Источник - "Электронная библиотека по малому предпринимательству России".
Дополнительную информацию о международном проекте РУСМЕКО Вы найдете на сайте: www.rusmeco.net
Авторы: В. Аблязов, И. Алексеева, Л. Билан, Л. Волфарт, А. Вольмер, П. Вольф, Н. Дмитриевская, Т. Емшанова, Л. Ефимова, Ю. Плотинский, Й. Ридель, Р. Слагтер, В. Тисенко, В. Черняк, О. Шулаева
В книге рассматриваются вопросы создания сообществ практики как основного инструмента управления знаниями. Основной целью данной работы, выполненной в рамках проекта РУСМЕКО по программе INCO Европейской Комиссии, является повышение конкурентоспособности российских инновационных компаний с помощью создания сообществ практики. Сообщества практики являются генераторами интеллектуального и социального капитала, инкубаторами гибких систем сотрудничества специалистов и кооперации предприятий малого и среднего бизнеса.
На примере реализации проекта РУСМЕКО проводится сравнительный анализ особенностей отечественного и зарубежного менеджмента. Даются практические рекомендации по организации жизнеспособного сотрудничества малых и средних предприятий, которые в отдельных областях могут быть конкурентами.
Основное внимание в книге уделяется проблемам инновационного бизнеса и международного сотрудничества. В книге рассматриваются теоретические и практические вопросы организации взаимодействия фирм с использованием современных компьютерных технологий.
Введение
Часть 1. Теоретические проблемы менеджмента и кооперации
Глава 1. Современные тенденции развития процессов кооперации и сотрудничества
Глава 2. Адаптация европейской теории и практики менеджмента к российским условиям
Глава 3. Малые и средние предприятия в Западной Европе и России: сравнительный анализ
Часть 2. Социологические исследования российских инновационных предприятий
Глава 4. Интервью с региональными сообществами
Глава 5. Сотрудничество российских предприятий. Результаты социологического опроса
Часть 3. Создание сообщества РУСМЕКО
Глава 6. С чего начать построение сообщества
Глава 7. Региональные сообщества
Глава 8. Поддержка сообществ
Глава 9. Портал сообщества
Глава 10. Контент портала
Глава 11. Учебная компонента проекта Русмеко
Часть 4. Практический опыт и рекомендации
Глава 12. Межкультурные аспекты
Глава 13. Развитие сообществ Русмеко: состояние и перспективы
Глава 14. План действий на перспективу (дорожная карта)
Заключение
Стремительное развитие процессов глобализации неизбежно приводит к обострению конкуренции в социально-экономической сфере. Экономика становится инновационной, поэтому все более востребованы новые знания, новые технологии обечения и обмена знаниями. Парадоксальным образом, обострение конкуренции ведет к появлению новых разнообращных форм сотрудничества между людьми и организациями. Активно развиваются новые организационные формы - сети, сообщества, альянсы, виртуальные фирмы и другие виды координации деятельности агентов, занимающие промежуточное положение между рынком и предприятиями.
Новые организационные формы сотрудничества базируются на современных компьютерных технологиях, интернете и современных средствах связи (ИКТ). Однако, успешное функционирование новых организационных форм сотрудничества требует не только умелого использования ИКТ, еще важнее правильное решение широкого спектра социальных, экономических, правовых и психологических проблем, возникающих в процессе совместной деятельности.
Кардинальная переоценка роли знаний в современной инновационной экономике тербует новых подходов к процессам обучения, обмена знаниями, созданию новых знаний. Происходят заметные сдвиги в философии бизнеса и культуре менеджмента. Появляются новые предпринимательские стратегии и механизмы координации. Заметно меняется мотивация сотрудников.
В современной экономике знаний малые и средние предприятия (МСП) играют все более важную социально-экономическую роль, становясь одной из основных движущих сил мировой экономики. Сектор МСП составляет значительную часть всех европейских предприятий, на него приходится две трети от общей занятости в частном секторе. Кроме того, каждое второе из вновь созданных рабочих мест открывается в секторе МСП.
Данная книга посвящена результатам разработки проекта РУСМЕКО, основной целью которого является повышение конкурентоспособности российских инновационных предприятий на основе развития сотрудничества и обмена знаниями. Дело в том, что российские инновационные малые и средние предприятия обладают значительным интеллектуальным потенциалом, но пока еще не могут успешно трансформировать инновационные идеи в коммерческие продукты. Инновационные компании ждут заказов от крупного бизнеса, надеются на поддержку государственных структур. Помощь со стороны государства в последние годы растет, но в целом уровень поддержки инновационного бизнеса существенно ниже, чем на западе. Банковский капитал, венчурные компании также неохотно работают в инновационной сфере.
В этих условиях естественным путем развития малых инновационных предприятий являются: объединение ресурсов, кооперация, взаимопомощь, обмен опытом и знаниями. Современные инновационные зарубежные фирмы, опираясь на теоретические разработки в области менеджмента знаний, активно используют широкий спектр организационных форм сотрудничества и кооперации. Однако, в России передовой опыт сотрудничества и обмена знаниями практически не известен, многие идеи и концепции очень медленно осваиваются отечественными менеджерами.
В данной ситуации потребовался глубокий анализ различных сторон российских социально-экономических реалий, что потребовало создания международного коллектива ученых, специализирующихся в различных областях науки и практики управления.
В разработке проекта РУСМЕКО1 принимали участие 30 специалистов из 12 европейских и российскх организаций.
Координатор проекта Университет Штутгарта, Германия.
Участники проекта:
- Стичинг Телематика Институт (Нидерланды) - научный координатор;
- ВицеВерса Консалтинг (россия) - координатор по техническим вопросам, региональный координатор в Екатеринбурге;
- Институт инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета - региональный координаторв Санкт-Петербурге;
- Ресурсный центр малого предпринимательства (Москва) - региональный координатор в Москве;
- Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) - координатор программ обучения;
- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, социологический факультет (Москва);
- Университет Ноттингема, Центр современного предпринимательства (Великобритания);
- Швейцарский федеральный институт технологии в Цюрихе, Институт психологии (Швейцария);
- ТУВ Энерджи Консалт (Германия);
- Европейский дом развития деловых, общественно-политических, социальных и культурных связей (Москва);
- Европейский бизнес консалтинг (Москва).
Для достижения основной цели разработки проекта РУСМЕКО - повышение конкурентоспособности российских инновационных предприятий - было предложено создать сообщество практики с участием инновационных предприятий Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Сообщество практики (Community of Practice, сокращенно - CoP) - один из основных инструментов управления знаниями. Под сообществом практики понимается неформальная группа, связанная общей практикой и общими целями2. В зарубежной литературе можно найти много описаний успешных сообществ практики, действующих внутри крупных корпораций. Особенно часто применяется новая организация форма для повышения инновационной активности в крупных инженерных корпорациях.
В первой главе данной книги рассматриваются проблемы создания сообществ практики для малых и средних предприятий, среди которых возможна конкуренция. Отметим, что организация сообщества для специалистов работающих в разных организациях, является весьма сложной задачей. Ведь интересы этих организаций могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Возникают проблемы утечки информации и репеманивания специалистов. Для этих условий предложена новая организационная форма (сообщество практики для фирм) - позволяющая осуществить поэтапную интеграцию межфирменной кооперации и сотрудничества специалистов.
Вторая глава посвящена проблемам адаптации европейской теории и практики менеджмента к российским условиям. Анализируются подходы к достижению единства в понимании одних и тех же явлений. Рассматривается роль культурных, социальных, профессиональных и языковых различий в процессе передачи знаний.
Третья глава книги посвящена сравнительному анализу роли малых и средних предприятий в Западной Европе и России. Указывается, что российский малый бизнес отстает от своего европейского аналога как в части решения проблем занятости, так и в насыщении рынков товарами и услугами. Доля занятых в секторе малого бизнеса Европы по сравнению с Россией выше в 2,5 раза, а доля выручки от реализации - в 1,9 раза.
В этой главе рассматриваются также культурные аспекты, обуславливающие различия в сфере сотрудничества и обмена знаниями. Показано, что построение такого сотрудничества будет способствовать выработке новых моделей коммерциализации технологий.
В главах 4 и 5 приведены результаты социологических исследований российских инновационных предприятий. В главе 4 проанализировано более 50 интервью, посвященных следующим аспектам организации бизнеса:
- Инновациям, включая вопросы маркетинга инновационных продуктов, охраны прав интеллектуальной собственности и коммерциализации технологий;
- Взаимоотношениям предприятия с внешними организациями: в частности, взаимодействию инновационнлй компании с поставщиками и клиентами;
- Внутренним процессам: управлению качеством продукции и внутренним коммуникациям.
Пятая глава посвящена результатам социологического опроса 80 малых и средних инновационных предприятий, проведенного во второй половине 2005 г. в трех регионах (Москва, Петербург, Екатеринбург). Главной целью опроса был анализ проблем межфирменной кооперации и сотрудничества для инновационных МСП.
Оказалось, что предприниматели часто не могут найти перспективных вариантов кооперативных взаимодействий и не понимают механизмов, поддерживающих эффективное сотрудничество. Большинство предпринимателей не хотят делиться с коллегами новыми знаниями и передовым опытом. Можно утверждать, что в российской бизнес-среде культура сотрудничества развита явно недостаточно. Именно поэтому сегодня актуальны проекты, подобные РУСМЕКО. Сообщества практики монут рассматриваться как инкубаторы развития культуры сотрудничества. Сообщества являются генераторами доверия в среде инновационных компаний и значительно облегчают поиск надежных и компетентных партнеров для создания инноваций.
Третья часть книги (главы 6-11) посвящена проблемам создания сообщества РУСМЕКО. В процессе разработки были решены следующие основные задачи:
1) Определены целевые группы сообщества;
2) Разработана организационная структура сообщества и определены основные роли и основные виды деятельности участников;
3) Создана Интернет-платформа РУСМЕКО для обеспечения необходимой технической поддержки осноных функций сробщества;
5) Разработан контент - базы статей, учебных курсов и необходимых справочных материалов;
6) Проведено обучение фасилитаторов (координаторов) сообщества;
7) Обеспечен процесс создания сообщества.
В четвертой заключительной части книги (главы 12-14) проанализирован практический опыт реализации проекта. В тринадцатой главе дается описание процесссов развития сообществ Русмеко. Показано, что с каждым разом, от встречи к встрече с декабря 2006 г. по май 2007 г., интерес к идее развития делового сотрудничества и творческого обмена опытом повышался, как повышался и интеллектуальный и организаторский вклад участников сообществ. С 1-го сентября 2006 г. по 30-е апреля 2007 г. портал посетили 7107 человек.
Особое внимание в этой главе уделено дальнейшим перстпективам развития сообществ. В частности на встрече в мае 2007 г. в Зеленограде обсуждались перспективные планы деятельности не одного, а двух дочерних сообществ: одно собщество с участием дизайн центров, а другое - с участием компаний, работающих в области нано-технологий.
В заключительной 14-ой главе предложен план действий на перстпективу (дорожная карта). План дальнейших действий охватывает краткосрочную перспективу (2007-2008), а аткже среднесрочную (2009-2010) и долгосрочную перспективу (2011-2015) использования возможностей, созданных проектом РУСМЕКО для российских инновационных компаний, с учетом общих тенденций развития инновационного малого бизнеса в России. Предложенный план согласуется с современной европейской концепцией развития инновационного бизнеса, которая носит название модели открытой инновации.