Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Поддержка предпринимательства в свете федеральных законов: ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и ФЗ №135 «О защите конкуренции»

(Из материалов VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий
"Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО", 2007 г.)

Государственные закупки - это существенное направление поддержки малого бизнеса. Система государственного заказа существует на протяжении последних 10 лет, но среди безусловных достижений необходимо отметить возросшее количество товаров, работ и услуг, закупаемых у субъектов малого предпринимательства для государственных и муниципальных нужд.

В 2006 году на федеральном уровне государственные закупки были произведены на сумму около 880 млрд. рублей, из них у малого бизнеса было закуплено на сумму 132 млрд. рублей. Этому способствовало принятие Федеральных законов: № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», (2005 год) и № 135 «О защите конкуренции» (2006 год).

Почти одновременное принятие столь важных законов свидетельствует об актуальности проблемы и адекватности происходящим изменениям в экономике страны..

Остановимся на изменениях, внесенных № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»», которые оказывают в той или иной мере влияние на конкурентную среду на товарных и финансовых рынках.

В соответствии со статьей 15 Закона №94-ФЗ предусмотрены меры, направленные на защиту интересов малого предпринимательства, которые выражены в следующем положении: государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов путем проведения торгов у субъектов малого предпринимательства в размере 15% общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Участниками таких торгов могут являться только субъекты малого предпринимательства. Заявки от участников размещения заказов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.

В 2007 году подготовлены существенные поправки в ФЗ №94, а именно - от 10 до 20 процентов госзаказа должно предоставляться малым предприятиям, и обусловлено это тем, что в ранее обозначенные 15 процентов было трудно попасть, в то время как минимум в 10 процентов сохранят долю малого предприятия, а 20 процентов обеспечат эффект масштаба. Можно будет размещать заказы на любую продукцию, а не только из специального перечня правительства. Размер заказа на одном малом предприятии не должен превышать 2 млн. рублей.

Очевидность осуществления антимонопольного контроля в сфере закупок логически вытекает из закона «О защите конкуренции». Ответственной за контроль в сфере размещения заказов органами государственной власти и муниципалитетов назначена Федеральная антимонопольная служба России, которая предстает в двух лицах – антимонопольный орган в соответствии с ФЗ № 135 «О защите конкуренции», и контролирующий орган по государственному и муниципальному заказу в соответствии с ФЗ №94 «О размещении заказов».

Одной из главных целей принятия вышеназванных законов было борьба с коррупцией. Антикоррупционная направленность законов повышается благодаря расширению полномочий Федеральной антимонопольной службы в области контроля за процедурой размещения заказов.

Закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, вступивший в действие 26 октября 2006 года также зародил оптимизм у малого и среднего бизнеса и посеял тревогу у компаний, доминирующих на рынке.

Целями антимонопольного контроля торгов являются:

  • обеспечение условий конкуренции потенциальных поставщиков продукции для государственных нужд путем предупреждения, выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) между поставщиками, поставщиками и государственными заказчиками;

  • недопущение и пресечение использования поставщиками различных форм и методов недобросовестной конкуренции;

  • недопущение участия в торгах только поставщиков, принадлежащих одной группе лиц;

  • недопущение участия в торгах поставщиков, принадлежащих к одной группе лиц с заказчиком или являющимися аффилированными лицами заказчика (в случае, если роль государственного заказчика выполняется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которому государственный заказчик на конкурсной основе передал выполнение части своих функций по закупкам продукции для государственных нужд).

В тезисах сделаны акценты также на проблемах развития конкурентной среды для предпринимательской деятельности, в частности, на действиях органов исполнительной власти, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках.

В законе «О защите конкуренции» запрет на ограничение конкуренции предусмотрен в статьях 15 и 16.

  1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

    1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

    2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

    3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

    4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

    5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

  2. Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

     

  3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Практика антимонопольного регулирования показала, что антиконкурентные действия со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления препятствуют формированию единого экономического и правового пространства, обеспечению экономической свободы предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса.

Одного Закона явно недостаточно, поэтому необходимо ускорить принятие нового законопроекта «О государственной политике по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации», основная идея которого заключается в замене ФЗ № 88 от 1995 года новым законодательным актом, предусматривающим совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса, а также определяющим новые направления и формы этой деятельности.

В целях реализации основных положений государственной политики по развитию малого предпринимательства, сформулированных в новом законопроекте, вносятся изменения в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», в Налоговый кодекс Российской Федерации, в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ряд других законодательных актов.

До тех пор, пока должностные лица органов власти не начнут действовать в строгом соответствии с нормами Российского законодательства, надеяться на быстрое искоренение всех нарушений, препятствующих развитию среднего и малого бизнеса, не приходится.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости