В последнее время положение с реализацией реформы технического регулирования становится все более критическим.
От Правительства не внесено ни одного проекта технического регламента. На 11 внесенных в Думу инициативных проектов уже более полугода не представляются официальные отзывы, что блокирует нормальную законодательную процедуру.
Против реформы развернута массированная PR-компания. Публикуются статьи, заведомо искажающие суть реформы и причины ее торможения. Руководству страны направляются письма аналогичного содержания с требованиями остановить реформу или пересмотреть ее концепцию.
Ситуация усугубляется попытками внести в Закон о техническом регулировании поправки, сводящие реальный эффект от реформы к минимуму, а то и вовсе ее прекращающие. Делаются попытки провести эти поправки кулуарно, в обход профильных комиссий Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства, без представления необходимых обоснований и их публичного обсуждения.
Суть этих поправок сводится к следующему.
В противоречие с Конституцией РФ, положениями Посланий Президента РФ, концепцией реформы и мировой практикой предлагается ограничить или вовсе исключить возможность законодательной инициативы по принятию обязательных требований федеральными законами.
Из реформы предлагается вывести регулирование безопасности процессов (оставив лишь требования, связанные с продукцией) что делает реформу половинчатой, полностью останавливая ее реализацию в отношении важнейшей части технического регулирования.
К этим фундаментальным поправкам, как к локомотиву, пристегивается целый ряд «мелких» поправок, откровенно преследующих финансово-организационные интересы ведомств и связанных с ними структур, что также противоречит сути реформы технического регулирования и принципам административной реформы:
– открывается возможность приватизации государственных полномочий по аккредитации (что было отвергнуто Правительственной комиссией);
– из числа уже аккредитованных органов по непонятным основаниям будут отбираться «уполномоченные» на подтверждение соответствия регламентам;
– отменяется какое-либо регулирование расценок на эти работы со стороны государства;
– отмена ратификации международных соглашений в области технического регулирования позволит Ростехрегулированию и иным ведомствам вводить обязательные нормы в России своими двусторонними актами, например, с Госстандартом Белоруссии;
– технические комитеты (общественные структуры) еще более подчиняются все той же госструктуре – Ростехрегулированию;
– подрывается статус технических регламентов как документов прямого действия.
Для восполнения дефицита информации считаем необходимым довести до сведения общественности и лиц, принимающих решения, ряд информационно-аналитических материалов, касающихся сути предлагаемых поправок и отношения к реформе в целом. Эти документы содержат тщательный и аргументированный анализ предлагаемых поправок, опровергающий утверждения о том, что эти поправки не разрушают концепцию начатых преобразований и соответствуют мировой практике.
При оценке результатов реформы считаем необходимым исходить из того, что она жизненно необходима для снятия барьеров экономического роста и инновационного развития, перехода от ресурсодобывающей к высокотехнологичной стратегии развития, преодоления технологического отставания, борьбы с коррупцией.
Основные мотивы реформы обозначены в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 2002-2005 гг.: «Ведомственное нормотворчестве является главным тормозом в развитии предпринимательства»; «Бюрократию надо не уговаривать умерить свои аппетиты, а директивно ограничивать». «В наши планы не входит передача страны в руки некомпетентной, коррумпированной бюрократии».
На решение этих задач нацелены главные принципы реформы:
- переход от ведомственного нормотворчества к законодательному установлению обязательных требований;
- включение в обязательные требования только основных норм по безопасности продукции и производственных процессов; перевод детализированных и обновляемых конструкционных и технологических решений в добровольную сферу (стандартизация);
- максимальное включение предпринимательского и научного сообщества в разработку технического законодательства.
Правительственной комиссией по техническому регулированию в течение более года работы был подготовлен взвешенный пакет поправок, в целом не противоречащий концепции реформы. В основе своей именно этот пакет поправок принят Государственной Думой в первом чтении. Считаем принятие этих многократно обсужденных и согласованных поправок более чем достаточным для корректировки Закона на этапе до принятия первых технических регламентов и появления правоприменительной практики.
В приложении содержатся следующие материалы:
О принятии технических регламентов федеральными законами
Об исключении процессов из сферы технического регулирования. Анализ аргументации, законопроектных предложений и последствий их принятия
Об исключении процессов из сферы технического регулирования. Краткий анализ аргументации, законопроектных предложений и последствий их принятия
Об арбитражной практике ВТО в связи с регулированием процессов. Анализ типового прецедента