Руководство проектом: Харченко В.А.
Авторы текста:Харченко В.А., Соболь Д.В., , Шамрай А.А., Шеховцов А.О.
Коллектив авторов выражает признательность за предоставленные в рамках проведения исследования материалы и оказанное содействие директору корпорации Intel по связям с правительственными организациями в России и СНГ Д.А. Гудыму, представителю корпорации Microsoft по связям с органами государственной власти в России и СНГ К.В.Смирнову, советнику отдела по обеспечению взаимодействия с федеральными органами государственной власти Аппарата Государственной Думы А.С. Белову, начальнику отдела государственных и региональных программ Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России Н.С. Яцеленко, заместителю начальника отдела регулирования информационных технологий в государственном управлении Минэкономразвития России Н.А. Скороваровой и ведущему советнику отдела регулирования информационных технологий в государственном управлении Минэкономразвития России О.Б. Паку.
Данное издание подготовлено на основе результатов проекта, выполненного по заказу Intel, и публикуется в целях общественного обсуждения
Опубликовано в 2006 г.
© 2006, авторские права принадлежат корпорации Intel, АНО «НИСИПП», коллективу авторов.
Все права защищены
Вступительное слово
Программы государственного содействия компьютеризации в последние годы получили широкое распространение в большинстве европейских стран, включая Германию, Францию, Румынию и Турцию, а также в других регионах мира, в частности, в таких странах как Бразилия и Объединенные Арабские Эмираты. Причина такой популярности вполне понятна – правительства большинства стран осознают, что конкурентоспособность страны в глобальной экономике неразрывно связана с использованием интеллектуального потенциала ее граждан. Первостепенную важность приобретает наличие в стране не сырьевых ресурсов, а ресурсов интеллектуальных. Понимание этого факта в свою очередь стимулирует правительства к системной работе в области развития фундаментального образования, пригодного для создания экономической стоимости в условиях постиндустриальной экономики, а также наиболее востребованных знаний и навыков.
В своем послании Федеральному собранию, состоявшемся 10 мая 2006 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «...в условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами». Глава государства также признал необходимость «стимулирования роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций». По его словам «Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг». Еще ранее, в начале 2006 года Президент в Новосибирске сказал, что развитие информационных технологий в РФ по праву может стать еще одним национальным проектом.
Но выполнение поручения Президента Российской Федерации может столкнуться с рядом трудностей без соответствующего развития у граждан Российской Федерации навыков владения передовыми информационными технологиями. Это подтверждается выводами Британской конфедерации промышленников, которая заключила, что в ближайшие несколько лет 85% специальностей будут требовать от работников знаний и навыков владения компьютерной техникой. В России же проникновение компьютеров в домохозяйства в среднем по стране составляет лишь около 12%, а проникновение Интернет – немногим более 22%.
Что это означает? В первую очередь, это означает невысокую конкурентоспособность России в глобальной экономике. Особую актуальность эта проблема приобретает в преддверии вступления России в ВТО. Представляется очевидным, что без системной работы над развитием знаний и навыков граждан в сфере информационных технологий Россия рискует опоздать занять достойное место в мировой системе разделения труда и остаться страной, экспортирующей сырьевые ресурсы и продукты с низкой добавленной стоимостью. Знания и навыки в сфере информационных технологий становятся нужными не только для снижения издержек и повышения эффективности производства товаров и услуг в традиционных отраслях, они также являются ключевым фактором при создании новых товаров и услуг в инновационных отраслях.
Компания Intel работает в России уже более 15 лет. Акцент в работе Intel в России ставится на осуществление исследований и разработок. За последние 5 лет корпорация инвестировала в образовательные программы в России 10 млн долларов. Intel видит Россию не как «второй Китай» или «вторую Индию», а как новую Россию, уникальную страну с большим интеллектуальным потенциалом и таким сильным сравнительным конкурентным преимуществом как фундаментальное образование высокого качества (одно из лучших в мире). Обладая значительным количеством экспертов во многих странах мира, Intel имеет возможность сравнивать действия России и действия остальных стран, направленные на преодоление «цифрового неравенства».
В предлагаемом вашему вниманию издании авторы представляют основные результаты анализа следующих ключевых вопросов:
- что правительства развитых стран сделали для сокращения «цифрового неравенства» и увеличения компьютеризации граждан?
- что делается в этой сфере в России?
- чему не уделяется необходимого внимания?
- что может быть сделано в дальнейшем при участии органов государственной власти и бизнеса?
Гудым Д.А.
директор Intel по связям
с правительственными
организациями в России и СНГ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Анализ данных о проникновении ПК и Интернета в Российской Федерации
2.1. Данные о проникновении населения в сеть Интернет в Российской Федерации
2.2. Данные о проникновении ПК в Российской Федерации
2.3. Выводы
3. Анализ современных законодательных инициатив, направленных на стимулирование использования ПК и Интернета в Российской Федерации
3.1. Бурный рост ИКТ в России
3.2. В России некому оказывать услуги «электронного правительства»
3.3. Федеральный закон «О связи» и универсальные услуги связи
3.4. Проект «КиберПочт@» и пункты коллективного доступа в Интернет
3.5. Интернет-киоски
3.6. Публичные библиотеки
3.7. Приоритетные национальные проекты «Образование» и «Доступное и комфортное жилье»
3.7.1. Национальный проект «Образование»
3.7.2. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье»
3.8. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»
3.9. Выводы
4. Существующие методы поддержки и стимулирования компьютеризации населения
4.1. Зарубежный опыт популяризации компьютеров среди населения
4.2. Приведенный доход государства от реализации программы GAPP
4.3. Компьютеры, «доступные по цене»
4.4. Пример организации эффективного взаимодействия власти и бизнеса: немецкая «Инициатива D21»
4.5. Бизнес-инициативы по стимулированию проникновения ИКТ в России
4.5.1. Инициатива Microsoft FlexGo
4.5.2. Содействие компьютеризации через обеспечение благоприятствования в кредитовании посредством принятия на себя государством части рисков (на примере компьютеризации студентов Санкт-Петербурга)
5. Заключение
Список использованных в исследовании источников
Приложение 1. Проникновение Интернета в России в динамическом и региональном срезе
Приложение 2. Основные направления политики Российской Федерации на 2006-2008 годы и место ИКТ в их реализации
Приложение 3. Услуги, предоставляемые в рамках проекта «КиберПочт@». Техническое оснащение пунктов коллективного доступа
Приложение 4. Содействие компьютеризации через использование пунктов коллективного доступа в Интернет (на примере Белгородской области)
Приложение 5. Закон Румынии «О финансовой помощи, предоставляемой для приобретения компьютеров» Информация о Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий аналитический отчёт подготовлен Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в рамках реализации проекта «Анализ точек роста доступа к сети Интернет и персональных компьютеров в Российской Федерации» по заказу корпорации Intel.
В настоящем отчёте проанализировано текущее состояние в области проникновения доступа к сети Интернет и персональных компьютеров в Российской Федерации, описаны основные действующие государственные проекты, стимулирующие проникновение доступа к сети Интернет и персональных компьютеров в России, выделены основные точки роста в данных направлениях, а также разработаны предложения по тем направлениям роста, в которых на уровне государства, по нашему мнению, не реализовано мер, необходимых для формирования в России «электронного государства».
В ходе реализации проекта были использованы документы, содержащиеся в правовых системах «Гарант» и «Консультант», материалы, содержащиеся в открытых источниках (газеты, журналы, официальные сайты органов государственной власти в сети Интернет), а также отчеты по итогам аналитических исследований российских и зарубежных компаний.
Цели данного исследования
Основной целью данного исследования является стимулирование государственной и политической деятельности, направленной на:
повышение активности участия Российской Федерации в международных постиндустриальных экономических процессах;
предоставление равного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям для всех граждан России независимо от их территориальной расположенности, социальной принадлежности, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям;
проведение сбалансированного курса построения «электронного государства», ориентированного на обеспечение эффективного взаимодействия органов власти и гражданского общества;
социально-справедливое обеспечение конституционных прав граждан России на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Целевая аудитория
Аудиторией данного исследования являются:
органы государственной власти (федеральные, региональные) и органы местного самоуправления;
представители политических элит, оказывающие влияние на принятие решений в области расходования бюджетных средств при построении в России «электронного государства», а также участвующие в формировании стратегии и политики распространения цифровых технологий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
руководители высшего звена компаний отрасли информационно-коммуникационных технологий, стремящихся к сотрудничеству с правительственными организациями в целях ускорения процесса повсеместного внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Кроме того, они дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы.
Сегодня опережающее развитие информационных технологий – это ярко выраженная тенденция развития мировой экономики. Кроме того, развитие ИКТ является базой для обеспечения демократических свобод граждан. Свободный доступ и обмен информацией – необходимое условие демократического развития любого общества.
Согласно исследованию, проведенному компанией «Gov3» по заказу корпорации Intel1, использование персонального компьютера именно в домашних условиях в наибольшей степени позволяет реализовать большинство социальных и экономических преимуществ, обеспечиваемых информационными и коммуникационными технологиями:
из 10 пользователей Интернета в 2003 году в Америке каждые 9 подключались к Сети ежедневно. Из пользователей, имевших доступ к Интернету вне дома, таким образом поступали только 4 из 10.
Благодаря этому пользователям домашних ПК доступно большее количество преимуществ. Исследование, проведенное в Великобритании в 2004 году, показало, что из числа сотрудников, купивших домашний ПК с помощью правительственной субсидируемой программы:
61% приобрели продвинутые навыки управления информационными технологиями;
65% более уверено начали обращаться с Интернетом;
51% приобрели дополнительные навыки для работы;
77% более успешно объединили интересы работы и семьи.
На первом этапе исследования определенный интерес представляют статистические данные о проникновении Интернета и ПК в Российской Федерации, а также сравнение этих данных с аналогичными показателями как развитых, так и развивающихся стран, чему посвящен следующий раздел настоящего отчета.