Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»

Файлы

В последнее время положение с реализацией реформы технического регулирования становится все более критическим.

От Правительства не внесено ни одного проекта технического регламента. На 11 внесенных в Думу инициативных проектов уже более полугода не представляются официальные отзывы, что блокирует нормальную законодательную процедуру.

Против реформы развернута массированная PR-компания. Публикуются статьи, заведомо искажающие суть реформы и причины ее торможения. Руководству страны направляются письма аналогичного содержания с требованиями остановить реформу или пересмотреть ее концепцию.

Ситуация усугубляется попытками внести в Закон о техническом регулировании поправки, сводящие реальный эффект от реформы к минимуму, а то и вовсе ее прекращающие. Делаются попытки провести эти поправки кулуарно, в обход профильных комиссий Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства, без представления необходимых обоснований и их публичного обсуждения.

Суть этих поправок сводится к следующему.

  1. В противоречие с Конституцией РФ, положениями Посланий Президента РФ, концепцией реформы и мировой практикой предлагается ограничить или вовсе исключить возможность законодательной инициативы по принятию обязательных требований федеральными законами.

  2. Из реформы предлагается вывести регулирование безопасности процессов (оставив лишь требования, связанные с продукцией) что делает реформу половинчатой, полностью останавливая ее реализацию в отношении важнейшей части технического регулирования.

  3. К этим фундаментальным поправкам, как к локомотиву, пристегивается целый ряд «мелких» поправок, откровенно преследующих финансово-организационные интересы ведомств и связанных с ними структур, что также противоречит сути реформы технического регулирования и принципам административной реформы:

    – открывается возможность приватизации государственных полномочий по аккредитации (что было отвергнуто Правительственной комиссией);

    – из числа уже аккредитованных органов по непонятным основаниям будут отбираться «уполномоченные» на подтверждение соответствия регламентам;

    – отменяется какое-либо регулирование расценок на эти работы со стороны государства;

    – отмена ратификации международных соглашений в области технического регулирования позволит Ростехрегулированию и иным ведомствам вводить обязательные нормы в России своими двусторонними актами, например, с Госстандартом Белоруссии;

    – технические комитеты (общественные структуры) еще более подчиняются все той же госструктуре – Ростехрегулированию;

    – подрывается статус технических регламентов как документов прямого действия.

Для восполнения дефицита информации считаем необходимым довести до сведения общественности и лиц, принимающих решения, ряд информационно-аналитических материалов, касающихся сути предлагаемых поправок и отношения к реформе в целом. Эти документы содержат тщательный и аргументированный анализ предлагаемых поправок, опровергающий утверждения о том, что эти поправки не разрушают концепцию начатых преобразований и соответствуют мировой практике.

При оценке результатов реформы считаем необходимым исходить из того, что она жизненно необходима для снятия барьеров экономического роста и инновационного развития, перехода от ресурсодобывающей к высокотехнологичной стратегии развития, преодоления технологического отставания, борьбы с коррупцией.

Основные мотивы реформы обозначены в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 2002-2005 гг.: «Ведомственное нормотворчестве является главным тормозом в развитии предпринимательства»; «Бюрократию надо не уговаривать умерить свои аппетиты, а директивно ограничивать». «В наши планы не входит передача страны в руки некомпетентной, коррумпированной бюрократии».

На решение этих задач нацелены главные принципы реформы:

- переход от ведомственного нормотворчества к законодательному установлению обязательных требований;

- включение в обязательные требования только основных норм по безопасности продукции и производственных процессов; перевод детализированных и обновляемых конструкционных и технологических решений в добровольную сферу (стандартизация);

- максимальное включение предпринимательского и научного сообщества в разработку технического законодательства.

Правительственной комиссией по техническому регулированию в течение более года работы был подготовлен взвешенный пакет поправок, в целом не противоречащий концепции реформы. В основе своей именно этот пакет поправок принят Государственной Думой в первом чтении. Считаем принятие этих многократно обсужденных и согласованных поправок более чем достаточным для корректировки Закона на этапе до принятия первых технических регламентов и появления правоприменительной практики.

В приложении содержатся следующие материалы:

О принятии технических регламентов федеральными законами

Об исключении процессов из сферы технического регулирования. Анализ аргументации, законопроектных предложений и последствий их принятия

Об исключении процессов из сферы технического регулирования. Краткий анализ аргументации, законопроектных предложений и последствий их принятия

Об арбитражной практике ВТО в связи с регулированием процессов. Анализ типового прецедента

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости