Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей внедрение в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных учетных документов

Файлы

Информационно-консультационный центр "БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС"

Руководство проектом: Харченко В.А.

Авторы:Буев В.В., Злыгостев Н.Н., Лесников А.В., Литвак А.Г., Литвак Е.Г., Мигин С.В., Новоселов И.А., Соболь Д.В., Харченко В.А., Черный Д.С., Шамрай А.А., Шевернев Ю. А., Шеховцов А.О., Щетинин О.А

Москва - 2008

Руководство проектом: Харченко В.А.

Авторы текста: Буев В.В., Злыгостев Н.Н., Лесников А.В., Литвак А.Г., Литвак Е.Г., Мигин С.В., Новоселов И.А., Соболь Д.В., Харченко В.А., Черный Д.С., Шамрай А.А., Шевернев Ю. А., Шеховцов А.О., Щетинин О.А.

Разработка концепции и инструментария исследования: Соболь Д.В., Харченко В.А., Шамрай А.А., Шестоперов О.М.

Статистическая обработка информации: Смирнова Г.С.

Управление полевыми работами: Качанова И.А.

Коллектив авторов выражает признательность за неоценимую помощь в сборе и первичной обработке информации: Бойцовой А.Е. ("Центр "Диалог", г. Великий Новгород), Гальковой Л.С. (г. Томск), Долганову А.Е. (фонд "Социум", г. Екатеринбург), Коростелёву В. ("ECR-RUS", г. Москва), Немтиновой Т.С. ("Коммерческие Консультации и Исследования", г. Пермь), Патрину Д.А. ("PromoSportGroup", г. Красноярск), Пушкановой М.В. ("Marketfocus Ltd", г. Калининград).

Коллектив авторов выражает благодарность за организацию и проведение плодотворного семинара в г. Дюссельдорф: заместителю генерального директора, административному директору ООО "Метро Кэш энд Керри" Тринклу Э., сотрудникам компании Майор И., Калистратовой Ю., Антиповой О., Грицине Ю., Грининой И., сотрудникам подразделений "Metro Group" Both M. (MCC IT Audit), Dahmen B. (MCCI CIM), Kuehn D. (MCCI CFA), Hans U. (MCC DE), Laue M., Wittmann A. (MGP), Ehrhardt A. (MGB), Klappauf D., Fahrmeyer K., (MGI), Nachemia I. (MAG Legal), Breuer J., Deufel F. (MAG CTA).

Коллектив авторов выражает признательность за предоставленные в рамках проведения исследования материалы и оказанное содействие Директору Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучёта Минфина России Шнейдману Л.З., заместителю Директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Церенову Ц.В., исполнительному директору ECR-Rus Мусселиусу М., члену Правления, финансовому директору "Мосмарт" Ловцову В.В., советнику отдела по обеспечению взаимодействия с федеральными органами государственной власти Аппарата Государственной думы Белову А.С., начальнику отдела регулирования информационных технологий в государственном управлении Минэкономразвития России Скороваровой Н.А. и заместителю начальника того же отдела Паку О.Б.

Данное издание подготовлено на основе результатов проекта "Разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей внедрение в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта в рамках создания системы управления и передачи данных", выполненного по заказу Минэкономразвития России в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" АНО ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" совместно с ООО "Инфокодекс", и публикуется в целях общественного обсуждения сформированных в рамках проекта предложений.

© 2008, авторские права принадлежат Минэкономразвития России, АНО ИКЦ "Бизнес-Тезаурус", ООО "Инфокодекс", коллективу авторов. Все права защищены.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Обоснование необходимости внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур

    1.1. Анализ порядка оборота первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, возникающего между субъектами предпринимательской деятельности как равноправными участниками делового оборота

    1.2. Порядок оборота первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, возникающего между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти (включая органы судебной власти) и местного самоуправления, с другой стороны

    1.3. Анализ международного опыта использования информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации механизмов электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта

    1.4. Выводы по разделу

    Приложение № 1 к разделу 1 Унифицированные формы первичной учётной документации

  2. Критерии и условия внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения в электронной форме первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, обеспечивающих равенство субъектов предпринимательской деятельности, использующих бумажные и электронные технологии

  3. Разработка механизмов оценки соответствия, в том числе государственного контроля (надзора), независимого аудита и добровольного декларирования программного обеспечения, средств вычислительной техники и каналов передачи информации, необходимых для электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур

    3.1. Анализ положений законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения, из процесса реализации которых вытекает необходимость организации документационного или информационного обмена

    3.2. Анализ правового регулирования основных процессов документационного или информационного обмена

    3.3. Анализ законодательства Российской Федерации в области проведения оценки соответствия и предъявления обязательных требований к вычислительной технике, программному обеспечению и каналам передачи информации, применяемых в существующей практике документационного или информационного обмена

    3.4. Технический комитет по стандартизации Госстандарта России "Автоматическая дентификация" ТК355

    3.5. Описание организации электронного документооборота негосударственными организациями

    3.6. Анализ возможностей привлечения саморегулируемых (негосударственных) организаций (СРО) к процедурам подтверждения оценки соответствия указанных средств вычислительной техники, программного обеспечения и каналов передачи информации установленным требованиям. Основные выводы

    3.7. Обзор зарубежных нормативных документов, определяющих механизмы оценки соответствия средств вычислительной техники, программного обеспечения и каналов передачи информации, используемых для обеспечения оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта, счетов-фактур в электронной форме и обязательных требований к указанной продукции и процессам

    3.8. Механизмы подтверждения целостности и сохранности первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, хранимых в электронной форме, при проведении мероприятий по оценке соответствия, в том числе государственного контроля (надзора)

    3.9. Проекты необходимых нормативно-правовых актов, обеспечивающих создание механизмов оценки соответствия, в том числе государственного контроля (надзора), независимого аудита и добровольного декларирования программного обеспечения, средств бухгалтерского учёта и счетов-фактур

    Приложение №1 к разделу 3. Моделирование оптимальной схемы информационного взаимодействия

  4. Оценка эффективности внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных

    4.1. Оценка регулирующего воздействия внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных учётных документов налогового и бухгалтерского учёта

    4.2. Основные проблемы, связанные с переходом к безбумажному документообороту

    4.3. Результат опроса крупных и средних компаний Российской Федерации в части необходимости внедрения в России системы юридически значимого электронного обмена и хранения первичных документов бухгалтерского и налогового учёта

    Приложение № 1 к разделу 4. Опросник для компаний по вопросам внедрения в России электронного оборота и хранения первичных документов

  5. Проекты федеральных нормативных правовых документов, обеспечивающих внедрение в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур

    5.1. Введение

    5.2. Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О бухгалтерском учёте""

    5.3. Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О бухгалтерском учёте""

    5.4. План по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство

  6. Проект общеотраслевых методических рекомендаций по внедрению оборота и хранения электронных первичных учётных документов в деятельности экономических субъектов (ОМР-учёт)

  7. Основные выводы

    Сведения об организации


Введение

Действующее законодательство Российской Федерации позволяет заключать договора в электронной форме с использованием ЭЦП (электронно-цифровой подписи). Но этого в широком смысле не происходит по ряду причин.

  1. Нет смысла заключать договора в электронной форме, если все факты хозяйственной жизни компаний подлежат оформлению первичными учётными документами в бумажном виде. В то же время, по различным оценкам, 80% документооборота компании - это оборот первичных учётных документов. В органы государственной власти первичные учётные документы необходимо предоставлять в бумажном виде, что существенно увеличивает издержки на их создание, передачу, исправление ошибок, хранение и т.д. При этом государственные бюджетные расходы в области информатизации органов власти позволяют уже сейчас создавать механизмы анализа документов в электронной форме.

  2. ЭЦП в рамках действующего законодательства получила распространение только в рамках корпоративных систем с использованием услуг одного удостоверяющего центра. Широкого взаимодействия юридических лиц и граждан, использующих услуги разных удостоверяющих центров, а также пользования услугами разных провайдеров, нет. Но такое широкое распространение и невозможно, в том числе по причинам, указанным выше. То есть стимулирование субъектов предпринимательской деятельности по широкому применению электронных подписей напрямую зависит от предоставления государством возможности создавать, отправлять и получать, учитывать и хранить первичные учетные документы только в электронном виде.

С целью подготовки предложений по изменению сложившейся в России ситуации в области оборота и хранения первичных учётных документов была проведена научно-исследовательская работа .

Необходимо отметить, что данное исследование в первую очередь было направленно на развитии в России B2B - юридически значимого электронного взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности в процессе осуществления трансакций.

Кроме того, данное исследование было направленно на создание механизмов использования в электронном виде самых массовых первичных учётных документов: первичных документов бухгалтерского учёта и первичных учётных документов налогового учёта.

При этом основные положения исследования могут быть распространены и на другие первичные учётные документы, возникающие в ходе осуществления экономическим субъектом своей деятельности. В том числе и на первичные документы пенсионного учёта, статистического учёта и т.д.

Целью исследования является создание условий для внедрения в Российской Федерации электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, образующихся в процессе деятельности коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, эквивалентного бумажному документообороту первичных бухгалтерских документов и счетов-фактур.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

  1. Подготовить обоснования необходимости внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур.

  2. Разработать критерии и условия внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения в электронной форме первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, обеспечивающих равенство субъектов предпринимательской деятельности, использующих бумажные и электронные технологии.

  3. Выработать механизмы оценки соответствия, в том числе государственного контроля (надзора), независимого аудита и добровольного декларирования программного обеспечения, средств вычислительной техники и каналов передачи информации, необходимых для электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур.

  4. Произвести оценку эффективности внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур.

  5. Разработать проекты нормативных правовых документов, обеспечивающих внедрение в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур.

Для подготовки обоснования необходимости внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранение первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур были проделаны следующие работы.

1.1. Анализ порядка оборота первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, возникающего между субъектами предпринимательской деятельности как равноправными участниками делового оборота.

1.2. Исследование порядка оборота первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, возникающего между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти (включая органы судебной власти) и местного самоуправления, с другой стороны.

1.3. Анализ зарубежного опыта электронного оборота первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур.

1.4. Изучить на практике опыт структурных подразделений и дочерних предприятий крупных иностранных компаний, действующих на территории России и имеющих опыт внедрения систем электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учета за рубежом.

Результаты указанных работ включены в раздел 1 настоящего сборника.

Раздел 2 содержит разработанные на основании исследования российского, международного и зарубежного законодательства, а также изучения опыта иностранных компаний за рубежом критерии и условия внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения в электронной форме первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, обеспечивающих равенство субъектов предпринимательской деятельности, использующих бумажные и электронные технологии. Также данные критерии и условия разработаны на основании опроса крупных российских и зарубежных компаний, действующих на территории Российской Федерации.

В разделе 3 содержится сборник аналитических материалов, посвященный созданию механизмов оценки соответствия, в том числе государственного контроля (надзора), независимого аудита и добровольного декларирования программного обеспечения, средств вычислительной техники и каналов передачи информации, необходимых для электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур. В том числе в рамках этого раздела:

3.1. Проведен анализ действующих национальных стандартов, прочих нормативно-правовых и нормативных документов, а также международных стандартов, в соответствии с которыми проводится оценка соответствия указанных средств вычислительной техники, программного обеспечения и каналов передачи информации и которые устанавливают требования к указанным продукции и процессам.

3.2. Проанализирована возможность привлечения саморегулируемых (негосударственных) организаций (СРО) к процедурам подтверждения оценки соответствия указанных средств вычислительной техники, программного обеспечения и каналов передачи информации установленным требованиям.

3.4. Предложены механизмы подтверждения целостности и сохранности первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур, хранимых в электронной форме, при проведении мероприятий по оценке соответствия, в том числе государственного контроля.

3.5. Предложены основные подходы к разработке проектов необходимых нормативно-правовых актов, обеспечивающих создание механизмов оценки соответствия, в том числе государственного контроля (надзора), независимого аудита и добровольного декларирования программного обеспечения, средств вычислительной техники и каналов передачи информации, необходимых для электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур.

Оценка эффективности внедрения в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур приведена в разделе 4. В разделе приведены как системный анализ преимуществ внедрения механизмов электронного оборота первичных учётных документов с точки зрения граждан, бизнеса и государства, так и результаты опроса крупных российских компаний и зарубежных компаний, работающих на территории Российской Федерации.

На основании результатов исследований, представленных в разделах 1-4, в рамках данного проекта были разработаны проекты нормативных правовых документов, обеспечивающих внедрение в Российской Федерации механизмов электронного оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур.

Стоит отметить, что согласно требованиям государственного контракта, в рамках которого было выполнено исследование, необходимо было разработать только проекты федеральных законов, направленных на внедрение в Российской Федерации механизмов оборота и хранения первичных документов бухгалтерского учёта и счетов-фактур.

В разделе 5 представлен проект такого закона, пояснительная записка к нему и план по изменению и разработке подзаконных актов.

Согласно предложенным поправкам в действующее федеральное законодательство порядок электронного документооборота и хранения первичных учётных документов организациями устанавливается самостоятельно в рамках их учётных политик.

В разделе 6 представлен вариант организации такой учётной политики в проекте "Общеотраслевых методических рекомендаций по внедрению оборота и хранения электронных первичных учётных документов в деятельности экономических субъектов (ОМР-учёт)".

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости