержка субъектов МСБ в регионах со слабой финансовой инфраструктурой, предпринимателей в регионах со сложной социально-экономической обстановкой (в том числе в моногородах), начинающих предпринимателей. Уточню, поддержку получают предприниматели, которые берут микрокредиты на развитие собственного производства.
Мы сотрудничаем с разными видами и формами организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги: региональными фондами, частными микрофинансовыми организациями, кредитными кооперативами, а также с банками, готовыми предоставлять микрозаймы. Для этих целей есть специальный «Микрокредит МСП» (прежнее название - «МФО-Банк»). Этот продукт - своего рода аналог микрофинансирования через банки, то есть микрозайм выдает не микрофинансовая, а кредитная организация. Продукт ориентирован на малые компании, преимущественно микропредприятия. В 2012 году для таких банков по их просьбе мы подняли планку по сумме выдаваемых кредитов с миллиона до трех миллионов рублей.

«МЫ БУДЕМ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ МСП БАНКА»

NBJ: Вы довольны ситуацией с бюджетным финансированием МСП Банка?

С. КРЮКОВ: Весьма актуальный вопрос. Ситуация с фондированием непростая. Я упоминал уже нашу стратегию. Мы строили ее исходя из двух вариантов -с докапитализацией и без нее. В случае докапитализации в размере 20 млрд рублей мы можем обеспечить на 40 млрд рублей больше поддержки в стратегических нишах за счет того, что сможем привлечь дополнительное фондирование и повысить устойчивость банка.
Это очень важно. Возьмем, например, гарантийный механизм. Это не «живые» деньги, но риски, которые принимает на себя МСП Банк, предоставляя гарантии, не ниже, чем риски, которые он принимает при выдаче кредитов. Соответственно, и резервы вполне сопоставимы по размерам (по гарантиям даже выше, поскольку речь идет о кредитовании через банки-партнеры). Что должно произойти с банком, чтобы он не смог выполнить свои обязательства по гарантии, в каком он должен оказаться положении? Что это за удар по репутации и по механизму поддержки в целом? Разумеется, мы обязаны обеспечить устойчивость создаваемого механизма.
Мы обращались и будем обращаться за дополнительной капитализацией и решать данный вопрос. Наш акционер нас в этом поддерживает. Я повторюсь: мы полагаем, что с учетом нашего опыта, широкой сети партнеров МСП Банк - один из самых удобных и эффективных механизмов доведения ресурсов до бизнеса. Мы достаточно мобильны: госгарантию Минфин выпустил 6 августа, и уже 14 августа подписано соглашение с первым партнером - банком «Возрождение» и с субъектом среднего предпринимательства - компанией «Исратэк».

NBJ: Как влияют на вашу программу изменения регуляторных требований к банкам со стороны ЦБ в сфере кредитования МСБ?

С. КРЮКОВ: На нас распространяются все требования, которые должны соблюдать другие банки. Возьмем, к примеру, резервы. Если они ужесточаются в части требований к кредитам, выданным субъектам МСБ, то, конечно, это влияет негативно: резервы увеличиваются, в итоге партнеру может стать невыгодно участвовать в программе. Мы отслеживаем изменения в положениях Банка России и стараемся отстаивать позиции банковского сообщества с точки зрения кредитования через профессиональные организации.
Или другой пример - требования к минимальному капиталу. Мы считаем крайне важным участие региональных банков в нашей программе - это диверсификация, более разнообразные предложения для бизнеса, индивидуальный подход к заемщику. Но постоянное увеличение капитала вытесняет их с рынка. Здесь мы поддерживаем позицию банковских ассоциаций - региональные кредитные организации должны иметь право на жизнь.
Требования ЦБ РФ в части расчета капитала предписывают в ближайшем будущем банкам постепенное ежегодное исключение (амортизацию) субординированных займов, не соответствующих требованиям Базеля III. Некоторое уменьшение величины капитала банков - участников программы в результате такой амортизации будет приводить к определенному снижению расчетных лимитов кредитного риска, которые могли бы быть установлены для банков-партнеров.

NBJ: Как вы оцениваете программу рефинансирования кредитов под залог нерыночных активов с точки зрения поддержки МСБ?

С. КРЮКОВ: Очень положительно. Уверен, что привлечение средств под нерыночные активы интересно банкам, активно занимающимся кредитованием малого и среднего бизнеса. У банка должны быть длинные ресурсы по достаточно приемлемой цене, которые он сможет направить на фондирование своих кредитных операций. В то же время надо понимать, что это должно быть строго целевое финансирование под конкретные проекты, и необходимо тщательно проверять целевое использование средств, выполнение определенных нормативов. Одним из важнейших пунктов для таких займов является относительная однородность кредитов по срокам, качеству заемщиков, обеспечению и условиям обслуживания, даже по кредитной документации. Кроме того, выполнение данных требований будет полезно и для обеспечения реализации законодательства о секьюритизации. Надеемся, что в осеннюю сессию наши депутаты примут долгожданный профильный закон, который позволит создать не только рынок ипотечных ценных бумаг, но и рынок бумаг под залог иных видов кредитов. В основе закона стандарты кредитования, и если банк их соблюдает, то он получает возможность рефинансировать портфели однородных кредитов через различные инструменты финансового рынка. Это классический рыночный подход: государство создает условия и дает возможность участникам рынка ими воспользоваться.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости