Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Развитие газотранспортной системы

Файлы

(Из материалов IV Ежегодного международного форума "ГАЗ РОССИИ 2006")

В своем выступлении я хотел бы остановиться на некоторых перспективах и особенностях развития российской газотранспортной системы в ближайшие два-три десятилетия. В настоящее время, помимо потребителей Российской Федерации газ, добываемый на территории России, получают 24 европейских государства и его доля в европейском газопотреблении приближается к 30%. В ближайшие два десятилетия в Европейских странах прогнозируется рост спроса на газ и к 2020 году суммарное газопотребление европейских стран может возрасти в 1,5 раза и достичь более 800 млрд.куб.м.

Учитывая растущее газопотребление на внутреннем и внешнем рынках, Газпром наращивает и впредь намерен системно наращивать добычу газа и поставку его потребителям. В 2003 году мы добыли 540 млрд. куб. м газа, в 2005 году - 548 млрд., в 2006 году ожидаем 551 млрд. куб. м газа, а к 2020 году Газпром будет добывать свыше 590 млрд. куб. м газа в год.

Для транспортировки добываемого газа Россия располагает развитой газотранспортной системой, которая находится в состоянии постоянного структурного преобразования в соответствии со стратегическими задачами и потребностями отрасли. Развитие системы связано с наращиванием и упорядочиванием ресурсной базы, с увеличением экспортных поставок и импорта газа, а также с необходимостью повышения надежности газоснабжения потребителей на территории Российской Федерации и за ее пределами.

В настоящее время реализуется целый ряд крупных проектов. Это - завершение строительства газопроводов Заполярное-Уренгой, "СРТО - Торжок" и участка "Торжок-Белосток" системы Ямал-Европа, начато строительство Северо-Европейского газопровода.

Начиная с 2005 г. газотранспортная система России вступила в новый этап своего развития, характеризующийся:

  • предельной загрузкой действующих газотранспортных мощностей;

  • сниженной на отдельных участках по отношению к проекту технически возможной производительностью;

  • необходимостью выполнения значительных объемов по реконструкции и капитальному ремонту, как накопившихся в предшествующие периоды, так и связанных с естественной деградацией мощностей ГТС.

В то же время, продолжающееся падение добычи газа на базовых месторождениях севера Западной Сибири (Уренгой, Ямбург, Медвежье) требует освоения новых газоносных регионов и соответственно создания новых газотранспортных коридоров, с помощью которых газ будет выводиться в Центр.

Основные цели, задачи и приоритеты развития газовой промышленности определены государственным документом "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года", утвержденным Правительством РФ в августе 2003 г.

Энергетическая стратегия РФ предусматривает формирование до 2020 г. двух новых газодобывающих регионов:

  • на полуострове Ямал и прилегающих шельфах арктических морей;

  • в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с шельфом дальневосточных морей.

Новые регионы перспективной газодобычи будут играть различную роль в развитии газотранспортной системы и газовой отрасли России в целом.

Освоение Ямала является практически безальтернативным способом компенсации падения добычи газа на существующих уникальных месторождениях Надым-Пур-Тазовского региона и обеспечения устойчивого газоснабжения Европейской части страны. Газотранспортные системы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в основном предназначены для снабжения местных потребителей и экспорта в страны Азиатско - Тихоокеанского Региона. Рассматриваются варианты сооружения газопровода, связывающего газотранспортную систему Восточной Сибири, Дальнего Востока с ЕСГ.

В связи с освоением ресурсов газа полуострова Ямал потребуется сооружение к 2030 году мощной газотранспортной системы с годовой производительностью более 300 млрд.м3. Тяжелые природно-климатические условия полуострова Ямал и прилегающих территорий, отдаленность данных районов добычи от районов распределения и потребления газа, конечно, они предопределяют исключительно высокие затраты на добычу и высокие затраты на транспортировку ямальского газа.

Для строительства новых газопроводов будут использоваться современные проектно-технологические решения, которые обеспечивают:

  • повышение рабочего давления, к примеру, уже Ямальский коридор это рабочее давление будет порядка 120 атмосфер,

  • будут применяться трубы для магистральных газопроводов преимущественно с внутренним гладкостным покрытием, которые дают значительную экономию газа на собственные нужды;

  • будут применяться самые современные газоперекачивающие агрегаты повышенной экономичности, надежности, уже с оптимизированными компоновочными решениями, и причем, большей мощности, чем сегодня это в традиционном транспорте. К примеру, на портовой компрессорной станции Северо-Европейского газопровода мы уже рассматриваем варианты 50 МВт машин.

Новая система газопроводов с полуострова Ямал, конечно, будет создаваться как раз на базе вот такой высокоэффективной газотранспортной технологии. И должна стать ключевым звеном Единой Системы Газоснабжения России, в котором будут сосредоточены самые передовые и перспективные технические и технологические решения. Создание нового Ямальского газотранспортного коридора, не только позволит нам обеспечить вывод ямальского газа, но и будет служить средством повышения надежности и устойчивости работы Единой Системы Газоснабжения России, и соответственно, повышения энергобезопасности государства. В Газпроме уже принято решение о переходе к инвестиционной фазе реализации этого проекта.

Более подробно хотелось довести до вашего сведения информацию по важнейшему международному проекту, который мы уже реализуем, - это Северо-Европейский Газопровод или "Nord Stream". К этому газопроводу мы предъявляем особые требования, продиктованные его стратегическим и геополитическим положением. Газопровод включает в себя и сухопутную часть, и морскую часть. При его проектировании уже применялись самые перспективные технические решения, опробованные в мировой практике, как в части обоснования параметров технологического оборудования, так и в части техники, технологии строительства, создания и реализации всех объектов данного проекта.

В техническом плане проектирование и строительство Северо-Европейского Газопровода не содержит труднопреодолимых научно-технических проблем. Сухопутная часть будет выполнена на основе российского промышленного потенциала. Для строительства участка от компрессорной станции "Портовая", подводный переход через Балтийское море и терминал приёма газа на территории Германии будут привлекаться международные партнёры.

Наиболее сложная часть данного проекта - это, конечно, морской участок газопровода. Из параметров, приведенных в презентации, видно, что аналогов столь масштабных проектов газопроводов морской прокладки на сегодняшний день, практически, не существует. Однако, хотел бы заметить, что опыт, накопленный нашей компанией при реализации проекта газопровода "Blue Stream" или "Голубой поток" (газопровод из России в Турцию), а также опыт строительства газопровода "Ямал-Европа", дают нам абсолютную уверенность в том, что эта задача будет решена.

Второй крупный район газодобычи - Восточная Сибирь и Дальний Восток с акваторией острова Сахалин. Создание газотранспортной системы в этих районах, конечно, будет способствовать их социально-экономическому развитию, а также развитию экспорта газа по новым направлениям: в Китай, Японию, Корею.

Добыча газа из месторождений морского шельфа острова Сахалин позволит обеспечить потребителей Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев, и осуществить подачу газа на экспорт в Корею, Японию и Китай, в общем объеме где-то около 25 млрд. куб. м/год. Сейчас задействован газопровод от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре и до Хабаровска. Затем, мы предполагаем построить участок газопровода от Хабаровска до Владивостока. Для транспортировки газа из месторождений морского шельфа острова Сахалин до Владивостока протяженность этого газопровода составит более 1600 км.

Теперь еще об одном проекте, который получил старт во время визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Китайскую Народную Республику. Это проект "Алтай", по которому мы сегодня уже довольно интенсивно ведем проработки. Однако в качестве ресурсной базы этого проекта, рассматривается ресурсная база месторождений Надым-Пур-Тазовского региона, то есть месторождений Западной Сибири.

По одному из вариантов реализации данного проекта, газопровод пройдет новой ниткой вдоль газопровода "Уренгой - Сургут - Челябинск" до компрессорной станции "Аганская", далее вдоль газопровода от Нижневартовского газоперерабатывающего завода до Кузбасса, и дальше до компрессорной станции "Новосибирская", и затем уже до границы с Китаем.

Протяженность трассы, которая пройдёт по территории Новосибирской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Томской области и Алтайского края, составит около 2800 км.

Впрочем, протяженность трассы, количество компрессорных станций (сегодня их около 22, но возможно дополнительное расширение, которое будет уточняться проектом). Несколько слов о проекте, который мы планируем начать реализовывать в 2011 году - это освоение Штокмановского месторождения, расположенного в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Запасы месторождения по категории "С1", "С2", утверждённые Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых, составляют 3,7 трлн. куб. м газа и более 31 млн. тонн газового конденсата.

Хотел бы отметить, что, долгое время мы рассматривали возможность предоставления долевого участия в Штокмановском проекте иностранным партнерам. Однако иностранные компании, не смогли предоставить активы, соответствующие объему и качеству запасов Штокмановского месторождения. На сегодня принято решение, что недропользователем Штокмановского месторождения на 100% будет оставаться ОАО "Газпром".

При разработке этого месторождения будут использованы самые современные технологии и технические решения, в том числе и для сжиженного природного газа. В качестве подрядчиков, операторов, наверное, будут привлекаться авторитетные международные компании.

Еще один вид деятельности, который хотелось бы затронуть в контексте развития газотранспортной системы России - это реконструкция и техническое перевооружение. Мы рассматриваем реконструкцию как основной инструмент поддержания действующих газотранспортных мощностей и обеспечения надёжного уровня эксплуатации и безопасности транспорта газа. С 1990 года в "Газпроме" разрабатываются и реализуются пятилетние программы реконструкции. В 2006 году мы завершаем работы в рамках третьей по счету отраслевой "Комплексной программы реконструкции", которая охватывает все технологические комплексы газотранспортной системы. Это касается:

  • линейной части;

  • компрессорных станций,

  • систем энергообеспечения, электрохимзащиты, систем автоматики, телемеханики и технологической связи.

Основные итоги реализации этой программы показаны в презентации.

В сентябре 2006 г. мы закончили формирование "Программы реконструкции объектов транспорта газа на 2007-2010 годы". Данная программа принята Правлением Компании, и является неким обоснованием инвестиций при формировании инвестиционных ежегодных программ ОАО "Газпром". Согласно данной программе, необходимые ежегодные объемы инвестиций в реконструкцию на этот период оцениваются до 100 млрд. рублей в год, при этом мы ожидаем прирост мощности газотранспортной сети на 24 млрд. м3 в год, в том числе на экспортном направлении до 14 млрд. При реализации этой программы потребуется замена довольно большого количества газоперекачивающих агрегатов - около 500 единиц, реконструкция около 5000 км линейной части газопроводов и газораспределительных станций и т.д. Здесь как раз открывается широкий фронт работы для отечественных производителей различного оборудования, применяемого при реализации данного проекта.

Также хотелось бы отметить, сейчас мы не испытываем каких-либо технологических проблем, но единственный вопрос, возникающий при осуществлении всех этих проектов, реализующихся практически в один и тот же период - в 2011-2012 гг., это громадная инвестиционная нагрузка на ОАО "Газпром".

Ежегодно будет необходимо осваивать около 600 млрд. рублей. Поэтому в качестве дополнительных источников финансирования, особенно при реализации реконструкции, мы рассматриваем возможность использования экономических механизмов "Киотского протокола" для привлечения дополнительных инвестиций. Возможности и потенциал снижений эмиссии парниковых газов до 2012 года составляют 86,3 млн. тонн.

Также прорабатываются вопросы и уже осуществляются конкретные шаги по привлечению инвестиций "независимых" производителей газа. Механизмы и регламенты взаимодействия с ними предусматриваются в Законе "О магистральном трубопроводном транспорте", который находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В заключение мне хотелось бы отметить, что по прогнозам Мирового энергетического совета доля России в мировой добыче газа к 2020 году составит не менее 20%, а в объёмах международной торговли газом порядка 30-35 %. Это говорит о том, что на ОАО "Газпром" накладываются дополнительные обязанности в отношении не только потребителей природного газа Российской Федерации, которые должны способствовать созданию надежного фундамента российской экономики, но и сохранения своих позиций на мировом газовом рынке.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости