Недавно в РГ была опубликована заметка с высказываниями руководителя Ростехрегулирования Г.Элькина по поводу предлагаемых изменений в Законе «О техническом регулировании». Поскольку подобные тексты могут вводить в заблуждение, необходимо еще раз назвать вещи своими именами.
Идея отложить принятие регламентов законами «на три года» и принимать их постановлениями Правительства как бы для апробации выглядит почти безобидной. На самом деле такой запрет предлагалось ввести до конца срока, отведенного Законом на проведение реформы. То, что пытаются представить недолгой разминкой, в действительности ставит на реформе крест: постановления не могут ничего менять в нормах, введенных многочисленными законами, ранее принятыми в сфере технического регулирования. Кроме того, участие общественности в разработке технических требований сведется к минимуму, что опрокидывает главную идею реформы.
Поскольку идея принятия регламентов постановлениями Правительства постоянно связывается авторами поправок с необходимостью изменения Закона, создается иллюзия, будто бы сейчас Правительство Законом в этом плане каким-то образом ограничено. Но на всех открытых обсуждениях авторам поправок задают одни и те же вопросы. Почему Правительство до сих пор не вводило регламенты постановлениями, хотя Закон с момента принятия это позволяет? Почему в целях принятия регламентов постановлениями необходимо вводить ЗАПРЕТ на их принятие законами, противоречащий Конституции, Посланиям Президента РФ, целям реформы, мировой практике и здравому смыслу? Ответом всегда остается загадочное молчание.
Утверждения, будто бы кто-то предлагает перенести все нынешние «детализированные» требования в законы, также заведомо ложны. В законы переходят только основные параметрические требования по безопасности. Детализированные конструкционно-технологические решения, наоборот, переводятся из нынешних обязательных ГОСТов, СНиПов и СанПиНов в область добровольно применяемых стандартов. Но именно эта перспектива шокирует некоторые ведомства, у которых весь бизнес построен на мутности и невыполнимости запутанного лабиринта обязательных норм.
Теперь предлагается буквально следующее. Весь этот безумно детализированный массив требований принять-таки регламентами, но уже в статусе постановлений Правительства. (Если же этот детализированный массив все же переводится в добровольную сферу, то какие претензии к принятию регламентов законами?). Итак, если раньше мы десятилетиями ждали обновления ГОСТов, то обновления регламентов постановлениями Правительства придется ждать…
В каменном веке технического регулирования мы находимся уже давно. И именно это послужило причиной реформы. Закон «О техническом регулировании» дал инструмент преодоления этой архаики. Необходима распаковка старой нормативной базы: выделение основных требований по безопасности и перевод всего остального в добровольную сферу. И наоборот, все идеи ревизии Закона направлены на то, чтобы так или иначе сохранить обязательность старого массива обязательных документов, не подвергая их распаковке. Это и есть главный фактор стагнации. Нам опять заваливают выход из каменного века.
Что касается комплексной программы Ростехрегулирования по разработке технических регламентов, то такие заявления некорректны без предъявления самого документа.
ГОСТы вернут с погоста |
Источник: Российская газета; дата публикации 7 февраля 2007 г. |
За пять лет бизнес и власть так и не договорились, какими быть техническим регламентам. В середине февраля депутатам Госдумы предстоит определить, что же все-таки делать с Законом "О техническом регулировании". В понедельник глава Ростехрегулирования Григорий Элькин заявил о том, что необходимо срочно внести поправки в этот закон, иначе "страна окажется в каменном веке". То есть вообще останется без техрегламентов, которые устанавливают в России нормы безопасности производимой продукции - от хлеба до атомных станций. Напомним, что сегодня заинтересованные в реформе технического регулирования деловые и общественные круги разделились на два конфликтующих лагеря. Один из них, отражающий позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, Федерации независимых профсоюзов России и еще двух десятков отраслевых объединений, считает, что поправки к закону нужны. Главное в них то, чтобы отстранить" от принятия технических регламентов как минимум на три года депутатов Госдумы и принимать техрегламенты не законами, как это предусмотрено, а постановлениями правительства. И только в случае если они покажут свою "эффективность и работоспособность", передавать на утверждение в виде законов в Госдуму. Кроме того, авторы поправок предлагают также вернуть ведомствам право вносить изменения в "замороженные" действующим законом ГОСТы и СНИПы, а также вновь сделать отраслевую нормативную документацию обязательной, предусмотрев для нее в законе особый статус "свода правил". Сторонников такого подхода понять можно. Большое число детализированных требований в технических регламентах (на 700 страницах) при темпах современного развития техники и технологии приведет к тому, что придется постоянно вносить в них изменения и дополнения. Таким образом, технические новшества будут ждать своей очереди несколько лет и превратятся в инструмент стагнации экономики. Противники же этих поправок утверждают, что предлагаемые Думе поправки фактически поставят крест на реформе. Кстати, отвечая на вопрос "РГ", как быстро в случае принятия поправок в стране появятся действующие технические регламенты, глава Ростехрегулирования Григорий Элькин пообещал, что "в течение уже этого года страна получит рывок". При этом он напомнил, что у Ростехрегулирования есть на этот счет собственная комплексная программа подготовки техрегламентов в увязке с национальными стандартами. Тем самым как бы намекнул, что неплохо бы направить потоки бюджетного финансирования по направлению к этому ведомству. Между тем два с половиной года назад правительство уже утвердило программу по разработке "первого пакета" - 181 регламента - и выделило на их "освоение" свыше 5 миллиардов рублей. Однако за это время был принят лишь один технический регламент. Остальные же 180 по разным причинам пылятся в качестве законопроектов. По словам Элькина, сегодня всем этим документам необходима ревизия, поскольку более трети вообще "не тянет" на законы. В случае принятия поправок, как выразился Элькин, часть законопроектов "подвергнется корректировке, а часть вообще окажется в мусорной корзине". Тогда получается, что деньги на их разработку потрачены впустую. "Каковы же будут финансовые потери от этой ревизии?" - не удержалась от вопроса корреспондент "РГ". На что руководитель Ростехрегулирования, глава рабочей группы правительственной комиссии по разработке изменений в Закон "О техническом регулировании", осторожно заметил: "Потери будут". Но не стал уточнять - какие. |