Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ точек роста доступа к сети Интернет и персональных компьютеров в Российской Федерации

Файлы

Москва 2006

Руководство проектом: Харченко В.А.

Авторы текста:Харченко В.А., Соболь Д.В., , Шамрай А.А., Шеховцов А.О.

Коллектив авторов выражает признательность за предоставленные в рамках проведения исследования материалы и оказанное содействие директору корпорации Intel по связям с правительственными организациями в России и СНГ Д.А. Гудыму, представителю корпорации Microsoft по связям с органами государственной власти в России и СНГ К.В.Смирнову, советнику отдела по обеспечению взаимодействия с федеральными органами государственной власти Аппарата Государственной Думы А.С. Белову, начальнику отдела государственных и региональных программ Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России Н.С. Яцеленко, заместителю начальника отдела регулирования информационных технологий в государственном управлении Минэкономразвития России Н.А. Скороваровой и ведущему советнику отдела регулирования информационных технологий в государственном управлении Минэкономразвития России О.Б. Паку.

Данное издание подготовлено на основе результатов проекта, выполненного по заказу Intel, и публикуется в целях общественного обсуждения

Опубликовано в 2006 г.

© 2006, авторские права принадлежат корпорации Intel, АНО «НИСИПП», коллективу авторов.

Все права защищены

Вступительное слово

Программы государственного содействия компьютеризации в последние годы получили широкое распространение в большинстве европейских стран, включая Германию, Францию, Румынию и Турцию, а также в других регионах мира, в частности, в таких странах как Бразилия и Объединенные Арабские Эмираты. Причина такой популярности вполне понятна – правительства большинства стран осознают, что конкурентоспособность страны в глобальной экономике неразрывно связана с использованием интеллектуального потенциала ее граждан. Первостепенную важность приобретает наличие в стране не сырьевых ресурсов, а ресурсов интеллектуальных. Понимание этого факта в свою очередь стимулирует правительства к системной работе в области развития фундаментального образования, пригодного для создания экономической стоимости в условиях постиндустриальной экономики, а также наиболее востребованных знаний и навыков.

В своем послании Федеральному собранию, состоявшемся 10 мая 2006 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «...в условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами». Глава государства также признал необходимость «стимулирования роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций». По его словам «Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг». Еще ранее, в начале 2006 года Президент в Новосибирске сказал, что развитие информационных технологий в РФ по праву может стать еще одним национальным проектом.

Но выполнение поручения Президента Российской Федерации может столкнуться с рядом трудностей без соответствующего развития у граждан Российской Федерации навыков владения передовыми информационными технологиями. Это подтверждается выводами Британской конфедерации промышленников, которая заключила, что в ближайшие несколько лет 85% специальностей будут требовать от работников знаний и навыков владения компьютерной техникой. В России же проникновение компьютеров в домохозяйства в среднем по стране составляет лишь около 12%, а проникновение Интернет – немногим более 22%.

Что это означает? В первую очередь, это означает невысокую конкурентоспособность России в глобальной экономике. Особую актуальность эта проблема приобретает в преддверии вступления России в ВТО. Представляется очевидным, что без системной работы над развитием знаний и навыков граждан в сфере информационных технологий Россия рискует опоздать занять достойное место в мировой системе разделения труда и остаться страной, экспортирующей сырьевые ресурсы и продукты с низкой добавленной стоимостью. Знания и навыки в сфере информационных технологий становятся нужными не только для снижения издержек и повышения эффективности производства товаров и услуг в традиционных отраслях, они также являются ключевым фактором при создании новых товаров и услуг в инновационных отраслях.

Компания Intel работает в России уже более 15 лет. Акцент в работе Intel в России ставится на осуществление исследований и разработок. За последние 5 лет корпорация инвестировала в образовательные программы в России 10 млн долларов. Intel видит Россию не как «второй Китай» или «вторую Индию», а как новую Россию, уникальную страну с большим интеллектуальным потенциалом и таким сильным сравнительным конкурентным преимуществом как фундаментальное образование высокого качества (одно из лучших в мире). Обладая значительным количеством экспертов во многих странах мира, Intel имеет возможность сравнивать действия России и действия остальных стран, направленные на преодоление «цифрового неравенства».

В предлагаемом вашему вниманию издании авторы представляют основные результаты анализа следующих ключевых вопросов:

  • что правительства развитых стран сделали для сокращения «цифрового неравенства» и увеличения компьютеризации граждан?
  • что делается в этой сфере в России?
  • чему не уделяется необходимого внимания?
  • что может быть сделано в дальнейшем при участии органов государственной власти и бизнеса?

Гудым Д.А.
директор Intel по связям
с правительственными
организациями в России и СНГ


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Анализ данных о проникновении ПК и Интернета в Российской Федерации

2.1. Данные о проникновении населения в сеть Интернет в Российской Федерации

2.2. Данные о проникновении ПК в Российской Федерации

2.3. Выводы

3. Анализ современных законодательных инициатив, направленных на стимулирование использования ПК и Интернета в Российской Федерации

3.1. Бурный рост ИКТ в России

3.2. В России некому оказывать услуги «электронного правительства»

3.3. Федеральный закон «О связи» и универсальные услуги связи

3.4. Проект «КиберПочт@» и пункты коллективного доступа в Интернет

3.5. Интернет-киоски

3.6. Публичные библиотеки

3.7. Приоритетные национальные проекты «Образование» и «Доступное и комфортное жилье»

3.7.1. Национальный проект «Образование»

3.7.2. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье»

3.8. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»

3.9. Выводы

4. Существующие методы поддержки и стимулирования компьютеризации населения

4.1. Зарубежный опыт популяризации компьютеров среди населения

4.2. Приведенный доход государства от реализации программы GAPP

4.3. Компьютеры, «доступные по цене»

4.4. Пример организации эффективного взаимодействия власти и бизнеса: немецкая «Инициатива D21»

4.5. Бизнес-инициативы по стимулированию проникновения ИКТ в России

4.5.1. Инициатива Microsoft FlexGo

4.5.2. Содействие компьютеризации через обеспечение благоприятствования в кредитовании посредством принятия на себя государством части рисков (на примере компьютеризации студентов Санкт-Петербурга)

5. Заключение

Список использованных в исследовании источников

Приложение 1. Проникновение Интернета в России в динамическом и региональном срезе

Приложение 2. Основные направления политики Российской Федерации на 2006-2008 годы и место ИКТ в их реализации

Приложение 3. Услуги, предоставляемые в рамках проекта «КиберПочт@». Техническое оснащение пунктов коллективного доступа

Приложение 4. Содействие компьютеризации через использование пунктов коллективного доступа в Интернет (на примере Белгородской области)

Приложение 5. Закон Румынии «О финансовой помощи, предоставляемой для приобретения компьютеров» Информация о Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства


ВВЕДЕНИЕ

Настоящий аналитический отчёт подготовлен Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в рамках реализации проекта «Анализ точек роста доступа к сети Интернет и персональных компьютеров в Российской Федерации» по заказу корпорации Intel.

В настоящем отчёте проанализировано текущее состояние в области проникновения доступа к сети Интернет и персональных компьютеров в Российской Федерации, описаны основные действующие государственные проекты, стимулирующие проникновение доступа к сети Интернет и персональных компьютеров в России, выделены основные точки роста в данных направлениях, а также разработаны предложения по тем направлениям роста, в которых на уровне государства, по нашему мнению, не реализовано мер, необходимых для формирования в России «электронного государства».

В ходе реализации проекта были использованы документы, содержащиеся в правовых системах «Гарант» и «Консультант», материалы, содержащиеся в открытых источниках (газеты, журналы, официальные сайты органов государственной власти в сети Интернет), а также отчеты по итогам аналитических исследований российских и зарубежных компаний.

Цели данного исследования

Основной целью данного исследования является стимулирование государственной и политической деятельности, направленной на:

  • повышение активности участия Российской Федерации в международных постиндустриальных экономических процессах;

  • предоставление равного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям для всех граждан России независимо от их территориальной расположенности, социальной принадлежности, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям;

  • проведение сбалансированного курса построения «электронного государства», ориентированного на обеспечение эффективного взаимодействия органов власти и гражданского общества;

  • социально-справедливое обеспечение конституционных прав граждан России на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Целевая аудитория

Аудиторией данного исследования являются:

  • органы государственной власти (федеральные, региональные) и органы местного самоуправления;

  • представители политических элит, оказывающие влияние на принятие решений в области расходования бюджетных средств при построении в России «электронного государства», а также участвующие в формировании стратегии и политики распространения цифровых технологий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

  • руководители высшего звена компаний отрасли информационно-коммуникационных технологий, стремящихся к сотрудничеству с правительственными организациями в целях ускорения процесса повсеместного внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Кроме того, они дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы.

Сегодня опережающее развитие информационных технологий – это ярко выраженная тенденция развития мировой экономики. Кроме того, развитие ИКТ является базой для обеспечения демократических свобод граждан. Свободный доступ и обмен информацией – необходимое условие демократического развития любого общества.

Согласно исследованию, проведенному компанией «Gov3» по заказу корпорации Intel1, использование персонального компьютера именно в домашних условиях в наибольшей степени позволяет реализовать большинство социальных и экономических преимуществ, обеспечиваемых информационными и коммуникационными технологиями:

  • из 10 пользователей Интернета в 2003 году в Америке каждые 9 подключались к Сети ежедневно. Из пользователей, имевших доступ к Интернету вне дома, таким образом поступали только 4 из 10.

  • Благодаря этому пользователям домашних ПК доступно большее количество преимуществ. Исследование, проведенное в Великобритании в 2004 году, показало, что из числа сотрудников, купивших домашний ПК с помощью правительственной субсидируемой программы:

    • 61% приобрели продвинутые навыки управления информационными технологиями;

    • 65% более уверено начали обращаться с Интернетом;

    • 51% приобрели дополнительные навыки для работы;

    • 77% более успешно объединили интересы работы и семьи.

На первом этапе исследования определенный интерес представляют статистические данные о проникновении Интернета и ПК в Российской Федерации, а также сравнение этих данных с аналогичными показателями как развитых, так и развивающихся стран, чему посвящен следующий раздел настоящего отчета.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости