(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Вопросы:
- Текущая ситуация на рынке пищевого технологического оборудования и тенденции развития информационного сервиса
- Необходимая информационная поддержка при организации производства
- Ресурсы Интернета – доступный, быстрый, полезный сервис
- Заключение. Перспективы развития сервисных услуг для малого бизнеса
1. Текущая ситуация на рынке пищевого технологического оборудования и тенденции развития информационного сервиса. Ситуация на рынке пищевого технологического оборудования сегодня – прямое отражение экономических проблем, с которыми приходится иметь дело всем российским машиностроителям и фирмам-поставщикам пищевого технологического оборудования. Нестабильное финансовое положение и стремительно устаревающие производственные мощности не позволяют отечественным производителям серьезно конкурировать с импортной техникой. Однако некоторая, довольно значительная часть пищевого оборудования (вспомогательное, например) вполне конкурентоспособно как по качеству, так и по цене, другая - собирается из импортных комплектующих. Причем выпуск относительно простого оборудования наши производители освоили, в то время как сложное оборудование по-прежнему закупается у зарубежных фирм.
Поэтому, отечественные предприятия, которые находятся далеко от центра, стремятся найти дилеров в столице, предлагающих предпринимателям весь спектр пищевого, торгового, упаковочного оборудования. Они предлагают не только машины, но и осуществляют сервисное обслуживание оборудования. Зарубежные предприятия также стремятся открыть свои представительства в России по той же причине.
Широкий спектр пищевого оборудования, которое “стекается” в Москву со всех регионов России, стран Ближнего Зарубежья, Европы и Азии, “оседает” в фирмах – поставщиках. В результате чего ассортимент машин, поставляемых этими фирмами, становится схожим, и конкуренция перемещается в сферу услуг, т.е. технологического и информационного сервиса оборудования и финансовых услуг (скидки, отсрочки платежей, лизинг оборудования). В последнее время продавать пищевое оборудование (имеется в виду: поставлять, осуществлять пуско-наладочные работы, обеспечивать расходными и вспомогательными материалами и т.п.) становиться все сложнее: только в Москве более тридцати фирм работает в этой сфере.
В настоящее время предприниматель, выбирая фирму-поставщика пищевого оборудования, обращает внимание не только на технические параметры и стоимость машин и агрегатов, но и на спектр услуг сервиса, которые она предлагает. На принятие конечного решения о выборе фирмы-поставщика оказывают влияние несколько факторов: возможность заказать проект и получить консультацию квалифицированного специалиста; монтажа; наладки; оказания гарантийных и сервисных услуг,; предоставление информационной поддержки; обеспечение запчастями, расходными и вспомогательными материалами.
Рынок сервисных услуг в пищевой отрасли полностью не сформировался, поэтому фирмы, предлагающие сервисное обслуживание и информационное обеспечение, имеют преимущество перед поставщиками и производителями. Приобретение оборудование у такой фирмы привлекательно не только тем наличием прямой связи с заводом-изготовителем по вопросам ремонта или технического обслуживания, но и возможностью при минимуме затрат получить весь спектр технологических и информационных услуг.
В обозримом будущем структура рынка и соотношение сил среди его участников не претерпит сколько-нибудь существенных изменений, а фирмы, которые примут решение о расширении сферы бизнеса за счет предоставления информационных услуг – приобретут новых постоянных клиентов. Руководителям, собственникам, технологам, менеджерам пищевых и перерабатывающих предприятий – лицам, принимающим решения (decision-maker), приходится решать различные вопросы, ответы на которые найти совсем не просто. В настоящее время многие организации (фирмы-производители и поставщики оборудования, отраслевые институты, консультационные центры) предлагают свои варианты их решения. Кроме того, практически каждый день появляется огромное количество различной информации по проблемам пищевых производств и в отраслевых институтах, и в средствах массовой информации, и в Интернете, что сориентироваться в этом потоке становится все сложнее.
Поэтому, у предпринимателя возникает вопрос, где взять интересующую информацию, к какому источнику обратиться; какое количество информации может считаться достаточной.
Критерием достаточности может считаться определенный уровень накопленной информации, позволяющий руководителю принять взвешенное правильное решение, и свести возможные потери (время, недополученная прибыль, прямые убытки) к минимуму.
Структурный подход к информационному сервису, используемый некоторыми фирмами, позволяет достичь оптимального критерия достаточности и максимально полно ответить на значительную часть вопросов, возникающих как при открытии пищевого производства, так и в процессе модернизации предприятия. При решении многих вопросов такой подход поможет предпринимателям выбрать из существующих информационных способов решения наиболее адаптированный к данному производству (первоначальным затратам, планируемой мощности, ассортименту), и, самое главное, сэкономить время, жизненные силы и деньги.
2. Необходимая информационная поддержка при организации производства.
Вопросы, с которыми предприниматели сталкиваются чаще всего, разделены нами на несколько групп:
Как организовать производство продуктов питания.
Как выбрать источник финансирования,
Как разработать нормативную документацию для сертификации продукции, освоить технологию, обучить персонал.
На сегодняшний день предпринимателям требуются следующие информационные услуги:
- любая информация по организации пищевых производств, которая собрана в “досье”, позволяющее проанализировать затраты на оборудование и дополнительные расходы;
- подбор и/или поиск специализированной литературы (сборники рецептур, справочники технолога и др.);
- подбор и разработка нормативно-технической документации (ТУ, ТИ);
- сертификация продукции (получение сертификатов соответствия, деклараций, санитарно-эпидемиологических заключений);
- обучение персонала и др.
Подходы к решению этих вопросов могут быть различными и зависят они, прежде всего, от того начинается ли производство “с нуля” или имеются работающие мощности, а также от наличия в штате квалифицированного персонала: технологов, менеджеров, снабженцев и т.п.
Предприниматели, которые не имеют опыта работы в пищевой отрасли, находят информацию об организации пищевого производства несколькими способами:
- посещают специализированные выставки оборудования, технологий, продуктов питания;
- советуются с профессионалами, т.н. опытными людьми;
- изучают периодическую печать (специализированные журналы, газеты), посещают библиотеки (таблица 1), Интернет-сайты (такие как Product.ru; Молинформ, Информкондитер, apo.ru; appo.ru);
- обращаются в учебные центры, на предприятия, позиционирующиеся на рынке информационных услуг.
Некоторые из вышеперечисленных способов получения информации вполне приемлемы и для опытных предпринимателей, многие из которых - вполне “продвинутые” пользователи Интернета.
…
Проанализировав спектр услуг, предлагаемых различными организациями, становится понятно, что получить весь спектр технологических и информационных услуг, one stop shopping (из одних рук) – очень сложно. Поэтому мы предлагаем собственный вариант поиска информации, который основан на более чем десятилетнем опыте работы.
“Информационное агентство Николаева”, входящее в группу компаний “Диалог Плюс”, специализируется на информационной поддержке предприятий пищевой отрасли. Поэтому наши специалисты помогают опытным и начинающим предпринимателям, которые стремятся открыть или расширить производство, увеличить ассортимент, освоить новые технологии, разработать оригинальные рецептуры, сертифицировать продукцию, выйти на новые рынки и которые испытывают потребность в многопрофильной профессиональной помощи.
Самый простой вариант - обратиться к ресурсам Интернета, в котором можно найти ответы на значительную часть вопросов, возникающих в процессе организации производства.
3. Ресурсы Интернета – доступный, быстрый, полезный сервис. Обращение к информации, размещенной в СМИ, библиотеках, на выставках, общение со специалистами, зачастую приводит к потере времени, перегрузке сведениями и данными, что затрудняет принятие решений.
В настоящее время практически все аспекты деятельности любых предприятий, в т.ч. специализирующихся на производстве продуктов питания, переработке сельскохозяйственной продукции, других видах деятельности, связаны с использованием Интернета. Можно сказать, что наличие сайта, выхода в Интернет, электронного адреса является отражением успешности фирмы.
Интернет-технологии предоставляют предприятиям новые возможности для установления и поддержания связей с партнерами, поиска необходимой информации, торговли. В частности, производственным предприятиям и поставщикам оборудования и услуг он необходим для повышения эффективности продаж и продвижения продукции.
Что можно найти в Интернете? Любой более или менее опытный пользователь скажет: “Да практически все!”. И будет прав: ведь он отправляется туда за поиском информации об оборудовании, технологиях, рецептурах, сертификации. Например, чтобы найти отдельную машину или технологическую линию можно обратиться на сайт Ассоциации производителей и поставщиков оборудования (www.appo.ru). Разработчики сайта при поддержке специалистов таких известных фирм как “Чувашторгтехника”, “Тулаторгтехника”, “Проммаш”, ТЕКО, “Марийхолодмаш” “Атеси”, “Интер”, “Полаир”, “Инициатива” создали постоянно пополняющийся каталог теплового, механического и холодильного оборудования. Каталог содержит: основное (печи, тестомесильные машины, холодильные камеры, т.п.), дополнительное и вспомогательное оборудование, запчасти, комплектующие и др. На каждый вид оборудования заведена карточка товара, имеется фотография, приведены основные технические характеристики. Четкая классификация оборудования по группам и подгруппам позволяет быстро найти интересующие машины и агрегаты, уточнить его технические данные, найти адрес производителя и т.п. Каталог поможет начинающим и опытным производителям определиться с выбором необходимого агрегата и позволяет прислать заявку, вопрос, отзыв специалистам, сделать заказ прямо на сайте, сэкономив время, деньги и жизненные силы!
На сайте имеется регулярно обновляющийся реестр коммерческих предложений (РКМ) и функционирует круглосуточный консультационный центр: заявку с различными вопросами о комплектации оборудовании, выборе машин и агрегатов, технологических аспектах производства, спецификации оборудования, стоимости, условиях оплаты и доставки можно прислать круглосуточно. В течение 1-3 дней специалисты готовят ответы на запросы, в которых даны рекомендации по выбору оборудования для комплектации того или иного производства, приводятся сравнительные характеристики параметров машин различных производителей, предлагаются несколько вариантов оснащения цеха.
Какой книжный магазин работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю и специализируется только на литературе и НТД по переработке сельхозпродукции и производству пищевых продуктов? Только магазин специальной литературы www.book.appo.ru!
Действительно, при всем разнообразии имеющейся сейчас в магазинах книжной продукции, найти что-либо полезное – дело затруднительное. Учитывая то, что хочется сэкономить время на поиск необходимой информации, оптимальным вариантом будет посещение виртуального магазина специальной литературы и нормативно-технической документации. Библиография содержит: более 2000 наименований справочников, сборников, инструкций, рецептур; нормативно-технической документации, находящейся в открытой печати (СанПиНы, ТУ, ТИ, ГОСТы, ОСТы и др.) по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, упаковке и торговле. Книги могут быть подобраны и скомплектованы в ответ на телефонный запрос, заявку, присланную по факсу или электронной почте, и доставлены наложенным платежом, заказным письмом, курьерской службой, экспресс-почтой. Только за 2004 г сотрудниками магазина было отвечено на тысячи заявок, отгружено более 1000 посылок, бандеролей, заказных писем, подобрано более сотни нормативов.
В настоящее время в рамках Проекта АППО действует еще один магазин – www.zip.appo.ru, в котором в режиме on-line можно сделать выбор и приобрести запчасти для пищевого технологического, упаковочного оборудования.
Иногда все бывает не так просто, особенно, когда дело касается нормативной документации, необходимой для последующей сертификации продукции, а ведь оригинальная документация – залог высокой конкурентоспособности!
Например, магазин спецлитературы предлагает подобрать действующие технические условия или ГОСТ на любой пищевой продукт из прайс-листа, который содержит более 500 наименований НТД. В него входит документация отраслевых институтов пищевой отрасли, включая ВНИИ хлебопекарной промышленности (ВНИИХП), ВНИИ кондитерской промышленности (ВНИИКП), ВНИИ консервной и овощесушильной промышленности (ВНИИКОП), ВНИИ рыбного хозяйства, ВНИИ мясной промышленности им. Горбатова и др. В том случае, если документация отсутствует (на производстве используется новая технология, разработана собственная рецептура и т.п.) возможна разработка оригинального документа под продукт и торговую марку Заказчика, а также помощь в получении санитарно-гигиенического заключения СЭС с максимально возможным сроком хранения и сертификации производства и продукции. Так, продукт, вырабатываемый “Алейскзернопродукт” по разработанной нашими специалистами документации “Зерновые и зернобобовые хлопья быстрого приготовления “Алейка”, получил Бронзовую медаль на Всероссийском съезде мукомолов. В настоящее время на прилавках российских магазинов – около 150 наименований продуктов, выпускающихся по разработанной нами документации!
Один из способов получить полную информацию по интересующему вопросу – заказать ПИМ - пакет информационных материалов по определенной теме. Причем они могут быть как стандартными, так и оригинальными, т.е. содержать материалы, подготовленные специально для клиента.
Что еще можно найти в Интернете? В самом начале пути, когда предприниматели только задумываются над выбором ассортимента и приобретении оборудования, встает вопрос о том, сколько необходимо производственных площадей для размещения технологической линии, подвода электроэнергии и воды в соответствии с действующими СНИПами, дополнительного и вспомогательного оборудования, обслуживающего персонала. Поэтому в большинстве случаев, эскизный проект (ЭП), который дает ответы на многие вопросы, – осознанная необходимость!
ЭП можно заказать на сайтах www.apo.ru; www.appo.ru; dialog.apo.ru. Специалисты подготовят эскизный проект по техническому заданию Заказчика, исходя из имеющихся производственных площадей, планируемой мощности производства, финансовых затрат. В cтандартный ЭП входят: функционально-технологическая схема, технические характеристики производства и спецификация входящего в него оборудования, схема расстановки оборудования, общая технология и мн.др. Эскизный проект позволяет рассмотреть варианты расширения производства за счет увеличения ассортимента и производительности, продления сроков хранения, доукомплектации оборудования и спрогнозировать развитие предприятия на ближайшее время. Нашими заказчиками являются крупнейшие торговые сети и производители пищевых продуктов, среди которых: “Седьмой континент”, ЗАО “Кузьминское”, ОАО “Русский шоколад”, ОАО “Мосмясомолторг” и др.
На АППО действует каталог полезных ресурсов, на котором размещены активные ссылки на сайты cо схожей или близкой тематикой, такие, например, как Продукт.ru, Зерно on-line, Mediafood, Молинформ и др. На них тоже можно попасть, не используя поисковую систему, что очень удобно для пользователя.
На доске объявлений, действующей на appo.ru, без особых затруднений любой желающий может разместить объявление, чему способствуют четко структурированный классификатор и “ручная фильтрация” объявлений.
Продвижение продукции и реклама - один из традиционных сервисов в Интернете:
- размещение баннеров фирм-партнеров на сайте;
- обмен баннерами или ссылками,
- размещение собственного рекламного баннера на сайтах со схожей тематикой.
По мнению экспертов для пользователя система перехода на серверы по сходной тематике удобнее, чем обращение к поисковой системе. Для компании преимущества заключаются в том, что увеличивается число посетителей собственного сайта.
Спектр сервисных услуг, связанных с рекламой, постоянно расширяется: например, сайт Ассоциации производителей и поставщиков оборудования (www.appo.ru) предлагает следующие сервисы:
- Баннерную рекламу на АППО и страницах участников Проекта;
- Размещение информации о компании в нашей базе данных в виде визитной карточки, сайта, пресс-релиза, прайс-листа;
- Размещение информации на досках объявлений АППО
По отзывам специалистов ГК “Диалог Плюс”, который является участником Проекта АППО, в настоящее время большая часть заявок приходит из Интернета.
После появления сайта и электронного адреса обращения стали приходить с разных концов страны: особенно актуально использование Интернета для тех регионов, в которых рабочий день заканчивается тогда, когда у нас только начинается. Запросы из-за границы тоже часто приходят по электронной почте, что связано, с удобством, и, не в последнюю очередь, дешевизной.
Еще один вариант продвижения продукции - размещение анонсов и рекламных материалов в еженедельном электронном СМИ «Вестник ИАН». Электронная версия “Вестника “ИАН” выходит каждую неделю и бесплатно рассылается по постоянно обновляющейся базе данных (в настоящее время более трех тысяч подписчиков). Каждый выпуск “Вестника “ИАН” посвящен определенной теме, которая освещается с разных сторон: оборудование, литература, нормативная документация, новинки. В каждом номере публикуются новости участников Проекта АППО, которые затем выкладываются на сайте в разделе “сервер новостей”. Именно целевая рассылка – регулярная, профессиональная, не перегруженная информацией - является преимуществом этого вида сервиса.
На многие вопросы можно получить ответы, подписавшись на “Вестник “ИАН”. Изучив, предлагаемые в нем информационные материалы, предприниматель сможет принять решение об организации выпуска определенных наименований пищевых продуктов, выборе оборудования и сделает примерные технико-экономические расчеты.
Электронная версия “Вестника ИАН” выходит каждую неделю и бесплатно рассылается нашим подписчикам. Сотрудники фирмы посвящают “Вестник” различным темам, связанным с пищевым производством, освещают новинки технологий, литературы, нормативной документации, публикуют новости ГК “Диалог Плюс” и партнеров.
Печатные версии “Вестника” представляют собой небольшие брошюры, предназначенные для предпринимателей, которые начинают новое производство или расширяют уже имеющееся, специалистов и технологов, менеджеров торговых и снабженческих фирм. В них отражены технические характеристики и состав оборудования, основные аспекты технологии производства, некоторые технико-экономические расчеты для предприятий с определенной производительностью, например, “Молочный цех c производительностью 5000 л/сутки”, “Цех сушки овощей и фруктов 100 и 1000 кг/смену по готовому продукту” и др.
Все номера “Вестника ИАН” (а их выпущено больше 15) можно заказать по почте, факсу, в круглосуточном магазине “ИАН” в Интернете и получить их по почте наложенным платежом, за наличный и безналичный расчет. Приобрести все номера “Вестника” можно в нашем офисе, причем не только в Москве, но и у наших региональных дилеров (мы активно расширяем партнерскую сеть).
Еще один способ получить полную информацию по интересующему вопросу – заказать ПИМ - пакет информационных материалов по определенной теме. В него входят материалы “ИАН”, отраслевых институтов, издательств, СМИ, которые помогут предпринимателю принять правильное взвешенное решение.
После того, как предприниматель определится с организацией производства и выбором поставщика оборудования возникает вопрос о выборе схемы финансирования. Конечно, можно “выдернуть” деньги из бизнеса, попросить взаймы у друзей, а можно взять кредит в банке или приобрести оборудование в лизинг. Информацию о возможных схемах финансирования приобретения пищевого технологического, торгового, упаковочного оборудования можно почерпнуть в специализированных изданиях, Интернет-сайтах лизинговых компаний и некоторых фирм-производителей или поставщиков. Специалисты фирмы помогут найти оптимальную схему финансирования, предоставят оборудование в лизинг, помогут получить кредит в банке под покупке оборудования для пищевого производства.
На следующем этапе возникает вопрос подготовки документов для сертификации и, прежде всего, разработки нормативно-технической документации, к которой относятся технические условия, технологические инструкции, рецептура. Поиск документации обычно начинают с запроса документа в различных институтах пищевой отрасли, библиотеках, специализированных магазинах. В том случае, если не имеется действующей документации на продукт, то необходимо подготовить (разработать) документ, полностью соответствующий действующим нормативам (ГОСТам, СанПиНам и т.д.).
Для разработки нормативно-технической документации (НТД) предприниматель может обратиться в несколько организаций: отраслевые НИИ, фирмы-производители и поставщики оборудования, информационные агентства.
В НИИ пищевой промышленности предпринимателя направят именно в тот отдел, который занимается тем или иным продуктом. Обычно институты предлагают документацию, разработчиком которой они являются и очень неохотно разрабатывают ТУ и ТИ на новые продукты. Это обусловлено, прежде всего, тем, что приходится проводить микробиологический и биохимический анализ продукта, а сроки годности (во многом определяющие сбыт продукции) определить затруднительно.
Проще всего работать с НИИ через информационные агентства, которые совместно разрабатывают документацию и “проводят” ее через все необходимые инстанции (включая МЗ РФ и ГОССТАНДАРТ РФ) в сжатые сроки.
В таком режиме работает “Информационное агентство Николаева”, которое имеет договорные отношения по разработке НТД практически со всеми отраслевыми НИИ. Например, нами при поддержке ВНИИКОП была разработана документация на вареники “Украинские”, каши и картофельное пюре быстрого приготовления, чипсы “Златич”, голубцы мясные “Левушка”. Для разработки собственного оригинального ТУ предпринимателю необходимо только сделать запрос, в котором необходимо указать ассортиментный перечень выпускаемой продукции и реквизиты. На следующий день после получения документов можно запускать производство: все вопросы с государственными органами мы уже решили.
Кроме того, информационные агентства предлагают технологам весь спектр государственных нормативно-правовых актов. Конечно, большую часть этих документов предприниматель может найти в специализированных библиотеках (ВНИИКИ и др.) или приобрести в магазинах (Магазин Стандартов), но дать квалифицированные рекомендации по использованию и, если есть необходимость, переработке документа, могут только специалисты.
Нужно отметить, что вышеприведенная схема приемлема для небольших и средних производителей, т.к. крупные предприятия имеют в штате одного или нескольких технологов, которые отвечают за разработку Технических условий на продукцию.
Еще один вариант подготовки нормативной документации - работа с фирмами, которые продают ингредиенты для производства пищевых продуктов и помогают предпринимателям в подготовке Технических условий и Технологических инструкций к ним.
Разработка рецептуры - прерогатива научно-исследовательских институтов пищевой отрасли. Хотя и в этом случае специалисты НИИ стремятся предложить предпринимателям разработанные ранее “шаблоны” и очень неохотно ищут новые подходы к разработке рецептуры.
Оригинальные рецептуры разрабатывают обычно фирмы, предлагающие оборудование и ингредиенты для производства пищевых продуктов (ТФ “Диалог Плюс”, Россия; “Босколо”, Италия и др.).
Помощь в решении т.н. общих вопросов при организации пищевого производства могут оказать и материалы, которые регулярно появляются на страницах специализированных электронных и печатных средств массовой информации
Нужно отметить, что существует значительное количество специализированных печатных (“Торговое оборудование в России”, “Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий”, “Хлебопродукты”, “Екатеринбургский магазин” и др.) и электронных изданий (“Вестник “ИАН” и др.), которые ориентируются на отражении тех или иных аспектов пищевого производства. В них тоже можно найти рецептуры на различные продукты питания.
Опыт организации и модернизации специалистами нашей фирмы пищевых производств в России, странах Ближнего Зарубежья, Эфиопии, Израиле, Германии многократно описывался нами в специализированных журналах (более подробно www.apo.ru).
Многоплановая работа по оснащению предприятий, организации технологического процесса, созданию новых рабочих мест, информационной поддержке пищевых предприятий и предпринимателей, благотворительной деятельности, поддержке федеральных целевых и партнерских программ оценена различными наградами, в т. ч. званием победитель конкурса “Московский предприниматель” в номинации “Торговля”, дипломом “За вклад в развитие партнерства государства и бизнеса”, Бронзовой медалью Российской агропромышленной выставки “За информационную поддержку предприятий пищевой индустрии” и мн. др.
Ленты новостей, которые имеются практически во всех печатных изданиях и публикуются на сайтах отражают новости технологии и рецептуры на широкий спектр продуктов питания.
Например, тематическая лента новостей от “Информационного агентства Николаева” включает в себя наиболее интересные события, происходящие в нашей отрасли. Ленты новостей уже транслируются на сайтах http://www.apo.ru/, http://www.appo.ru/ и других Интернет-ресурсах (в частности на сайте фирмы "Диалог Плюс").
К информационным сервисам нами отнесены помощь в освоении технологии и обучение персонала, которые стали предлагаться фирмами-поставщиками и продуцентами только последние несколько лет. В журнале “Эксперт. Оборудование” (http://appo.ru: реестр информационных материалов) опубликована статья, подготовленная нашими специалистами, в которой проанализирована деятельность более 30 ведущих фирм-производителей и поставщиков оборудования на предмет предоставления информационных услуг. Выяснено, что в настоящее время такую услугу предлагают только 6 фирм, среди них российские – “Агроспецмаш”, “Антес”, “Даки-Нип”, “Диалог Плюс”, “Интермик-Рустех” и немецкая фирма “Орлимекс”.
Программы обучения персонала позволяют за короткий период времени освоить оборудование и новые технологии, применяемые сейчас в производстве пищевых продуктов.
Значительная часть отраслевых институтов (ВНИИМП, ЦОТ, ВНИИКОП и др.) регулярно проводят семинары, посвященные современным технологиям производства и упаковки, на которые приглашаются представители фирм-изготовителей и поставщиков оборудования и производители продуктов питания.
К сожалению, немногие предприниматели понимают необходимость обучения персонала работе на пищевом оборудовании, насколько важно научить специалистов правильно им пользоваться. Надо учитывать, во-первых, что минимальные неполадки (например, засоры) можно ликвидировать самостоятельно, а, во-вторых, по истечении гарантийного срока для решения самых небольших проблем, специалисты фирм будут выезжать к заказчику платно.
Опытные производители при покупке оборудования обязательно интересуются проводится ли первоначальный “ликбез” по технологии производства, а также обучение персонала. При отсутствии такой услуги покупатель может отказаться от приобретения оборудования в этой фирме.
Начинающие предприниматели зачастую предпочитают заниматься “самообразованием”: покупают специальную литературу, изучают нормативную документацию на похожие продукты, пытаются самостоятельно подготовить документы для сертификации. Все это несложно осуществить, если в штате компании имеется опытный технолог, но, в большинстве случаев, когда уже потрачены деньги и время, они все-таки обращаются к профессионалам и сетуют на то, что не сделали этого ранее.
Однако, обратившись к профессионалам можно гарантировать получение всего спектра сервисных услуг, которые делятся нами на несколько категорий (по цели использования, стоимости и т.п. ) (таблица 2).
Таблица 2.
Классификация информационных материалов (на примере материалов “ИАН”)
Категория |
Какая информация относится к этой категории |
Для каких целей может использоваться или какое решение можно принять на основе имеющейся информации |
Величина ошибки |
Информация абсолютно бесплатная, имеющаяся в свободном доступе на сайтах, СМИ, в библиотеках и др. |
- реестры материалов, выложенные на специализированных сайтах; - литература в библиотеках; - информация в СМИ, которые распространяются среди целевой аудитории; - первичная информация в ЦНТИ, центрах поддержки малого и среднего бизнеса, консультационных центрах и т.п.; - подписка на электронную версию “Вестник “ИАН” |
Принять решение: какая информация нужна для выбора продукта для производства, поставки оборудования и информации |
На данном этапе – минимальна, т.к. всегда можно запросить дополнительную информацию, выбрать другого поставщика и т.д. |
Информация, для получения которой необходимо затратить незначительные средства и некоторые “жизненные силы” |
- приобрести спец. литературу (справочники технолога, рецептурные сборники, нормативную документацию, “Вестник “ИАН”); - сделать запросы в несколько ведущих фирм и компаний, расположенных вблизи); - - сделать заявку на подбор информационных материалов по определенной теме |
- определиться с сегментом рынка, в котором планируется позиционировать производство; - выбрать поставщика оборудования; - выбрать поставщика информационных услуг. |
Это очень важная категория. В дальнейшем ошибка может сказаться на сроках поставки оборудования, предоставлении технологических и информационных сервисных услуг, при решении вопросов в государственных органах (таможня, СЭС, ГОССТАНДАРТ) |
Информация, для получения которой необходимо затратить значительные средства и время |
- оформить заявку на эскизное проектирование; - сделать заказ на разработку документации “под заказчика”; - прислать заявку на поставку оборудования; - прислать заявку на предоставление сервисных услуг (пуско-наладочные работы, гарантийное и послегарантийное обслуживание), - обеспечение запчастями, расходными и вспомогательными материалами |
планировать: - сроки запуска предприятия; - работу с государственными органами; - расширение (доукомплектацию) предприятия. |
Максимальная. Только при правильном подходе к выбору поставщика оборудования и информации удастся избежать проблем в будущем (поломок, простоев, дополнительных финансовых затрат) |
Многоуровневая структура информационного сервиса от “ИАН” позволяет не только решить вопрос организации производства, но и обеспечит качественно новый подход к решению вопросов проектирования, обучения персонала, освоения технологии, разработки нормативной документации и многих других. Мы рекомендуем руководителям разного уровня при принятии решений воспользоваться этой таблицей и идти “от простого к сложному”. Для начала получить максимум информации, а затем сделать разумный выбор фирмы, которая сможет обеспечить комплексный подход к проблемам поставки оборудования и обеспечения многопрофильного информационного сервиса.
4.Заключение. Перспективы развития информационных услуг для малого бизнеса. В связи с ускорением ритма жизни, необходимостью принятия важных решений в сжатые сроки и с привлечением как можно меньшего числа третьих лиц, будет расширяться аудитория руководителей, менеджеров, технологов, снабженцев, которые для поиска, сбора, подготовки информации будут обращаться к специалистам, и в т.ч. к сервисам Интернета. Причем потребность в многопрофильной информационной помощи испытывают и опытные и начинающие предприниматели. Она касается: стремления открыть или расширить производство, увеличить ассортимент, освоить новые технологии, разработать оригинальные рецептуры, сертифицировать продукцию, выйти на новые рынки, правильно позиционировать продукцию.
В рамках небольшой статьи очень сложно описать все существующие виды информационного сервиса, рассказать об имеющихся и планируемых возможностях Интернета, посвященных организации и модернизации производств. Поэтому мы остановились на наиболее востребованных услугах, которые позволяют пользователю быстро найти необходимую информацию, продвигать собственную продукцию, не теряя времени, денег, жизненных сил.
Николаев Александр Васильевич
генеральный директор Группы компаний «Диалог Плюс»