(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Введение. В условиях экономического роста мощный импульс развития получают предприятия, ставящие во главу угла задачу технического перевооружения и оснащения производства современным, высокотехнологическим оборудованием. Наращивание производственного потенциала сегодня обеспечивает высокую рентабельность и конкурентоспособность предприятия в будущем.
Оснащение производства новейшими технологиями и оборудованием требует значительных одномоментных финансовых вливаний, которые не всегда возможно и экономически целесообразно осуществлять из собственных ресурсов предприятия.
Основным становиться вопрос: сколько будет стоить такое переоснащение производства и где взять денежные средства, ведь далеко не все предприятия и частные предприниматели располагают достаточным количеством свободных денежных средств для покупки необходимого оборудования. Кроме того, они прекрасно понимают, что для его приобретения нужно сделать крупное единовременное вложение денег и это «длинные вложения», т.е. отдача (возврат) будет происходить не сразу.
Существует несколько источников получения финансовых средств. Во-первых, это собственные средства предприятия, которые зачастую все находятся в обороте и очень неохотно вынимаются из бизнеса. Во-вторых, это получение кредита в банке – обычно это очень сложный процесс, причём его условия диктуются кредиторами. Кроме того, существует возможность расширения состава учредителей или акционеров – обычно это деньги, которые возвращаются или дивидендами, или акциями.
Большинство экспертов финансового рынка считают, что оптимальным решением во многих случаях может стать приобретение оборудования «в рассрочку» - лизинг. Это финансовая схема, позволяющая вкладывать не сразу всю (часто слишком значительную сумму денег), а только часть, примерно 30%. А остальную – отдавать каждый месяц, или ежеквартально, уже начав эксплуатацию оборудования.
Что такое лизинг? Основная причина популярности лизинга – это долгосрочное финансирование, налоговые и амортизационные льготы, которыми он обладает согласно Закону «О лизинге». Эти преференции делают лизинг гораздо выгоднее других способов покупки оборудования, таких, как прямая закупка или кредитование.
Суть лизинга сводится к следующему: лизинговая компания (лизингодатель) приобретает на собственные (или заёмные) средства у определённого поставщика оборудование, а затем сдаёт его в аренду предприятию (лизингополучателю). Банк, как правило, эту сделку финансирует. По окончании срока лизингового договора оборудование передаётся предприятию-лизингополучателю в его собственность по нулевой или выкупной стоимости.
Условия лизинговых сделок каждая лизинговая компания устанавливает в зависимости от финансового положения предприятия-заёмщика и многих других факторов.
Каков порядок заключения договора? Нужно отметить, что порядок заключения договора лизинга определяет лизинговая компания. В России большинство лизинговых компаний организовано при банках, поэтому их требования во многом аналогичны тем, что предъявляются для получения банковского кредита.
Общие принципы1,2,3, отвечающие требованиям большинства лизинговых компаний, сформулированы нами ниже:
-
потенциальный лизингополучатель должен иметь устойчивое финансовое положение; финансовые потоки, которые не должны прекращаться полностью при монтаже поставленного оборудования;
- иметь ликвидные активы, которые могут являться обеспечением по условиям, вытекающим из договора лизинга.
Значительная часть лизинговых компаний начинают переговоры с потенциальными клиентами с просьбы предоставить бизнес-план проекта, для осуществления которого требуется лизинговое оборудование. Именно на этапе оценки бизнес-плана лизинговые компании отсеивают большинство предлагаемых проектов. Соотношение принятых лизинговыми компаниями обращений, рассмотренных проектов и реализованных контрактов может соотноситься как 100:50:5. Большинство отклоненных проектов остаются без рассмотрения во многом по причине отсутствия правильно подготовленного бизнес-плана.
Для того, чтобы избежать отрицательного результата при рассмотрении бизнес-плана лизинговой компанией, основную его часть наши специалисты “берут на себя”: делают технико-экономические расчеты (себестоимость, рентабельность, окупаемость проекта).
Преимущества лизинга для предприятия-лизингополучателя можно выделить следующие:
-
возможность предприятию-лизингополучателю расширить производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств. Таким образом, происходит экономия оборотных средств предприятия. В отличие от прямой закупки, при лизинге не требуется единовременного отвлечения значительных сумм оборотных средств. При этом прибыль от использования оборудования предприятие начинает получать сразу, в то время как лизинговые платежи разнесены во времени на значительный срок (срок лизингового договора).
-
значительное сокращение налога на прибыль. Расходы по оплате лизинговых платежей полностью относятся на себестоимость (к расходам для целей налогообложения). Это позволяет значительно сократить платежи налога на прибыль, что невозможно ни при прямой закупке, ни при кредите.
-
возможность улучшения структуры баланса. При лизинге оборудование может числиться либо на балансе лизинговой компании, либо на балансе предприятия (лизингополучателя). В том случае, если оборудование находится на балансе лизинговой компании, предприятие учитывает его на забалансовом счёте, не показывая в балансе ни само оборудование, ни кредиторскую задолженность за него. Таким образом, предприятие может значительно улучшить структуру своего баланса, что невозможно ни при прямых закупках, ни при кредите.
Кроме того, важно отметить, что после истечения срока действия лизингового договора, предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя.
С точки зрения оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно выделить следующие положительные стороны лизинговых сделок:
- затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора лизинга. Освобождаются средства для вложения в другие виды активов.
- не привлекается заемный капитал, поэтому в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов.
Каждое динамично развивающееся предприятие интересует маркетинговая стратегия. Лизинг позволяет оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Широкий спектр услуг, предоставляемых по лизингу, и возможность заключения сложных многоступенчатых сделок, обеспечивают высокую степень адаптации к конкретным потребностям лизингополучателя.
В условиях быстроразвивающихся технологий лизинг позволяет лизингополучателю регулярно обновлять морально и физически стареющее оборудование без значительных финансовых затрат.
Лизингополучатель самостоятельно принимает участие в процессе заключения сделки, выбирает поставщика оборудования, совместно с лизинговой компанией определяет основные условия финансирования: срок, сумму и периодичность лизинговых платежей, фиксированную или плавающую процентную ставку, условия расчетов, а также условия закупки объекта лизинга у поставщика, включая вид и комплектность изделия, цену и многие другие параметры.
Важным вопросом, часто возникающим при заключении лизинговых сделок, может стать обратный выкуп оборудования, проданного в лизинг.
В случае оформления лизинговой сделки с нашими клиентами, мы проводим профессиональную экспертизу состояния оборудования, что поможет избежать затруднений в оценке оборудования бывшего или находящегося в эксплуатации.
За последнее время специалистами нашей группы компаний осуществлено несколько поставок оборудования с использованием лизинговых схем финансирования. При поддержке лизинговой компании «Мособлпотребсоюз» (КООПВЕСТ) нами заключён Договор поставки и монтажа комплекта оборудования для кафе и фабрики-кухни Истринского РАЙПО.
Совместно с «Ярославской Л.К.» подготовлен проект поставки оборудования для модернизации и развития производства «Ярославского МЖК».
Для фирмы «Самарский Крекер» поставлено оборудование при участии «Л.К. ЛендЛиз Самара».
Со своей стороны “Информационное агентство Николаева” может предложить разработку технико-экономического обоснования для лизинговой компании, подбор нормативной и технической документации для организации производства, а также консультации по вопросам развития бизнеса.
Реальный пример. Недавно к нам обратился предприниматель, который хотел повысить эффективность предприятия, специализирующегося на выпуске хлеба и хлебобулочных изделий.
Изучив экономические показатели предприятия за последние несколько лет, был сделан вывод о целесообразности снижения затрат на покупку муки и его транспортировку. Для этой цели предложено приобрести мельничный комплекс, что позволит сократить затраты на приобретение муки, транспортные расходы, а также снизить себестоимость и обеспечить высокое качество продукции благодаря постоянному контролю качества.
Несмотря на то, что предприятие многие годы получало стабильную прибыль, свободных финансовых средств для приобретения мельничного комплекса не было.
Мы предложили оформить лизинговую сделку с лизинговой компанией, входящей в финансовую корпорацию “НИКОЙЛ”, в роли поставщика выступила ГК “Диалог Плюс”
Как выбрать поставщика оборудования и определиться с машинами и агрегатами?
Предприниматель, обратившись к нам, предполагал, что мы сможем предложить ему не только услуги по определению оптимальной финансовой схемы, но и комплекс услуг по технологической поддержке: комплектации технологических линий, предложению отдельных машин и агрегатов, шеф-монтаж, гарантийное обслуживание и т.п.
Поэтому на следующем этапе было предложено несколько мельничных комплексов, внесенных в Госреестр, от ведущих российских производителей4. Отечественное зерноперерабатывающее оборудование отличается традиционно высоким качеством и характеризуется оптимальным соотношением технических характеристик (выход муки, энергопотребление) и стоимости.
Так, мельничный комплекс “МЕЛЬНИК-2” производительностью 700 кг/ч имеет семь вальцовых станков, деревянный рассев с веретенным приводом. Вся транспортировка зерна и муки происходит с помощью пневомтранпорта. В комплексе используются вымольные машины, позволяющие добирать до 5 % муки из отрубей, так же как и в комплексе “МЕЛЬНИК – 2М”.
Деревянный рассев имеет 21 кв.м просеиваемой площади, он не допускает перепада температур, как металлический и сохраняет нужную естественную влажность продукта, что не допускает конденсации и “залипания” сит.
Веретенный привод рассева позволяет получать четкую стабильную амплитуду колебаний, которую можно регулировать. В “МЕЛЬНИКЕ-2М” он позволяет получать четкие круговые движения радиусом 45 мм.
Несомненным преимуществом обоих комплексов является пневмотранспорт, с помощью которого происходит транспортировка зерна и муки. Воздушный поток, создаваемый вентилятором высокого давления, бережно относится к зерну, уменьшает потери и охлаждает муку, которая выходит слегка теплой после размольных систем.
Аспирационные системы отбирают всю пыль и мусор внутри мельницы и собирают их в циклон. Благодаря семи размольным системам и большой площади рассева выход муки высшего сорта на зерне базисных кондиций составляет 65 % при общем выходе муки 75 %.
Важной технической характеристикой являются и малая энергоемкость – 49 кВт/час.
Однако для расширения ассортимента продукции за счет производства ржаного хлеба мы предложили приобрести новую разработку конструкторского бюро “ПЕНЗМАШа” - мельничный комплекс “МЕЛЬНИК-2М” (таблица 1).
Таблица 1.
Технические характеристики МК “МЕЛЬНИК-2М”
Технические характеристики |
Показатели |
Технические характеристики |
Показатели |
Производительность по зерну пшеницы базисных кондиций, кг/час |
До 800 |
Выход муки, % |
75 |
В том числе: -высшего сорта, %, в зависимости от качества зерна -первого сорта, % |
До 60 15…20 |
Помол ржи, производительность, кг/ч |
650 |
Общий выход муки, % |
85…87 |
В том числе: Сеяная мука; Обдирная мука |
45…50 35…42 |
Установленная мощность, кВт |
46,6 |
Просеивающая поверхность, кв.м. |
21,2 |
Транспортирование продуктов размола |
Пневматическое |
Габаритные размеры, м |
8,5х6,1х3,7 |
Отличительными особенностями “МЕЛЬНИКа –2” являются:
- возможность переработки пшеничной и ржаной муки;
- улучшенные показатели по выходу зерна: выход муки высшего сорта (пшеница) увеличивается с 50 до 60 % (по сравнению с “МЕЛЬНИКОМ-2”, а выход по ржаной муке составляет 85-87 %
Благодаря многофункциональности комплекса “МЕЛЬНИК-2” его стоимость значительно выше, чем у “МЕЛЬНИКа-1”, 1281390 к 968 000 руб., соответственно.
По расчетам наших специалистов при сроке лизинга 1 год и ежемесячных лизинговых платежах, а также при условии, что весь произведенных объем продукции реализуется, экономические показатели предприятия позволят расплатиться по долгам и выкупить оборудование полностью в течение этого срока1,2,3.
Но не все сделки могут быть доведены до «логического конца». ГК “Диалог Плюс” выступает как поставщик оборудования, способный обеспечить товаром любую лизинговую сделку. Лизинговая компания согласна рассматривать все заявки, поданные клиентами на лизинг. Но, к сожалению не все лизингополучатели отвечают необходимым требованиям.
К примеру, предприниматель из Санкт-Петербурга захотел приобрести в ТФ «Диалог Плюс» хлебопекарное оборудование для целей расширения ассортиментного ряда. Сумма договора составила 1 200 000 рублей. Предприниматели приняли решения купить данное оборудование в рассрочку.
Краткая история фирмы показывает, что предприятие-производитель уже в течение 10 лет успешно занимается производством и реализацией хлеба и хлебобулочных изделий на рынке г.Санкт-Петербурга. Число постоянных клиентов организации доходит до 80 фирм. В настоящее время производится и реализуется продукция широкого ассортимента (более 50 наименований)
Способ поставки сырья на предприятие ведётся централизованно. В редких случаях поставка осуществляется своими средствами. У предприятия имеется четыре автомобиля для доставки готовой продукции и сырья.
Предприятие работает по упрощённой системе налогообложения. В производстве задействовано 40 человек рабочих. Площадь помещения, в котором размещено оборудование, составляет 400 кв.м.
На первый взгляд, данный заёмщик, платёжеспособен и удовлетворяет основным требованиям лизинговых компаний. Но зачастую бюрократический подход лизингодателей сводится к тому, что клиент оценивается на основании его бухгалтерской отчётности. Для целей упрощения бухгалтерского учёта и уменьшения налогового бремени данное предприятие ведёт бухгалтерский учёт по упрощённой системе. Показатель валовой выручки за 2002 год составил 1 600 000 рублей. Понятно, что данная цифра не полностью отражает настоящие денежные потоки и значительно уменьшена. Но для лизинговой компании данный показатель бухгалтерской отчётности является решающим, и лизингополучатель не удовлетворяет требованиям (не платёжеспособен).
Другим примером неудавшейся сделки можно привести попытку приобрести оборудование в лизинг предпринимателем из Мурманской области. Не все лизинговые компании работают с данным регионом, затруднительно вести мониторинг оборудования. Кроме того, заёмщик имел ряд проблем с отчётностью.
Эксперты могут выделить следующие причины несостоявшихся лизинговых сделок:
- клиент не знает, что такое лизинг;
- клиент не готов к сделке;
- неплатёжеспособность заёмщика;
- отсутствие достоверной бухгалтерской отчётности;
- отсутствие положительной кредитной истории лизингополучателя;
- «долгое» принятие решения по сделки;
- неспособность подготовить грамотное технико-экономическое обоснование проекта.
В настоящее время в России существует достаточно лизинговых компаний, занимающихся лизингом пищевого и технологического оборудования наравне с лизингом оборудования других отраслей. В рейтинге крупнейших лизинговых компаний России в настоящее время насчитывается более 50 финансовых организаций (данные приведены по «Эксперт» № 48, 2003). На сайте Международной Финансовой Корпорации (МФК) можно найти подробный список многих лизинговых компаний РФ.
Но, к сожалению, основная часть лизинговых компаний сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, а в других городах имеются лишь их представительства. Работа с филиалами сильно затруднительна и отнимает много времени. Кроме того, во многих регионах просто не существует представительств лизинговых компаний, позволяющих принять решение о финансировании лизингополучателя. Не многие лизинговые компании соглашаются работать с «мелкими» суммами (до 30 000 долларов США), что затрудняет возможность лизинговых сделок.
В информационно-консультационный центр, который действует на сайте Ассоциации производителей и поставщиков оборудования (АППО) www.appo.ru и поддерживается нашими специалистами, предприниматели часто обращаются с вопросом: как происходит взаимодействие сторон при осуществлении лизинговой сделки? Обычно в сделке участвует три стороны: это лизингодатель, лизингополучатель и поставщик оборудования. Но процесс выбора поставщика оборудования (который к тому же может обеспечить обратный выкуп) и лизингодателя (особенно это касается отдаленных регионов страны) зачастую оборачивается серьезными потерями времени, денег и жизненных сил.
Поэтому, чаще всего, предприниматели, которые пытались быстро и самостоятельно решить возникающие в процессе поиска поставщика и лизингодателя проблемы, и те лица, принимающие решения, которые изначально желали “взвалить” груз проблем на третье лицо, обращаются к консультанту или в информационно-консультационный центр, который и является четвертым участником сделки.
На рис.1. схематично показано взаимодействие заинтересованных сторон.
Рис.1. Схема лизинговой сделки
Наш консультационный центр помогает найти оптимальные пути взаимодействия заинтересованных сторон и гарантирует, что сделка будет выгодна для всех участников.
Выгодность лизинговой сделки предусматривает:
- для лизингополучателя это - финансирование сделки, поставка качественного оборудования, обеспечение технологической и сервисной поддержки, гарантия обратного выкупа оборудования и др.,
- для лизингодателя – гарантии поставщика оборудования,
- для поставщика оборудования – продажа и сервисное обслуживание оборудования.
Таким образом, наш консультационный центр осуществляет: вычленение перспективных проектов, сопровождение сделки и координацию работ.
Ядром, связующим всех участников лизинговой операции, являются и Пакеты информационных Материалов (ПИМы), которые представляют интерес и для покупателя оборудования, и для поставщика, и для лизинговой компании.
Наши специалисты формируют пакеты Информационных материалов (ПИМы) по различным видам пищевых производств, которые могут быть использованы начинающими предпринимателями, так и опытными производителями, которые стремятся увеличить мощность, освоить новые виды продукции, разработать оригинальные рецептуры, найти новые рынки сбыта, а также ищут схемы финансирования бизнеса. Мы можем предложить не только готовые, но и оригинальные ПИМы, разработанные под заказ клиента (эскизные проекты, нормативно-техническая документация и др.).
Кстати, для тех, кто решил самостоятельно осуществить лизинговую сделку, выпущена брошюра «Покупка оборудования в лизинг», в которой рассматриваются вопросы покупки оборудования в лизинг на примере молокозавода по переработке 3-х тонн молока в сутки с последующим увеличением производства до 10 тонн молока в смену. Также раскрывается понятие лизинга, преимущества лизинга, заключение лизингового контракта, перечень необходимой информации для получения оборудования в лизинг, рекомендации по составлению бизнес-плана, требования Московской Лизинговой Компании по оформлению лизинговых услуг.
Данное издание помогает начинающему предпринимателю сориентироваться в выборе схемы финансирования покупки оборудования, сформировать первоначальное представление о понятии «лизинга».
Информационно-консультационный центр, круглосуточно действующий на сайте www.appo.ru принимает заявки и вопросы, а также приглашает к сотрудничеству для пополнения материалов ПИМа и для участия в других проектах центральные и региональные лизинговые компании, банки, финансовые группы, ведущих экспертов продовольственного рынка, исследовательских и маркетинговых центров и других заинтересованных лиц и организаций.
Заключение или что делать предпринимателю, который задумался над организацией/модернизацией предприятия и ищет оптимальные финансовые схемы. Российский рынок пищевых продуктов насыщен различными видами продукции, которые способны удовлетворить любые запросы покупателей. В значительной мере именно этот факт приводит к снижению спроса на традиционные продукты и необходимости задуматься над тем, что нужно сделать для того, чтобы удержать покупателя, повысить конкурентоспособность продукции, улучшить качество и снизить стоимость.
Путь, который выбирает большинство предпринимателей, сводится к тому, чтобы, во-первых, снизить себестоимость продукции, улучшить технологию, разработать оригинальную рецептуру, предложить красочную удобную упаковку. Во-вторых, избежать большого числа посредников: между поставщиком сырья и производством конечной продукции, производством и магазином, т.е. “спрямить цепочку”, связывающую производителей сырья, конечной продукции и покупателя.
В данной статье рассмотрен вариант расширения мощностей работающего предприятия, за счет приобретения дополнительного оборудования, так как такой подход приводит к снижению себестоимости продукции, транспортных расходов, а также позволяет применять новые технологии, производить более совершенную продукцию, отличающуюся от аналогов. Ведь в настоящее время добавленная стоимость на пищевые продукты образуется за счет применения высокотехнологичного оборудования, оригинальных рецептур, качественного сырья, красочной упаковки.
Решение данной задачи происходит путем вложения собственной нераспределенной прибыли в производственную базу. Таким образом, происходит переход от простого - к расширенному воспроизводству.
Однако часто возникает проблема нехватки собственных средств для приобретения дополнительных активов. Мы предлагаем предпринимателям оптимальный вариант решения этой и других проблем, возникающих в процессе расширения производства. Процесс оптимизации позволяет применять отработанные нами схемы и сокращать расход времени, жизненных сил и финансов 1,2,3. Одним из существующих способов решения проблемы, описанной выше, является привлечение банковских кредитов или дополнительных средств различных инвестиционных фондов и использование механизма лизинга.
Предпринимателю важно определить, на каком этапе он находится, чтобы результативность, скорость, и даже цена вопроса были минимальны; а также определиться - готов ли он платить за услуги специалистов. Ведь при том условии, что предприниматель не собирается их оплачивать, ему придется затратить немало жизненных сил, времени и, в конечном счете, финансов, для того, чтобы достичь того же результата, что и при использовании схемы, разработанной и предлагаемой профессионалами.
Использование четкой пошаговой схемы, разработанной нашими специалистами, позволяет в короткие сроки достичь максимального результата: выбрать оборудование для организации, и/или модернизации производства, найти необходимые для этого финансовые средства, выпускать конкурентоспособную продукцию, пользующуюся высоким спросом.
Попова Наталья Валентиновна
кандидат географических наук, ведущий специалист
ООО "Информационное агентство Николаева"
*Статья подготовлена по материалам, предоставленным “Информационным агентством Николаева”:
1 “Вестник “ИАН” “Как приобрести оборудование в лизинг”;
2 ПИМ (пакет информационных материалов) “Покупка оборудования в лизинг”;
3 Материалы сайта www.apo.ru. тематическая страница “Лизинг в пищевой отрасли”;
4 РКМ (реестр коммерческих предложений) по теме “Производство хлеба и хлебобулочных изделий”