(Из материалов IV Ежегодного международного форума "ГАЗ РОССИИ 2006")
Главная цель государственной политики в сфере недропользования - это создание оптимальных условий для поисков и разведки месторождений нефти и газа, т.е. для воспроизводства ресурсной базы углеводородов.
Первостепенное место в этом вопросе занимает процесс создания нормативно-правового пространства - ясного, понятного, однозначно трактуемого, чтобы компании-недропользователи получали определенные гарантии и могли рассчитывать финансовые и экономические результаты, вытекающие из этого правового поля.
Вторая важная цель - это обеспечение рационального использования ресурсной базы по углеводородному сырью (здесь, прежде всего, имеется в виду создание программ лицензирования таким образом, чтобы последовательность ввода в эксплуатацию месторождений носила логический и экономически обоснованный характер).
И третье - это обеспечение сбалансированного развития ресурсной базы для удовлетворения потребностей энергетики и экономики страны, включая те программные мероприятия, которые определяются Постановлениями Правительства и Поручениями Президента. В частности, таких важных решений, как строительство трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Например, принято решение, согласно которому необходимо в скором времени довести добычу нефти в Восточной Сибири до 80 миллионов тонн в год, а ресурсная база готова только на 25 миллионов тонн. Поэтому перед нами стоит большая задача по организации процесса поисков и разведки месторождений для обеспечения и выполнения решений Правительства.
Для того, чтобы объяснить насколько велики проблемы ресурсной базы, предлагаю рассмотреть в сравнении ресурсную базу по нефти и по газу. Ресурсы по нефти, если брать на единицу площади, в целом по России отвечают средним мировым показателям, т.е. составляют 12% от мировых. Учитывая, что площадь России занимает 11,4%, мы видим, что это примерно средние показатели по миру. Однако, если сделать расчет по численности населения, то на одного россиянина приходится примерно в 4 раз больше нефти, чем в среднем на одного человека по земному шару. По газу ситуация принципиально иная. Газовый резерв, который дан природой нашей стране, при бережном подходе может использоваться веками.
Изученность ресурсной базы, степень вовлечения ее в производство показана в презентации. По нефти почти половина ресурсной базы уже введена в эксплуатацию, причем введены наиболее крупные и привлекательные с экономической точки зрения месторождения, с хорошими коллекторскими и фильтрационными свойствами системы.
По газу ситуация выглядит более потенциально привлекательной, поскольку в эксплуатацию введено около трети ресурсов, есть что выбирать, и определять направления по введению месторождений в эксплуатацию.
Распределение углеводородного сырья по нефтегазоносным провинциям приведено в презентации. Традиционные территории освоены достаточно хорошо, процесс лицензирования идет полным ходом, государственное регулирование, государственное изучение недр не столь необходимо, как, например, в Восточной Сибири, где в запасы составляют всего 14%, а 86% - ресурсы. Такое же соотношение сохраняется по шельфовым акваториям. Поэтому, на наш взгляд, использование государственного регулирования и изучения недр за счет федерального бюджета является приоритетными.
Одна из основных проблем, касающаяся воспроизводства минерально-сырьевого комплекса, заключается в том, что в последние годы добыча нефти опережает ее воспроизводство. Мы воспроизводим только 50-60% от того объема, который потребляем. Это говорит о том, что в последние годы система государственного изучения недр (а также система недропользования) была недостаточно эффективна, и сейчас, чтобы выровнять эту ситуацию, нам предстоит сделать очень много.
В газовой отрасли ситуация более благоприятная. Благодаря усилиям ОАО "Газпром", в последний год была осуществлена компенсация добытой продукции в полном объеме. Поэтому проблем с воспроизводством природного газа значительно меньше, чем с воспроизводством нефти.
По нефти мы отмечаем существенную проблему - низкий коэффициент нефтеотдачи (по сравнению с другими странами). Двадцать лет назад ситуация была совершенно иная - у России показатели были значительно выше, чем у других стран. Поэтому эти задачи, скорее всего, находятся в сфера государственного регулирования, но есть вопросы и для добывающих компаний.
Показатели выработанности месторождений приведены в презентации, свидетельствуют, что резервы есть, но они не столь велик. К ним относятся ЛеноТунгусская, Ленно-Вилюйская нефтегазовые провинции, в пределах которых будут сосредоточены основные объемы геологических исследований. В тех районах, где освоенность ресурсов высокая, за счет федерального бюджета изучение недр практически не производится.
Следует отметить, что мировое потребление углеводородного сырья будет возрастать. Поэтому проблемы воспроизводства нефти и газа наиболее актуальны.
Одним из инструментов регулирования этого процесса является планомерное лицензирование недр. В современной отечественной истории - в начале 2000-х годов - был период, когда лицензирование недр практически застопорилось. После административной реформы процесс лицензирования недр значительно активизировался. Сейчас ежегодно проводится примерно 200-250 аукционов по новым участкам.
По Долгосрочной государственной программе изучения недр за счет федерального бюджета было выделено всего 20 миллиардов рублей. Кроме того, ведется финансирование по некоторым специальным программам. В 2007 году этот бюджет составит около 20 миллиардов рублей. Естественно, этих средств недостаточно для обеспечения рационального недропользования. Поэтому к реализации этих программ министерство старается привлекать ведущие отечественные энергетические компании.
Механизмов нормативно-правового регулирования и лицензирования недр недостаточно для того, чтобы решить задачи по воспроизводству сырьевой базы, поэтому мы вместе с коллегами из смежных министерств, из Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ участвуем в разработке экономических стимулов. Вот некоторые из них:
введены налоговые каникулы для разработки новых нефтяных месторождений;
введена пониженная ставка НДПИ для истощенных месторождений;
нулевые ставки НДПИ предусматриваются для месторождений Восточной Сибири на начальном этапе освоения;
максимальное снижение НДПИ - до 30% - предусматривается для месторождений, выработанных на 100% по показателям;
нулевые ставки НДПИ распространяются на месторождения, содержащие особо вязкие нефти.
Без принятия мер по воспроизводству запасов углеводородного сырья мы не сможем к 2011 - 2015 годам обеспечить нефтепровод продукцией.
Эта особо важная задача без специальных мер экономического стимулирования решена быть не может. Практика показывает, что такое стимулирование приводит к росту геологоразведочных работ, к росту активности недропользователей. Сейчас у нас около 5-10 заявок на каждый аукцион по Восточной Сибири. Поэтому эти меры экономически эффективны и оправданы.
Ранее геологоразведочным работам в лицензионных соглашениях уделялось недостаточное внимание. В настоящее время Роснедра ведет большую работу по актуализации лицензионных соглашений, которые включают обязательства недропользователей по проведению геологоразведочных работ.
Западная Сибирь в Энергетической стратегии России рассматривается, как регион с прогнозируемой падающей добычей. Результаты геологоразведочных работ, проведенные в последнее время, позволяют свидетельствует о том, что Западная Сибирь имеют большие перспективы нефтегазоносности, которые связаны с более глубокими горизонтами мезозойского комплекса. С гетерогенным палеозойским фундаментом - нижним этажом нефтегазоносности, распространенном на большинстве территорий Западной Сибири, могут быть связаны очень небольшие перспективы. В настоящее время разрабатывается программа геологоразведочных работ в Западной Сибири, которая позволит наметить направления работ и перспективные участки для лицензирования недр.
Сейчас существуют проблемы по повышению инвестиционной привлекательности, которые нам еще не удалось урегулировать. Это процедура предоставления права пользования недрами по факту открытия месторождений. Она неоправданно затянута согласованиями, от которых мы пытаемся уйти. На наш взгляд, усложнен механизм утверждения возмещаемых исторических затрат, так как он не регламентирован по времени - затягивается на год и более, и тоже обременен различными согласованиями. Для ухода от этого механизма, мы разрабатываем соответствующие документы. Требует оптимизации процесс рассмотрения заявок на пользование недрами с целью геологического изучения (как по срокам, так и по обязательствам). Должна быть упрощена процедура предоставления права пользования недрами для целей геологического изучения нижележащей залежи. Вместе с экспертами Государственной Думы РФ мы доработали вариант решения этой проблемы, который находится в стадии рассмотрения.
Тем не менее, нам удалось принять целый ряд документов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности в недропользовании. К ним относятся:
порядок установления факта открытия месторождений полезных ископаемых;
порядок рассмотрения заявок на получение права пользования участками недр при установлении факта открытия;
порядок возмещения расходов государства на поиски и оценку полезных ископаемых при предоставлении права пользования участком недр;
порядок рассмотрения заявок на получение права пользования участками недр для целей геологического изучения;
порядок регистрации работ по геологическому изучению.
Также урегулирован порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации, предоставляемых пользователю участков недр. Определен размер взимания платы за проведение государственной экспертизы запасов. Издана приближенная к международным стандартам новая классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов, на которую нам еще предстоит перейти.
Предстоит большая работа. Ближайшими задачами Министерства являются:
внесение изменений и дополнений в Основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации в 2003 году;
разработка программы по изучению перспектив углеводородных ресурсов более глубоких горизонтов Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, о чем я уже говорил;
внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие предоставление права пользования недрами для целей геологического изучения недр;
организация работ по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части конкретизации порядка и оснований досрочного прекращения права пользования недрами, которая будет осуществляется параллельно с разработкой законопроекта «О недрах» продолжение работ по снижению ставки НДПИ для районов пионерного освоения (в частности, по районам шельфа);
усиление государственного контроля за геологическим изучением и рациональным использованием недр.
Усиление государственного контроля - требование времени. Сейчас эта работа ведется на месторождениях Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа. Со стороны Росприроднадзора предъявляются к недропользователям серьезные претензии в связи с невыполнением требований природоохранного законодательства и технической документации на разработку месторождений.