О ситуации с малым бизнесом в столице мы беседуем с Михаилом Вириным, человеком, который сам много лет занимался предпринимательской деятельностью, а затем перешел в орган местного самоуправления.
- Михаил Михайлович, сейчас очень много говорится об отношениях малого бизнеса и государства, о господдержке малого и среднего бизнеса. Но, почему-то разговоры разговорами, а дело как-то не движется.
Совсем недавно Владимир Буев, вице-президент НИСИПП, написал в ИТАР-ТАСС об освобождении малого бизнеса от налогов: освобожден будет один из десяти.
- Да, это – следствие многолетней псевдоподдержки малого бизнеса. Кроме увеличения количества чиновников, занимающихся этим, ничего не происходит и ничего не меняется. Чиновники получают зарплату, деньги куда-то уходят, а ничего не происходит.
- В свое время столичные контрольные органы заявляли, что на поддержание инфраструктуры, поддерживающей малый и средний бизнес, идет чуть ли не 80% всех средств, выделяемых на эту самую поддержку.
- Это очень похоже на правду.
- Такое заявление было сделано достаточно давно, но до сих пор никто не сказал, что ситуация резко изменилась.
А если послушать представителей малого бизнеса, что они говорят о местной власти, то просто святых выноси. Местные власти предстают в этих рассказах монстрами, убийцами бизнеса и тому подобное. Очень редко можно услышать, что местная власть хотя бы не мешает расположенному на подведомственной ей территории малому бизнесу.
- Так оно примерно и есть. Но не в столице, где свои порядки. Я представляю местное самоуправление и могу честно сказать: у нас единственная на сегодняшний день точка соприкосновения с малым бизнесом – это согласование размещения объектов нестационарной торговли. В районе порядка пятидесяти павильончиков: овощи, печать, вода и чипсы…
- Всего 50?
- Да, всего 50 новых стандартных киосков.
- Это те, которые надо покупать за 300 тысяч рублей?
- Да. Но они прилично выглядят. Хотя, конечно, удовольствие не из дешевых. Причем мало того, что они столько стоят, - надо заплатить еще за лицензию, чтобы его поставили, еще за ряд вещей. Так что вложения получаются очень приличные, по-моему, чуть ли не миллион, а, может быть, и немного больше уходит на это.
И единственное, что делает при всем этом местное самоуправление – это согласовывает место расположения..
- И часто отказываете?
- Вот зарубили один киоск: не разрешили располагаться там, где предприниматель хотел.
- А почему?
- Потому что с этим конкретным местом связан предыдущий очень печальный опыт: там все время по ночам торговали водкой, пиво детям продавали. Там, где они хотели поставить свой киоск, очень непростой дом, с большим количеством жильцов – алкоголиков. И какой бы киоск там ни открывали, история была одна и та же. Эти тоже собирались открыть павильон овощи – фрукты, но им не поверили, что опять не начнется то же самое. И им предложили найти другое место. Но это – редкий случай.
Еще мы согласовали ярмарку выходного дня – и все, на этом все наши отношения с малым бизнесом закончились.
В управе есть отдел торговли, и они еще с торговым бизнесом соприкасаются, но только с ним. Причем не обязательно малым – любым.
В итоге мы в муниципальном собрании на сегодняшний день даже точно не знаем, сколько у нас в районе субъектов малого бизнеса. Как они живут, как они работают, какие у них проблемы – официально мы ничего этого не знаем.
- А неофициально?
- Конечно, что-то знаем. Я, например, знаю, что у нас в Москве малому бизнесу отменили льготную аренду помещений. Но это все знают. Знаю, что многие официально ушли из бизнеса. Знаю, что очень много нежилых помещений, пригодных под бизнес, у нас в районе, а, соответственно, и в городе пустует. Но это все я узнаю неофициально.
- Почему сразу оказалось много пустующих помещений, пригодных для ведения бизнеса? Ведь они еще не так давно были в дефиците.
- Потому что это стало дорого. Дорого арендовать помещение. И не продают помещения, а если продают, то, естественно, продают дорого. Вот они и пустуют, в отличие от лужковских времен, когда все сдавалось. Хотя многое сдавалось по льготным ставкам, но сдавалось же.
А сейчас с этих площадей вообще ничего в казну не идет.
И я понимаю, что условия для развития малого бизнеса сегодня хуже, чем были двадцать лет назад.
- Но вернемся к нашей теме: от кого сегодня зависит малый бизнес Москвы, если муниципалитеты не имеют к нему отношения, управы контролируют только торговлю. А ведь именно муниципалитеты, как и управы, живете непосредственно «на земле».
- Жить-то мы живем, но земли у нас нет. Земля у нас не муниципальная, она городская. И нежилые помещения в районе тоже городские, а не муниципальные.
- Почему?
- Такой вот уродливый характер имеет самоуправление в Москве, благодаря Юрию Михайловичу.
С 97-го года, когда он начал заниматься местным самоуправлением – в декабре 97 года прошли первые выборы. Я как раз с первых выборов избирался. Но тогда в таком построении самоуправления была хоть некая логика, а потом и она исчезла.
Сегодня город отвернулся от малого бизнеса столицы. Я думаю, что это как-то связано с решением сделать Москву финансовым центром.
- А что: если будет финансовый центр, то малый бизнес не нужен?
- Трудно сказать, но, мне кажется, что две этих идеи не умещаются в планах начальства: нужен финансовый центр, и все. А малый бизнес просто забросили.
А уж как поддерживается малый бизнес на федеральном уровне, думаю, Буев знает гораздо лучше меня.
- Федеральная поддержка малого бизнеса – это отдельный ужас.
- Ну, вот и все.
Была в Москве одна небольшая льгота – льгота по аренде помещений для малого бизнеса. Существовал реестр предприятий малого бизнеса. Если ты в него попал, то это давало право на льготу. Хотя, скажем прямо, и раньше малый бизнес особо не баловали.
- Ярмарки выходного дня – что с ними только ни делали. Возле моего дома, так уж получилось, таких ярмарки две – на двух разных улицах.
- Ну, такое бывает.
- И в тот момент, когда решили все закрыть, их закрыли, причем обе сразу. Прошло несколько месяцев, и одну из них открыли и долго обещали открыть вторую. Обещанного пришлось полгода ждать. А в итоге получилось, что все перекупщики со своими ларьками вернулись на старые места, а из людей, торговавших либо своими продуктами (в основном – соленьями), либо представлявших каких-то скооперировавшихся сельских жителей (деревенские яблоки, картошка, капуста и прочее), больше половины исчезло – не выдержали длительного простоя.
- Да, я в курсе этих печальных событий. Наш район их тоже переживал. И при этом, разумеется, не понятно, ушли они на другие рынки, которые быстрее открылись, перестали возить свою продукцию в Москву – не знаю. Но люди, которых все знали в лицо, к которым выстраивались очереди, исчезли.
- И главное – никто не объяснил: зачем закрывали эти ярмарки, какому чиновнику шлея под хвост попала.
- Трудно сказать. Но ведь закрыли их тогда по всей Москве, и потом по всей Москве открывали обратно.
- Знакомые малые предприниматели уверяют, что закрытие ларьков и ярмарок – это устранение конкурентов торговых сетей.
- Об этом не только малые предприниматели говорят. Жители, которые просят оставить или вернуть ларьки, уверяя, что они дешевле магазинов, и ассортимент в них неплохой, говорят это же.
- А вот тут я не со всем согласен. Были и у нас эти ларьки. Ниже цены в них не были. Зато они были очень удобны: едешь с работы домой, а на остановке – ларек, в котором какие-то нужные продукты можно купить, не теряя времени.
- Конечно, для простого москвича купить какие-то овощи рядом с домом, а не стоять в очереди в супермаркете и не тащить это все потом метров триста, а то и пятьсот домой – большое дело. Но сделать рядом с каждым домом супермаркет – разорительно, рентабельно – поставить ларек.
- А нам говорят о магазинах шаговой доступности.
- Уже не очень о них говорят. Это ведь была попытка развернуть альтернативную торговую сеть тех же самых минимаркетов, но она не удалась.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин