Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ рынка финансовых услуг для малых и средних предприятий

Тенденции спроса малых предприятий на финансовые продукты и механизмы.

Масштаб сектора малых и средних предприятий

Суммарный спрос малых предприятий на финансовые ресурсы

Соотношение источников финансирования различных категорий предприятий

Тенденции предложения финансовых услуг для малого бизнеса

Динамика развития финансового рынка России

Банковские услуги малым предприятиям

Финансирование малого бизнеса небанковскими институтами

Проблемы финансирования начинающих предприятий

Тенденции и возможности развития венчурного финансирования в России

Привлечение инвестиций на фондовом рынке

Основные направления и инструменты развития рынка финансовых услуг для малых предприятий

Несмотря на распространенные предрассудки о существенном отставании России, масштабы сектора малых и средних предприятий (МСП) сегодня в нашей стране достаточно велики и сопоставимы, например, со странами Восточной Европы. Быстро развивается инфраструктура, обеспечивающая потребности малого бизнеса. В частности, на протяжении последних 3-4 лет интенсивно развиваются как банковские формы кредитования малого бизнеса, так и программы микрофинансирования. Вместе с тем, существующие возможности финансирования не могут удовлетворить многие потребности малых предприятий. Это относится и к предприятиям, уже работающим в традиционных секторах, в особенности же касается таких групп, как стартующие и инновационные предприятия.

Тенденции спроса малых предприятий на финансовые продукты и механизмы

Масштаб сектора малых и средних предприятий

Широко используемая в России аббревиатура МСП – малые и средние предприятия - в подавляющем числе случаев означает в нашей стране совсем не то, что за рубежом. Эта суженная трактовка приводит к занижению показателей развития этого сектора в нашей стране в 4-5 раз.

В мире в категорию МСП обычно относят любые предприятия с числом занятых до 250 или иногда до 500 человек. В настоящее время Правительством РФ одобрен законопроект, направленный на принципиальный пересмотр принятого в нашей стране подхода к определению понятия малого и среднего бизнеса и приведение его в соответствие с общепринятым в мире2. Уточняя понятие малого предприятия, законопроект вводит также понятие микро- и среднего предприятия. При этом к субъектам малого предпринимательства отнесены хозяйствующие субъекты с численностью работающих не более 50, к микропредприятиям – с численностью не более 15, а к субъектам среднего предпринимательства – с численностью не более 250 человек.

Можно надеяться, что принятие этого закона позволит покончить с практикой недооценки роли малого бизнеса в России. Как показано в Российском обозрении МСП и дальнейших публикациях3, вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий России составляет:

Доля в общей численности предприятий не менее 90%
Доля в общей занятости не менее 45%
Доля рынка (доля в общей сумме продаж) не менее 40%

Суммарный спрос малых предприятий на финансовые ресурсы

К сожалению, нам неизвестны репрезентативные исследования и надежные оценки потребности малых предприятий в финансовых ресурсах, которые были бы получены в последнее время и могли использоваться для анализа сегодняшней конъюнктуры рынка. Поэтому мы приведем здесь имеющиеся данные, относящиеся к более ранним периодам или к специальным группам предприятий, а затем сформулируем нужные оценки спроса.

  1. В рамках данного исследования имелась возможность принять участие в опросе 1406 малых предприятий и ПБОЮЛ в Республике Татарстан, проведенном в августе 2006 г. В анкету были включены вопросы, направленные на оценку существующих потребностей малых предприятий в финансировании с учетом:

    • вида финансирования (кредит, инвестиции, грант, иное)

    • сроков

    • процентной ставки

    • типа организации, предоставляющей финансирование (банк определенного типа, небанковская организация, частное лицо и др.)

    • иных существенных условий

    Средняя потребность в расчете на одно малое предприятие оказалась равной примерно 8 млн. рублей, неудовлетворенная потребность 3,5 млн. рублей.

  2. Исследование «Тенденции развития рынка небанковского микрофинансирования в России (2003-2004 гг.)», проведенное Ресурсным центром малого предпринимательства совместно и по заказу Российского микрофинансового центра было основано на обследовании 183 микрофинансовых организаций из 54 субъектов российской Федерации. С учетом филиалов, подразделений, а также участников сетей число субъектов микрофинансового сектора, по которым были собраны сведения, составил до 750 единиц. Результаты исследования показали серьезный рост рынка. Клиентская база микрофинансовых организаций, принявших участие опросах, составила более 140 тыс., что в пересчете на общее число таких организаций в России дает примерно 240-260 тыс. клиентов. Совокупный портфель займов организаций, принявших участие в опросе, составил 4 млрд. рублей. Соответствующая оценка общего объема займов, выданных в 2004 г. по всему микрофинансовому сектору, составляет 7-9 миллиардов рублей (=270-340 миллионов долларов). По сравнению с 2003 годом рост объема займов по сектору в целом составил 1,4 раза, а число заключенных договоров увеличилось в 1,2 раза.

  3. Исследование спроса малых и средних предприятий на банковские услуги и займы, проведенное в 2002 г. по заказу всемирного банка, было основано на интервью с представителями 496 предприятий с численностью занятых от 10 до 500 человек в 5 регионах России. В частности, это исследование содержало следующие оценки потенциального спроса предприятий данной группы на кредитные ресурсы:

    Гарантированный спрос: 5-10 тыс. долларов

    Вероятный спрос: 13-20 тыс. долларов

    Возможный спрос: 25-35 тыс. долларов

    Мы можем также определить подвыборку условно «надежных заемщиков», установив для этого ряд критериев, и выбрав из нашей совокупности обследованных предприятий те, которые отвечают этим критериям. Доля таких предприятий оказывается равной 20% выборки, а их средний спрос на кредит – том же, что и для выборки в целом. … Учитывая только «надежных заемщиков», оценка спроса малых и средних предприятий в целом по России может быть спрогнозирована на уровне 4 миллиардов долларов.

  4. По оценке исследования, проведенного "Эксперт РА", совокупный объем кредитов малому бизнесу в 2005 году составил около 5 млрд. доллаpов.

На основе перечисленной информации представляется возможным дать следующие экспертные оценки спроса малых предприятий на финансовые ресурсы:

  • Общая потребность малых предприятий – юридических лиц в финансовых ресурсах (оборотных средствах и инвестициях) может быть в среднем оценена примерно на уровне не менее 1 млн. рублей в расчете на одно предприятие. При этом на потребность в финансировании оборотных средств приходится 80-90%, инвестиций - около 10-20%. Потребность ПБОЮЛ в финансовых ресурсах можно оценить в среднем на уровне не ниже 0,1 млн. рублей.

  • Неудовлетворенная потребность малых предприятий в финансовых ресурсах может быть оценена примерно на уровне 0,5 млн. рублей в расчете на одно предприятие, неудовлетворенная потребность ПБОЮЛ – 10-20 тыс. рублей. Потребность в финансировании оборотных средств составляет при этом около 90%, инвестиций - около 10%.

  • Исходя их этих расчетов, общий объем неудовлетворенного спроса российских малых предприятий и ПБОЮЛ на финансовые ресурсы можно оценить на уровне не ниже 10 миллиардов долларов США.

  • Следует заметить, что данные оценки являются весьма консервативными. В частности, к такому выводу приводит анализ результатов упомянутого выше исследования по Республике Татарстан. (Известно, что в силу сходства экономической структуры Республики Татарстан с общероссийской, республиканские показатели развития малого предпринимательства обычно близки к средним по России.) Соответствующие оценки, опубликованные журналом «Эксперт», также существенно выше и составляют 30 млрд. долларов.

Соотношение источников финансирования различных категорий предприятий

Главным источником финансирования российских малых предприятий остаются их собственные средства. Этот тезис, в частности, можно проиллюстрировать на результатах исследования по Республике Татарстан:

Собственные средства продолжают занимать лидирующее положение как источник финансирования предприятий. Это определяется рядом факторов: в первую очередь, здесь играет роль желание предпринимателей сохранить свою самостоятельность. Этот источник продолжает в целом оставаться наиболее доступным. Его использование позволяет не отчитываться перед властями. И, естественно, использование собственных средств снимает проблемы процентных ставок, залога и процедур оформления.

Все остальные источники финансирования играют для малых предприятий меньшую роль. Тем не менее, в их отношении к внешним источникам можно проследить следующие тенденции. Банковские кредиты оказываются предпочтительными с точки зрения уровня процентных ставок, их доступности и подходящих сроков возврата. Вложение средств учредителей является доступным и позволяет сохранить самостоятельность и не отчитываться перед властями. Займы у друзей и некредитных организаций удобны в первую очередь тем, что создают меньше проблем со сроками возврата

Диаграмма 1

 

Эти положения, в частности, могут быть проиллюстрированы на материалах исследований в Республике Татарстан (Диаграммы 2 и 3):

Диаграмма 2

 

Диаграмма 3

 

Вопросы, заданные предпринимателям в Республике Татарстан относительно того, какие виды кредитов получить труднее всего, подтверждают данные – в данном случае прежнюю шкалу дефицита. Как и раньше, сложнее всего получить кредит без обеспечения. Далее, в порядке убывания дефицитности, идут кредиты: достаточно недорогие; на более длительный срок; более значительные по сумме; более оперативно выдаваемые; выдаваемые более мелким предприятиям:

Диаграмма 4

 

Тенденции предложения финансовых услуг для малого бизнеса

Динамика развития финансового рынка России

Финансовый рынок России в настоящее время характеризуется очень высокими темпами роста и рассматривается (наряду с рынками Турции и Украины) как один их наиболее перспективных рынков региона Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Основным «двигателем» развития банковского сектора выступает рост общего объема кредитов и в особенности потребительские кредиты, объем которых в последнее время ежегодно увеличивается в 2-3 раза. По темпу роста объема кредитов Россия далеко опережает все остальные страны ЦВЕ: с учетом прогноза этот показатель в 2000-2008 гг. вероятно достигнет почти 40% в год (в Евро). Имеет место также быстрый рост объема банковских депозитов. Соответствующий прогноз на 2000-2008 гг. дает цифру более 30% в год. Еще один показатель, по которому Россия опережает страны ЦВЕ – это уровень прибыльности банковского дела.

Тем не менее, по структурным показателям финансового рынка наша страна все еще отстает от многих переходных и тем более развитых рыночных экономик. Объем банковских активов составляет в России лишь 45% ВВП в то время, как в странах Юго-восточной Европы он достигает около 60%, в Центральной Европе – около 80%, а в странах Еврозоны – свыше 200% ВВП. Объем банковских депозитов достиг в нашей стране в 2005 году 25% ВВП, таким же является объем выданных кредитов, в то время, как в ЦВЕ эти величины составляют 38% и 33% соответственно . Несмотря на весьма впечатляющие темпы роста, измеренные в денежных показателях, структурное отставание в развитии банковской системы России проявляется и в динамике.

Финансовый рынок России является высококонцентрированным и в то время фрагментированным. Сегодня пяти ведущим банкам принадлежит около половины всех банковских активов. В то же время такой показатель, как индекс концентрации финансового рынка (совокупная доля рынка, принадлежащая пяти крупнейшим банкам) в России относительно невысок. (Сбербанк у принадлежит около 26% рынка. Далее следуют Внешторгбанк (6%) и Газпромбанк (4%). Альфа-банку, банку «Уралсиб», Банку Москвы и Росбанку принадлежит примерно по 2% рынка каждому. Присутствие зарубежных банков в нашей стране быстро расширяется, однако все вместе они занимают еще менее 10% рынка, что в несколько раз меньше, чем в любой из стран ЦВЕ.

Макроэкономическая устойчивость российской финансовой системы определяется следующими основными факторами. Потенциально снижение цен на нефть может вызвать серьезные негативные последствия для экономики России. Тем не менее, даже при резком снижении цен на энергоресурсы возможный кризис не будет иметь серьезных последствий как для банковской системы в целом, так и для большинства наиболее крупных банков. Однако отдельные из наиболее крупных банков могут пострадать. Это относится прежде всего к кредитным организациям, связанным с рисковыми секторами экономики (строительство, нефтегазовая отрасль и т.п.).

Другим фактором риска может оказаться возможность инфраструктурного кризиса в России. Возможные связанные с этим кризисные явления могут проявляться как дефициты тех или иных ресурсов (электроэнергии, пропускных мощностей и т.п.), которые, в свою очередь, будут приводить к невыполнению договорных обязательств и по цепочке хозяйственных связей вызывать кризисные явления других типов. Источником макроэкономических рисков потенциально может оказаться перегрев некоторых российских рынков – в первую очередь, рынка недвижимости. Наконец, в стране накоплен весьма значительный стабилизационный фонд. Его сохранение и/или направления использования представляют собой предмет острых политических дебатов, вероятный исход которых неясен. В случае принятия решения об обращении средств этого фонда на текущее использование финансовая система страны неизбежно испытает серьезное дестабилизирующее воздействие. Возможен и противоположный сценарий, когда средства стабилизационного фонда будут использованы для того, чтобы компенсировать те или иные дисбалансы.

В настоящее время имеются также некоторые признаки накопления рисков на рынке потребительских кредитов. Страна переживает бум потребительского кредитования, объем которого вырос за последний год-полтора в несколько раз. Доля потребительского кредитования в общем объеме кредитов в нашей стране все еще невелика (1 трлн. 400 млрд. рублей или около 6% ВВП), поэтому есть все основания ожидать продолжения этой тенденции. В то же время следует учитывать, что объем потребительских кредитов в настоящее время контролируется не в полной мере. Так, при существующей системе отчетности представительства банков, которые выдают кредиты клиентам напрямую, не предоставляют полной информации ни региональным, ни финансовым и статистическим органам.

Объемы просроченной задолженности до последнего времени нарастали более высокими темпами (до 9% в месяц), чем объемы самих кредитов (5%) и сейчас превысили 30 млрд. рублей, что составляет 2,6% от всех предоставленных населению потребительских кредитов. Рост потребительского кредитования может негативно отразиться и на состоянии самих кредитных организаций, которые все активнее занимают средства за рубежом. В обход политики ЦБ по сдерживанию денежного предложения банки нашли способы пополнить свою ресурсную базу за счет внешних дешевых источников. Имеет место также практика многих коммерческих банков, которые «переводят плохие кредиты на дочерние агентства, чтобы не портить статистику»6.

Банковские услуги малым предприятиям

Кредиты, предоставленные банками нефинансовым организациям, за 2005 г. увеличились на 30,5% (в 2004 г. – на 39%). Замедление темпа прироста кредитования нефинансовых организаций было обусловлено развитием таких сфер банковских вложений, как потребительское кредитование и приобретение корпоративных ценных бумаг, а также конкуренция со стороны международных кредиторов. После получения в 2005 г. Россией инвестиционного рейтинга от ведущих мировых агентств значимым источником финансирования для крупного российского бизнеса становится размещение еврооблигаций.

В определенной степени, в России возникла двухсекторная модель экономики. Имеется несколько обособленный приоритетный сектор экономики со своими финансовыми потоками. Такие лучшие заемщики (прежде всего экспортно-ориентированные крупные предприятия) благодаря возможностям использования трансграничного финансирования все больше ориентируются на зарубежные источники финансирования. По имеющимся оценкам, уже в 2005 г. около половины кредитов предприятиям предоставляется иностранными банками. В этих условиях менее крупные банки оказываются заинтересованы расширять свою клиентскую базу среди малых и средних предприятий, а также работать с населением.

Крупные российские банки приходят в регионы, где завоевывают позиции высоким уровнем услуг и возможностью крупного кредитования. В то же время небольшому предприятию гораздо проще получить кредит в своем банке, где его хорошо знают, чем в филиале столичной структуры. Местные банки прочно удерживают вторую после Сбербанка позицию по привлечению вкладов населения, а также по мелким ссудам. При этом доля кредитов предприятиям у местных банков существенно выше, чем у столичных, которые больше склонны инвестировать в ценные бумаги.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА»7, объем кредитов, выданных малым предприятиям в 2005 году, составил около 5 млрд. долларов США. Кроме того, малые и средние, а в особенности микропредприятия также часто получают финансирование в форме потребительских кредитов.

Некоторые крупные зарубежные финансовые учреждения, имеющие большой опыт в аналогичных сферах деятельности (как, например, Райффайзенбанк) оказываются заинтересованными в проникновении на рынки кредитов населению и малым предприятиям, а также в приобретении доли собственности именно в таких относительно небольших банках, особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Тем самым и складывающийся рынок кредитных услуг для малых и средних предприятий также получает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Поскольку в настоящее время такая система отношений оказывается в меньшей степени обремененной затратами, связанными с нормами пруденциального надзора российской банковской системы, это снижает стоимость кредитов также и для заемщиков.

Финансирование малого бизнеса небанковскими институтами

По оценке Российского микрофинансового центра, совокупное предложение микрофинансовых услуг в сумме до 10 000 долл. США составляет в нашей стране около 1 млрд. долларов США8, в том числе со стороны банков – около 600 млн. долл. США, со стороны небанковских микрофинансовых институтов – около 400 млн. долл. США.

В настоящее время индустрия микрофинансирования в России успешно прошла начальный участок логистической кривой и вступила в стадию экспоненциального роста. Имеются отработанные технологии, необходимые для создания и успешной работы микрофинансовых организаций, включая общие организационные схемы, методы работы с клиентами, программы отбора и обучения персонала микрофинансовых организаций, программное обеспечение и т.д. Имеется также значительный успешный опыт тиражирования этих технологий9.

В некоторых регионах микрофинансовые организации (кредитные кооперативы, различные фонды) являются существенным элементом деловой инфраструктуры. Тем не менее, во многих других регионах они либо отсутствуют, либо не играют заметной роли. Такого рода «вакуум» следует рассматривать как потенциальные привлекательные ниши. Все это позволяет рассчитывать на возможность сравнительно быстрого расширения данного сектора.

До недавнего времени рынок небанковских микрофинансовых услуг развивался не только без поддержки государства, но и вне сферы его внимания - сначала на основе международных и зарубежных программ, а затем благодаря инициативе самих микрофинансовых организаций. Такое отсутствие внимания со стороны государства порождало правовой вакуум и связанные с ним проблемы, но, с другой стороны, давало и много свободы для развития. Сегодня микрофинансовый рынок подошел к такому моменту, когда он должен быть более включен в общую систему правовых отношений и регулирования экономики страны. Для этого понятие микрофинансирования должно занять свое определенное место в общественном сознании и стать специальной темой профессионального обсуждения. Будущая нормативно-правовая база для микрофинансовой деятельности и система ее государственного регулирования должны обеспечивать выполнение ее собственных задач, которые, в частности, не совпадают с задачами банковского сектора и задачами поддержания макроэкономического равновесия10.

Проблемы финансирования начинающих предприятий

Принято считать, что факторы, определяющие интенсивность процесса рождения новых предприятий и их выживание, не вполне поддаются анализу, поскольку этот процесс характеризуется значительной неопределенностью и происходит под влиянием очень разнородных причин11. Один из возможных способов видения финансовой стороны этого процесса был предложен теорией экономической информации. Эта теория обращает внимание на проблему асимметричности информации, возникающую в тот момент, когда начинающий предприниматель пытается получить внешнее финансирование. Начинающие предприниматели не имеют кредитной истории, и это затрудняет для потенциальных источников финансирования оценку их заявок.

Тем не менее, некоторые принципиальные выводы могут быть сформулированы как из теории, так и на основе практических наблюдений, и это позволяет говорить о практически полезных решениях.

Во-первых, трудности и риски, связанные с «рождением» предприятия, а также нужный для этого капитал могут поначалу быть очень невелики, в особенности для микробизнеса. Далее этот бизнес может развиваться, постепенно накапливая и свою кредитную историю. Отсюда следует, что «рождаемость» предприятий увеличивается, если нагрузка на вновь создаваемый микробизнес (налоговая, административная, рентная и проч.) невелика. Поэтому такая нагрузка должна быть минимальной – а в идеальном случае нулевой.

Полезным может оказаться не только нормативно-правовой, но и программный подход. На практике одним из успешных вариантов здесь оказываются проекты «менторской» поддержки12, когда к начинающему предпринимателю прикрепляют консультанта, который является не специалистом в какой-то отдельной области (юрист, бухгалтер, маркетолог и т.р.), а имеет значительный опыт именно в качестве предпринимателя (желательно, именно в данной области). В частности, поддержка «ментора» позволяет уменьшить сложность проблем, связанных с асимметричностью информации. Заметим, что такой подход непосредственно граничит с другой известной формой начального финансирования предприятий – с участием так называемых «бизнес-ангелов».

В более долгосрочном плане, видимо, наибольшее значение имеют факторы, имеющие к финансовой системе менее прямое отношение. Традиционно во всем мире финансирование стартующих (и не имеющих кредитной истории) предприятий осуществляется за счет личных средств самого предпринимателя, либо путем привлечения займов на неформальной основе (у друзей, родственников и т.п.), либо в виде венчурных инвестиций в долю собственности. Соответственно, на макроэкономическом и государственном уровне финансовые факторы «рождаемости» предприятий оказываются связанными, во-первых, с уровнем доходов и сбережений населения и, во-вторых, с уровнем развития судебно-правовой системы. На социальном уровне важными факторами оказывается тип внутрисемейных и родственных отношений, а также отношений внутри других малых социальных групп.

Тенденции и возможности развития венчурного финансирования в России

Венчурное финансирование представляет собой специфическую разновидность финансирования стартующих предприятий, как правило, высокотехнологичных. Венчурный капиталист обычно вкладывает свои средства не непосредственно в компанию, а в ее акционерный капитал, другую часть которого составляет интеллектуальная собственность основателей новой компании.

Имеется успешный опыт ряда малых российских инновационных компаний, но все же в целом инновационная составляющая в малом бизнесе невелика. Однако картина драматически меняется, если относить к инновациям все те решения, которые ранее никто не внедрял на российском рынке13.

Все же чаще всего российские изобретения превращаются в товар за рубежом, где существуют более благоприятные условия и соответствующая инфраструктура. Затем новые владельцы перепродают либо интеллектуальную собственность, либо созданное на ее базе малое предприятие. Отсутствие инновационной инфраструктуры приводит к тому, что в России инновационный предприниматель может самостоятельно выйти на рынок только с очень небольшими усовершенствованиями уже существующего продукта14. Поэтому наиболее успешной формой коммерческой реализации прикладных научных разработок является поиск в России по заказам крупных международных корпораций недостающих технологических решений для создания ими новых продуктов (т.е. работа на уже существующий спрос, а не исходя из предложения имеющихся разработок)15.

В России с середины 1990-х годов действуют организации16 и частные лица («бизнес-ангелы»17), относящие себя к сфере венчурного финансирования. В последнее время этот сектор быстро развивается. Однако фактически деятельность многих венчурных фондов ближе к прямым инвестициям (private equity). Соответствующие институты — это преимущественно «фонды поздних стадий», где главными объектами вложений являются достаточно зрелые компании со сложившимися рынками, нуждающиеся в дополнительных среднесрочных инвестициях. Основной причиной такого положения дел является продолжающийся бум потребительского рынка и наличие на нем незанятых ниш.

Развитие сектора инновационного бизнеса и венчурного финансирования обусловлено рядом факторов:

  • недостаточная открытость научных учреждений, отсутствие инфраструктуры поиска нужных научных разработок
  • недостаточная информированность разработчиков о работе венчурных фондов и имеющихся источниках финансирования
  • профессиональная и психологическая неподготовленность научных работников к взаимодействию с предпринимателями и венчурными инвесторами
  • отсутствие в стране механизмов по защите интеллектуальной собственности и прав миноритарных собственников
  • неблагоприятная система налогообложения
  • неразвитость систем вовлечения национального долгосрочного капитала в рынок (пенсионной, страховой)
  • относительно неблагоприятный инвестиционный климат, особенно с точки зрения долгосрочных инвестиций
  • дефицит профессионалов в области инновационного менеджмента
  • отсутствие механизмов размещения акций малых инновационных компаний

Дополнением и отчасти заменой рынка инновационных малых предприятий является деятельность крупных компаний, которые вкладывают средства в инновационные проекты, направленные на развитие собственного производства.

Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) в настоящее время создает несколько государственно-частных венчурных фондов объемом $10–50 млн. каждый. Из этих средств 25% будет поступать из федерального бюджета, 25% — из регионального бюджета, 50% от частных инвесторов. По ряду параметров эти фонды можно отнести к сектору прямых инвестиций (private equity), они не слишком приспособлены для финансирования начинающих компаний или высокотехнологического бизнеса. В то же время, могут решить задачу по обеспечению деньгами быстрорастущих предприятий. Можно предположить, что функцией этих фондов призвано стать удовлетворение запросов компаний-участников особых экономических зон.

Другим направлением политики МЭРТ является создание в ряде регионов России технопарков, которые предусматривают как развитие соответствующей инфраструктуры, так и тесную кооперацию с научными учреждениями. Это может способствовать развитию инфраструктуры сотрудничества науки и бизнеса, лучшему взаимопониманию научных работников и предпринимателей. Привлечение инвестиций на фондовом рынке

В настоящее время в России проводится организационная работа, направленная на создание возможностей для относительно небольших инновационных и быстро растущих компаний привлекать инвестиции на фондовом рынке.

Небольшим и относительно новым компаниям гораздо труднее выйти на фондовый рынок, чем крупным, давно работающим и хорошо известным. Поэтому на фондовых биржах многих стран созданы специализированные площадки – секторы инновационных и быстрорастущих компаний (ИРК), где для них создаются более простые и удобные режимы работы. Наиболее известными площадками такого рода является NASDAQ и AIM (Alternative Investment Market) на Лондонской фондовой бирже.

Аналогичные площадки созданы в 2006 г. и на российских фондовых биржах ММВБ и РТС. В этот сектор могут попасть компании с капитализацией от 100 миллионов до 5 миллиардов рублей, а также компании, удовлетворяющие некоторому набору других критериев – относящиеся к сфере инновационного бизнеса и/или растущие не менее, чем на 20% в год. При этом для данного типа компаний установлены упрощенные процедуры эмиссии ценных бумаг, в частности касающиеся истории компании. Что касается требований по раскрытию информации, подходы ММВБ и РТС существенно различаются: ММВБ устанавливает для данного типа компаний более жесткий режим, в то время, как подход РТС ориентирован на компании не только с малой капитализацией, но и с ограниченными возможностями по раскрытию информации. В обоих случаях в качестве главных целей указывает формирование условий для эффективного привлечения инвестиций этими компаниями, создание предпосылок для массовых IPO и решение задач венчурного финансирования в стране.

Вследствие повышенной рискованности операций для работы на новом рынке будут допущены только квалифицированные инвесторы. Кроме того, аналогично практике AIM будет создан институт листинговых агентов – финансовых консультантов, которые будут играть роль гарантов по раскрытию информации компаниями-эмитентами18.

Создание таких площадок связано не только с прямой экономической необходимостью, но и стремлением прекратить отток IPO российских эмитентов на западные рынки. В прошлом году из 13 российских компаний, осуществивших IPO на общую сумму $4,5 млрд., 4 использовали площадку альтернативных инвестиций Лондонской фондовой биржи (AIM). Кроме того, спрос на подобные услуги будет обеспечиваться новыми требованиями ФСФР по размещению российскими эмитентами не менее 30% новых эмиссий на внутреннем рынке.

По мнению специалистов, организация в России стартовых площадок для IPO небольших компаний позволит создать условия для привлечения инвестиций с использованием механизмов фондового рынка, в том числе как альтернативу различных «серых» схем инвестирования. Дальнейшие проблемы будут связаны, с одной стороны, с необходимостью создания нормативно-правовой основы для «усеченного» раскрытия информации компаний, приходящих на альтернативную биржевую площадку. Кроме того, ограниченное раскрытие информации объективно повышает инвестиционные риски, поэтому в случае массового выхода на IPO малопрозрачных и низколиквидных эмитентов, участники рынка столкнутся с затруднениями при определении их инвестиционной привлекательности.19 Впрочем, по мнению ряда экспертов, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать массового IPOb.

Основные направления и инструменты развития рынка финансовых услуг для малых предприятий

Имеется ряд возможных направлений развития рынка финансовых услуг для малых предприятий. Соответствующие результаты могут быть достигнуты в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

Возможные задачи на краткосрочный период

    Тиражирование успешного опыта по принципу франчайзинга и/или путем государственных инвестиций в создание аналогичных программ и организаций.
  • Уточнение величин кредитных рисков и разработка более адекватной классификации заемщиков.
  • Предоставление гарантий органами власти или крупными предприятиями.
  • Повышение эффективности операций с заложенным имуществом, развития нормативно – правовой базы о залоге, в том числе принятие федерального закона о залоге движимого имущества.
  • Создание благоприятных налоговых режимов для инновационных предприятий: отмена двойного налогообложения инновационных предприятий, налоговые каникулы на время осуществления инновационного проекта, снижение налогооблагаемой базы на сумму расходов на НИОКР.
  • Развитие механизмов размещения акций инновационных предприятий.

Возможные задачи на среднесрочный период

  • Оптимизация политики ЦБ и других надзорных организаций.
  • Развитие системы кредитных бюро и накапливание кредитных историй.
  • Стимулирование партнерств для получения кредитов, разработка типовых подходов и нормативной базы для стимулирования системы «менторских» организаций, которые имели бы прозрачную отчетность, накапливали свои кредитные истории, и к кому другие предприятия могли обращаться как к партнерам за помощью в получении кредитов.
  • Привлечение более дешевых источников рефинансирования, в частности путем создания пулов (партнерств) розничных (малых) кредитных организаций для выхода на внешние финансовые рынки.
  • Уменьшение трудоемкости розничных кредитных операций на основе скорринговых систем.
  • Уменьшение рисков на основе страхования
  • Стимулирование развития двухуровневой системы кредитной кооперации.

Возможные задачи на долгосрочный период

  • В долгосрочном плане развитие финансового и фондового рынка России, и в частности рынка услуг для малых и средних предприятий, будет определяться решением основных задач создания институтов современной экономики и общества. Сюда относится создание эффективной судебной системы, пенсионная реформа, жилищная реформа, а также создание более сбалансированной структуры доходов и собственности населения и юридических лиц.

 


 

1 Работа выполнена по заказу Российского микрофинансового центра за счет технической помощи по договору с FINCA International, Inc.

2 См., например, Интернет-страницу Торгово-промышленной палаты РФ www.tpprf.ru

3 Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. - Ресурсный центр малых предприятий, 2003

4 Banking in CEE and the role of international players. – Bank of Austria. 2006

5 Banking in CEE …

6 http://www.rbp.ru/news/?uid=6274

7 www.raexpert.ru

8 www.rmcenter.ru

9 Тенденции развития рынка небанковского микрофинансирования в России (2003-2004 гг.) – М., 2006

10 Кредитование малого бизнеса в России и Германии. – М., 2005.

11 Enterprise and Small Business. Principles, Practice and Policy. – Pearson Education, 2000.

12 Там же

13 "В плане оригинальных разработок российские компании, в том числе и IT, конечно, отстают как от западных, так и от азиатских конкурентов,– отмечает старший вице-президент компании 'Корбина-Телеком' Александр Малис.– Но если относить к инновациям те решения, которые ранее никто не внедрял на российском рынке, то можно сказать, что инновационная составляющая в бизнесе российских высокотехнологичных компаний очень велика – 80-90%". - "Коммерсант", 26.04.2006

14 См. интернет-страницу ОАО «Силэн» http://www.chiefgroup.ru/about.htm

15 www.phlburg.com

16 См. Интернет-страницу Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) http://www.rvca.ru/

17 См. интернет-страницу Московской сети бизнес-ангелов http://www.business-angels.ru/

18 Прямые инвестиции. - №9, 2006

19 http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=59722

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости