Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Александр Чепуренко, президент НИСИПП, профессор НИУ ВШЭ. Не стоит копировать устаревшие методы поддержки МСП. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с Александром Чепуренко о государственной поддержке малого и среднего бизнеса в России и за ее рубежами.

- Александр Юльевич, меня смущает то, что в развитых странах помощь малому и среднему бизнесу что-то дает, а у нас – как бы ничего.

- Давайте начнем с того, что у нас результаты этой помощи никто серьезно не проверял. Если мы попытаемся провести мониторинг и оценивание, кто его знает: может быть, наша политика поддержки бизнеса тоже в чем-нибудь эффективна. Никто ведь это не изучал.
Как у нас строятся любые программы? Отгружено столько-то, создано столько-то бизнес-инкубаторов, поддержано столько-то начинающих предпринимателей и так далее. Но при этом никто не анализирует: а эти поддержанные предприниматели, сколько лет они продержались на рынке? Сколько рабочих мест они создали? Какова у них средняя добавочная стоимость по сравнению с теми, кто не получал поддержки?
Вдруг окажется, что у них все показатели на удивление лучше? Ведь это будет значить, что проводимая политика эффективна, просто денег на нее выделяется мало.
Лично я в глубине души полагаю, что ситуация окажется ровно противоположной, но это всего-навсего мои догадки. Вот взялось бы Минэкономразвития провести такой мониторинг и оценивание и отдало бы этот проект какой-нибудь независимой группе, лучше всего, какой-то международной консалтинговой компании. А те провели бы исследование и сказали: знаете, дорогие коллеги, вот у вас был Кудрин признан одним из лучших министров финансов мира, настал черед признать лучшим в мире ваш департамент поддержки малого предпринимательства. Вдруг окажется как-то так.

- Простите, но, по-моему, как-то не так.

- Ну, Вы же понимаете, что учесть надо очень много обстоятельств. О первом я уже говорил: мы ничего реально не измеряли и знаем это. Грубо говоря, мы знаем, сколько воды из трубы у нас вылилось. А насколько благодаря этой воде больше выросло пшеницы, чем на местах, куда воду не лили, или меньше, мы не знаем.
Во-вторых, в России, как в большинстве других переходных экономик, значительная часть предпринимательской активности находится в неформальном секторе.

- Это всем известно.

- Так вот, оценить систему мер, непосредственно нацеленных на поддержку предпринимательства, в этих условиях тоже задача благородная, но за нее никто не брался.
Наконец, третье, самое главное: мы часто и совершенно справедливо критикуем тех, кто отвечает за политику в отношении малого и среднего предпринимательства. Они того не видят, этого не учитывают и так далее. Но, критикуя их и считая, что мы правы, на самом деле, мы понимаем, в какой ситуации они находятся.
Образно говоря, вы находитесь в лодке, где есть пробоина, и в эту пробоину поступает вода. Вы вычерпываете эту воду ведерком, но волны еще и сверху захлестывают лодку. И вода поступает в гораздо большем объеме, чем вы в состоянии вычерпать. Как это оценить: вы работаете неэффективно, или сложившаяся ситуация настолько против вас, что лодка потонула бы, даже без всяких пробоин в корпусе.
К сожалению, макроэкономическая политика, а за нее никак не могут отвечать те люди, которые занимаются так называемой «тонкой настройкой», непосредственно какими-то мерами воздействия, оказывается для малого и среднего бизнеса недружественной. Ведь, чтобы ни говорили, у нас по-прежнему очень дорогие кредиты.

- Очень дорогие.

- И не в последнюю очередь они таковы, благодаря инструкциям Центробанка, которые никто не может отменить уже лет 10-15. А сводятся они к тому, что для работы с малыми предпринимателями надо создавать чудовищные резервы.
Про фискальную политику вообще нечего говорить: то, что сделали с индивидуальными предпринимателями, просто не поддается никакому рациональному пониманию.
И до тех пор, пока у нас общая погода на улице очень холодная, а при этом худые окна и худые стены, то, сколько бы и как бы хорошо мы ни топили, скорее всего, в квартире будет холодно.

- Безусловно.

- Вот поэтому, на мой взгляд, и этот момент надо учитывать: у нас политика в отношении малого и среднего бизнеса очень плохо взаимодействует с макроэкономической политикой, в первую очередь, проводимую финансовыми властями и налоговыми службами. И это – даже не говоря о том, что эта политика должна идти в ногу не только с политикой в области труда и занятости, что мы отчасти наблюдаем, но и с политикой в области образования и науки.
И надо понимать: если так называемы страны Запада (я имею в виду главным образом англо-саксонские страны) и пришли к каким-то выводам, то связаны эти выводы с достаточно простой истиной. Когда мы хотим добиться значимого эффекта точечных вливаний государства в сектор МСП, то нужно выделять те группы, которые при сравнительно небольших вливаниях могут дать максимальную отдачу. Что это за группы? Конечно, это – ученые и студенты. Если им дать некоторые дополнительные знания и навыки в области предпринимательства и поддержать формирование таких идей, куда входили бы бизнес-ангелы, венчурные компании и так далее, то здесь можно ожидать большой отдачи при сравнительно небольших вложениях. Еще один момент, который необходимо отметить, - поддержка среднего бизнеса.
Когда мы повторяем, как мантру, тезис о том, что малый бизнес создает рабочие места, это противоречит всем имеющимся данным.

- Рабочие места создает средний бизнес.

- Конечно. Малому и микро-бизнесу нужно сказать спасибо уже за то, что они берут на себя собственный прокорм и дают некоторое небольшое количество рабочих мест. Ведь малый бизнес у нас в основном не растет и не становится средним. Наоборот, он чаще становится еще меньше.
А если вы отстраиваете технологические процессы, вкладываетесь в новую технику, отстраиваете управление то через 2 – 3 года вам не нужно пять работников. Вам будет достаточно, допустим, трех. Вы этого не хотите или не можете, например, из-за своих эмоциональных, моральных ограничений, но это бизнес. Малый бизнес, если не развивается, то скорее отталкивает рабочие места, практически не создавая новые.
А вот средний бизнес в значительной своей части их создает.
И второй вывод, к которому приходят в некоторых странах, - это то, что нужно большее внимание уделять поддержке тех, кто и без того уже растет, но может расти еще быстрее. Это – средний бизнес. Это – экспортно-ориентированный бизнес. Это – бизнес, ориентированный на инновации. И третий вывод, к которому приходят не только на американских материалах, но и на материалах изучения опыта, например, Израиля в развитии системы поддержки инновационного малого и среднего предпринимательства, - это то, что надо переносить центр тяжести с использования финансирования государственных структур на поддержку тех интересов, которые существуют в стране. И они ищут, они сканируют рынок, выясняя, у кого есть компетенции, кто рискует своими деньгами и поэтому лучше застрахован от ошибок, чем люди, рискующие государственными деньгами.
Есть такие институции, как ассоциация «бизнес-ангелов», различные венчурные компании и фонды – вот их надо искать, присматриваться к их опыту работы и увеличивать их кредитное плечо. Тем самым государство уходит от обвинений – знаем мы, кого вы поддерживаете. А мы не поддерживаем никого конкретно. А если кого и поддерживаем, то только тех представителей частного бизнеса, которые всем своим опытом доказали, что они умеют зарабатывать деньги. И когда мы присоединяем государственные финансы к финансам этих частных инвесторов, то мы не тратим бюджетные средства, а зарабатываем дополнительный доход.
Вот, пожалуй, все, что я мог бы сказать.

- Большое спасибо.

Беседовал Владимир Володин

Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости