Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Барьеры на пути интеграции стран с переходной экономикой: опыт СНГ

(Из материалов VII международной научной конференции
"Модернизация экономики и государство", 4 - 6 апреля 2006 г.)

15-летний период интеграции бывших советских республик, несмотря на принимаемые ежегодно многочисленные решения, направленные на ее дальнейшее развитие, завершается без каких-либо видимых успехов. Более того, тенденция к переориентации экономик стран-членов СНГ на внешнеэкономические связи с дальним зарубежьем, прежде всего с промышленно развитыми странами, обусловила существенное снижение доли взаимной торговли между ними.

В связи с этим возникают ряд вопросов:

Чем можно объяснить факт устойчивого снижения показателя взаимной торговли стран-членов СНГ? (в таблице 1 представлены данные о географии экспорта России).

Является ли данная тенденция временной или она отражает определенные глубинные закономерности мировой экономики и мировой торговли?

Почему доля взаимной торговли в рамках СНГ (России) снизилась до столь незначительной величины, в то время как аналогичный показатель в рамках ЕС или НАФТА не только в несколько раз превышает российский, но и демонстрирует устойчивую тенденцию к росту? (см. таблицу 2).

Таблица 1

Географическое распределение экспорта России

.

1992

1995

1998

2000

2002

2004

2005*

Дальнее зарубежье

78,1

82,1

81,0

86,7

85,5

83,9

86,6

СНГ

21,9

17,9

19,0

13,3

14,5

16,1

13,4

* данные за I-III квартал
Источник: Устинов И.Н. Международные экономические отношения России: Энциклопедия статистическая. – М.: Изд-во «Экономика», 2004. – СС.60,67; Внешняя торговля России с отдельными странами // Внешнеэкономический сервер РОССИЯ-ЭКСПОРТ-ИМПОРТ // http://www.rusimpex.ru.

Таблица 2

Доля внутрирегионального экспорта
в его общем объеме (в % к итогу)

Региональные интеграционные соглашения

1970

1980

1985

1990

1996

2000

2004

ЕС

59,5

58,7

59,3

62,0

60,4

67,5

67,6

НАФТА

36,0

33,6

43,9

42,6

46,0*

55,6

55,9

* данные за 1995 г.
Источник: Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. – М.: НП «III тысячелетие», 2001. – С. 124; International trade statistics 2005. WTO, 2005, p.26 (Table I.10).

Факторы, оказывающие влияние на развитие интеграции в рамках СНГ, можно подразделить на три группы:

- политические,

- макроэкономические,

- институциональные.


Политические барьеры, сдерживающие развитие интеграционных процессов в СНГ:

  • Незавершенность процесса формирования политического устройства государств. В странах-членах СНГ продолжается процесс формирования политической структуры общества, ее подвижность обусловлена отсутствием реально сложившихся устойчивых политических сил, консенсуса между ними в видении исторической перспективы. Прошедший период слишком мал, для того чтобы в этих странах в процессе свободного и ответственного волеизъявления масс сложилась реальная политическая элита, имеющая устойчивую поддержку в обществе. Партии, прежде находившиеся в оппозиции, придя к власти, могут инициировать реформы, направленные на изменение существующего политического устройства. С другой стороны, незыблемость политической структуры государства в ряде стран СНГ, на практике приводит к ее окостенению, откладыванию на будущее модернизацию государственного устройства;

  • Страны, вовлеченные в интеграционные процессы, вынуждены предпринимать шаги по унификации социально-политической модели развития, частично отказываясь от национальной специфики. Объективно возникающие при этом противоречия между национальным и интернациональным, обостряются в странах с переходной экономикой вследствие повышенной чувствительности наций в период радикальной смены политического устройства государства, исторического выбора траектории развития к внешнему воздействию, международным обязательствам, ограничивающих их независимость.


Барьеры, обусловленные макроэкономическим закономерностями:
  • Причина, в силу которой удельный вес взаимной торговли в рамках СНГ существенно ниже, чем в ЕС и НАФТА, заключается в уровне экономического развития стран СНГ. Взаимная торговля развивается и составляет значительную часть внешнеторгового оборота стран-членов регионального интеграционного соглашения лишь в том случае, если речь идет о промышленно развитых странах. В основе интенсификации взаимной торговли между ними лежит феномен внутриотраслевой торговли, получивший развитие благодаря растущей дифференциации спроса, соответственно, продуктов его удовлетворяющих. Сформулированная С.Линдером гипотеза1 о стремлении стран с высоким уровнем душевого дохода преимущественно торговать между собой, равно как и бедным странам отдавать предпочтение взаимной торговле между собой подтверждается лишь в первой части. Индустриально менее развитые страны в силу незначительного удельного веса внутриотраслевой торговли в их внешнеторговом обороте также отдают приоритет во внешней торговле промышленно развитым странам;

  • Вполне обоснованно допущение, что в перспективе в связи с необходимостью технологического перевооружения национальных экономик, страны СНГ будут вынуждены увеличить импорт машин, оборудования, технологий из промышленно развитых стран, тем самым еще более уменьшив долю взаимного товарообмена;

  • Имея сравнительные преимущества в достаточно ограниченном, частично совпадающем перечне отраслей, связанных с добычей и переработкой сырья, компании стран СНГ взаимно конкурируют друг с другом на рынках третьих стран.

Институциональный подход к исследованию интеграции на постсоветском пространстве позволяет выявить ряд осложняющих её развитие факторов фундаментального характера:

  • В отличие от стран-членов ЕС, отличающихся явно выраженным стремлением к взаимодействию, страны СНГ не обладают сравнимым с ними интеграционным потенциалом. Это связано с отсутствием у стран-членов СНГ внутренних стимулов к сближению, подобных тем, которые подтолкнули страны Западной Европы к созданию ЕС:

    - культурно-исторической общности стран, наций,

    - разрушительных последствий двух мировых войн,

    - внешней угрозы для независимого развития этого региона, первоначально со стороны СССР, затем американского капитала.

    В настоящее время происходит дальнейшее размывание интеграционного потенциала стран-членов СНГ как под действием процессов, происходящих внутри объединения, в результате внешней политики практически всех стран участниц, демонстрирующих свою слабую заинтересованность в развитии внешнеэкономических отношений в рамках Содружества, так и благодаря поддержке из вне антироссийских настроений в странах-участницах, прежде всего со стороны ведущих промышленно развитых стран.

  • Препятствием на пути интернационализации бизнеса в СНГ является незавершенность в конституировании отношений собственности: сохранение неоправданно большой доли государственной собственности, зыбкости прав собственности на конкретные активы. Ни одна из стран СНГ не прошла в процессе формирования отношений собственности своеобразной «точки возврата», закрепив законодательно невозможность пересмотра итогов приватизации за прошедшие годы. Не менее важным является и отсутствие реальной экономической элиты в странах СНГ, легитимной подобно политической элите этих стран;

  • В результате проведенных реформ, как свидетельствуют исследования Всемирного Банка2, в странах СНГ сформировались различные бизнес-среды, с весьма низким уровнем унификации, однородности значений наиболее важных параметров, характеризующих степень благоприятности климата для развития деловой активности, таких как порядок и сроки создания, регистрации и ликвидации компаний, получение кредита, обеспечение исполнения контрактов и т.п…


В числе временных препятствий на пути развития интеграции можно указать на:

  • Использование странами СНГ протекционистских мер, направленных на защиту национальных конкурентных отраслей. Примером чего являются меры, предпринимаемые Россией по защите ряда товарных рынков (труб большого диаметра, кондитерских изделий, мясомолочной продукции) от экспансии украинских производителей аналогичной продукции;

  • Отсутствие региональной системы взаимных расчетов, признанного платежного средства, приемлемого для стран СНГ и конкурентного по отношению к мировым аналогам.


Институциональные барьеры, возникающие в странах СНГ на пути экспансии бизнеса, удорожают его ведение в других странах на величину специфических издержек, обусловленных рисками и дополнительными затратами средств как на вхождение на рынки других стран-участниц соглашения, так и удержания на них своих позиций.

…В настоящее время на постсоветском пространстве сосуществуют «конкурирующие» друг с другом проекты интеграционных соглашений – зоны свободной торговли, таможенного союза, евразийского экономического сообщества, единого экономического пространства, единого государства (России и Беларуси). С одной стороны, это, несомненно, осложняет развитие интеграционного процесса в СНГ, с другой – отражает непонимание логики интеграционного процесса, закономерности и сущности его отдельных этапов. Для сравнения, западноевропейская интеграция последовательно развивалась от создания механизма регулирования важнейших на тот момент товарных рынков (угля и стали) к формированию «ядра» интеграционного процесса (6 стран, подписавших Римский договор) и поэтапному расширению состава участников и интегрированного экономического пространства.
В ближайшие годы масштабы и интенсивность интеграционных процессов в СНГ будут ограничиваться:

Продолжающимся формированием политической структуры стран-участниц соглашения – в период серьезных политических преобразований страны будут проявлять определенную сдержанность в создании органов наднационального регулирования, шагах по снижению защитных барьеров национальной экономики.

Достигнутым уровнем экономического развития стран СНГ – преимущественно сырьевая ориентация экспортоориентированных отраслей этой группы стран, а также низкий уровень их индустриального развития будут препятствовать развитию внутриотраслевой торговли – наиболее динамичной компоненты в системе внешнеторговых отношений.

Неоднородностью институциональной среды стран-членов СНГ и относительно низкой (по сравнению с ЕС и НАФТА) их заинтересованностью во взаимодействии – как следствие сохранение более высоких трансакционных издержек ведения бизнеса в рамках СНГ.

Литература:

Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. – М.: НП «III тысячелетие», 2001.

Либман А. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: институциональный аспект // Вопросы экономики. – 2005. – № 3.

Бизнес в 2005 году: Устранение препятствий на пути развития / Пер. с англ.; Всемирный банк. – М.: Издательство «Весь Мир», 2005.

Полная версия доклада (doc-формат, архив Rar) в приложенном файле



1 Linder St. An Essay on Trade and Transformation. – New York: John Wiley and Sons, 1961.

2 Бизнес в 2005 году: Устранение препятствий на пути развития / Пер. с англ.; Всемирный банк. – М.: Издательство «Весь Мир», 2005.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости