(Из материалов VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий
"Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО", 2007 г.)
Поддержка малого бизнеса стала одной из модных тем на семинарах, в печати, выступлениях Правительства и Президента. В одном из своих выступлений В. В. Путин предложил выдавать «медаль за личное мужество», всем, кто открывает новое дело и регистрирует предприятия. На фоне этих выступлений непосвященному слушателю покажется, как стал хорошо жить малый бизнес: ему и государственная поддержка, и разные бизнес инкубаторы, и техно-парки. Большая часть предпринимателей малого бизнеса занята в сфере потребительского рынка, а точнее в торговле.
В преддверии вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) усилилась работа по популяризации идеи борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией, и это выражается в очередном наезде на малый бизнес.
Предприниматель, покупая товар на оптовых рынках, уверен, что данная продукция не является контрафактной, что данный товар был ввезен добросовестным экспортером, прошел таможенную очистку и этим товаром можно смело торговать. Но при первой проверке правоохранительными органами этот миф разбивается об статью 14.10 КоАП РФ. За нарушение законодательства РФ «Об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров».
Правоохранительные органы в своей деятельности тоже сталкиваются с проблемой экспертизы на принадлежность товара к контрафакту.
Это подтверждает обращение в Волгоградскую ТПП одного из подразделений правоохранительных органов с просьбой оказать помощь в экспертизе изъятых образцов товаров на принадлежность к контрафакту.
Многие предприниматели, чтобы обезопасить свой бизнес, хотели бы произвести добровольно экспертизу, подтверждающую, что данный товар не является контрафактным.
Самое интересное, что вся ответственность за торговлю контрафактной продукцией возложена на продавца, и это подтверждено постановлением Правительства, запрещающим продажу компакт-дисков с уличных лотков и в палатках. Запрет на уличную торговлю дисками - это не метод борьбы с контрафактом, а бездоказательное обвинение данных предпринимателей в преступлении. Данное постановление о запрете уличной торговли дисками, обвиняет предпринимателя в нарушении ст.14.10. КоАП. Исходя из логики данного постановления, имеет смысл запретить любую уличную торговлю (книги, одежда, оптика и т д), а вдруг и здесь будут контрафактные товары.
Если вы покупаете диски в магазине, то можно быть уверенным, что они не контрафактные?
В последнее время мы из уголовной хроники узнаем, что на предприятиях оборонного комплекса производилась пиратская продукция: днем завод согласно лицензионного соглашения производил легальную продукцию, а ночью производилась левая продукция. И как продавец может отличить, что есть что?
Но по поводу недобросовестной работы таможни, которая допускает контрафакт на потребительский рынок, по поводу заводов, нарушающих лицензионных соглашений и других органов, ответственных за контролем и выявлением контрафактной и фальсифицированной продукции на стадии ее производства или таможенной очистки, мы знаем мало.
Легче контролировать сотни производителей, чем тысячи продавцов, но у нас все пытаются сделать иначе. И данное постановление о запрете уличной торговли это и есть действенная мера борьбы с контрафактом? Думается, что чиновники из Правительства просто пытаются убрать с улиц Москвы торговлю нелицензионной продукцией и показать представителям Запада, что по данной теме у нас вопросы решены. В регионах все остается по-прежнему, на данных предпринимателей будет наложен дополнительный налог в виде отката правоохранительным органам. Только неумение решать проблемы в целом и приводит к таким простым решениям.
Чтобы оказать помощь малому бизнесу в решении данной проблемы и защитить общество от контрафактной продукции, предлагаю:
Организацию экспертной работы по выявлению контрафактной и фальсифицированной продукции на базе специально аккредитованных лабораторно-испытательных центров в системе торгово-промышленной палаты РФ.
Заключение соглашения между ТПП РФ и брэндодержателями на получение доверенности на право представлять доверителя в отношении любых вопросов, возникающих в связи с защитой интеллектуальной собственности и прав на товарные знаки доверителя в РФ. Реестр брэндодержателей, с которыми есть соглашения вывешивается на сайте ТПП РФ.