(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)
Каждая категория обучаемых требует адекватной системы обучения. Для высококвалифицированных руководителей и специалистов научно-технической сферы, докторов и кандидатов наук, имеющих подчас несколько дипломов о высшем образовании, необходима система обучения, обеспечивающая возможность как системного изучения новой области знаний – коммерциализация результатов НИОКР и оценки своего потенциала, так и возможность в процессе обучения оперативно получать необходимые знания и практические навыки. При этом процесс обучения должен минимально отвлекать от непосредственной практической деятельности, а еще лучше совмещаться с ним.
Для построения системы в наибольшей степени отвечающей запросам высококвалифицированных руководителей и специалистов, наряду с широко распространенными открытым и модульным принципами обучения, принят деятельностный принцип – принцип, когда обучение совмещается с практической деятельностью обучающегося (выполнением им своих практических работ). При этом необходимо особо отметить то, что лицо, проходящее обучение в данной системе, является не слушателем или обучаемым, а обучающимся.
Практическая деятельность любого руководителя и специалиста связана с повседневным решением тех или иных проблем – задач. При этом в зависимости от имеющихся знаний и опыта проблемы решаются с тем или иным успехом. При необходимости специалисты различными способами повышают свои знания. В особо трудных случаях обращаются к другим специалистам за консультациями, а иногда и за практической помощью. Ясно что при этом резко возрастают затраты на решение проблем, а в условиях когда проблемы решаются в несколько итераций (разработка и доработка бизнес-плана, оценка и переоценка интеллектуальной собственности и т.д.) насущной становится задача минимизировать усилия и сроки получения недостающих знаний и практических навыков. Цепочку отношений “проблема – обучение – консалтинг - решение” можно представить в форме приведенной на рис.1. графической модели рассматриваемой системы обучения.
Рис.1. Модель решения проблем в процессе практической деятельности на основе обучения и консалтинга
В общем случае процесс решения проблем включает в себя следующие основные этапы:
-
при выявлении проблемы, в первую очередь, разработчику необходимо выявить и четко сформулировать основную проблему (или круг проблем), которые мешают ему в достижении поставленной цели. В зависимости от стадии разработки НИОКР, уровня квалификации и широты кругозора разработчика характер проблем может существенно варьироваться. Важность данного этапа для достижения общего успеха требует особого внимания. Поэтому, если у разработчика (руководителя, менеджера) есть сомнения в уровне своей квалификации, то целесообразно обратиться к специалистам-экспертам, имеющим опыт в проведении подобных исследований.
При этом предпочтительным является выполнение этого этапа самим разработчиком, хорошо знающим особенности своей разработки. Однако окончательное решение: приглашать ли экспертов со стороны или вести анализ своими силами – остается за разработчиком. В последнем случае, как правило, бывает необходимо дополнительное обучение.
-
обучение является, как правило, необходимым этапом для любого коллектива, руководителя или специалиста, решающего вопросы трансфера и коммерциализации результатов своих НИОКР. В настоящее время уровень экономических знаний в нашем обществе весьма невысок. Не являются в этом исключением и специалисты предприятий научно-технической сферы, которым приходится иметь дело с таким специфическим рынком, как рынок новых технологий и наукоемкой продукции. В процессе обучения руководители и сотрудники научно-технических предприятий должны получить необходимые знания, методические рекомендации и практические навыки по коммерциализации результатов НИОКР.
После обучения и получения определенных знаний и практических навыков разработчик либо решает свою проблему, либо принимает решение о дальнейшем обучении или консультировании у специалистов (консалтинге).
-
консалтинг осуществляется высококвалифицированными консультантами и предназначен для решения конкретных вопросов, с которыми сталкиваются разработчики в процессе коммерциализации результатов своих НИОКР. Во многих случаях обращение в консалтинговую фирму является наиболее эффективным способом для решения тех или иных вопросов. Знакомство с существующими консалтинговыми структурами, их возможностями и условиями является одним из направлений обучения в системе "Шаг за шагом".
-
в результате комплекса образовательно-консультационных мер должно быть получено решение проблемы – достигнута вершина своеобразного айсберга, достижению которой служат все предшествующие этапы. Умение получить правильное и эффективное решение своих проблем является залогом коммерческого успеха. Если же решение не найдено, то или проблема не решается, или она была неправильно сформулирована, или же надо привлекать специалистов в данной отрасли.
Образно поступательный процесс последовательного решения проблем можно выразить с помощью рисунка, на котором человек последовательно шаг за шагом решая возникающие проблемы взбирается все выше и выше к желанной цели (см.рис.2). В случае трансфера и коммерциализации результатов НИОКР этим является получение коммерческого эффекта.
Рис.2. Модель обучения и консалтинга
Задача обучения специалистов научно-технических предприятий различным аспектам решения проблемы коммерциализации результатов НИОКР решается комплексно в рамках разработанной в Институте предпринимательства и инвестиций Открытой модульной системы деятельностного обучения и консалтинга "Шаг за шагом".
Система “Шаг за шагом” обеспечивает возможность учета интересов основных категорий обучающихся:
- Для руководителей фирм, учреждений и организаций - получение основополагающих знаний по коммерциализации результатов НИОКР.
- Для студентов - составная часть образовательных программ
- Для специалистов (исследователь, разработчик) - повышение квалификации и решение своих практических задач
- Для профессионалов (менеджер проекта, консультант, преподаватель) - повышение квалификации и получение Сертификата преподавателя-консультанта.
В Открытой модульной системе деятельностного обучения и консалтинга “Шаг за шагом” используется ряд базовых понятий. Рассмотрим ряд из них:
а). При движении (например, коммерциализации результатов НИОКР) из исходного состояние (например, имеющийся научно-технический задел) в конечное (например, полученный коммерческий результат на рынке технологий) объект проходит последовательно несколько качественных превращений – переходов из одного состояния в другое (этапов) – шагов,
б). Для перехода из одного состояния в другое необходимо выполнить тот или иной комплекс работ, который называется учебно-деловой модуль. Сами же работы называются учебно-деловыми элементами.
в). Полный набор учебно-деловых модулей представляет собой полный учебный курс. В зависимости от потребностей обучающихся на основе необходимых учебно-деловых модулей или элементов могут формироваться различные учебные программы. При этом в состав учебных программ для усиления практической направленности обучения, получения и закрепления практических навыков вводятся учебно-деловые практикумы в различных формах, в том числе деловых игр.
В системе “Шаг за шагом” первичным элементом является учебно-деловой элемент, который включает в себя три основных компонента: образовательный, информационный и консультационный (см.рис.3.). Общий объем учебно-делового элемента составляет 25-30 страниц. Объем учебной программы по освоению одного УДЭ - 8-16 часа, из них аудиторных не более 8 часов.
Рис.3. Компоненты учебно-деловых элементов системы "Шаг за шагом"
Как указывалось ранее, учебные курсы строятся на основе учебно-деловых модулей и элементов. Особое внимание при этом уделяется построению учебного курса – его близости к реальному технологическому процессу решения практических задач обучающимися. Для этих целей по каждому учебному курсу, независимо от его объема, составляются соответствующие деятельностные модели.
Возможности системы “Шаг за шагом”
В процессе обучения в зависимости от начальной подготовки и стоящих задач для обучающегося имеется возможность идти как по ступеням профессионализма, так и по ступеням образования (см. Рис.4 и Рис.5).
Рис.5. Образовательные ступеньки
(объем получаемых знаний и практических навыков) в зависимости от количества освоенных
учебно-деловых элементов в системе "Шаг за шагом"
Учебно-деловые элементы имеют различные уровни глубины подачи материалов и аспектов их освоения, показанные на Рис.6.
Рис.6. Варианты учебно-деловых элементов в системе "Шаг за шагом"
Данное построение системы “Шаг за шагом” дает возможность использовать различные варианты сочетания образовательных и консультационных компонентов, гибкий учет исходного состояния и потребностей решения обучаемым своих практических задач (Рис.7 ).
О б у ч е н и е --- п р а к т и к а
Рис.7. Варианты реализации обучения и консалтинга в системе "Шаг за шагом"
Учебный курс “Трансфер и коммерциализация результатов НИОКР” в системе “Шаг за шагом”
В наиболее общем виде процесс коммерциализации результатов НИОКР происходит на основе взаимодействия “Наука-Рынок”, обусловленного как потребностями общества, так и внутренней логикой развития науки (схема взаимодействия приведена на рис.8.). При этом необходимо особо отметить, что с одной стороны наука развивается по своим внутренним законам развития, а с другой - ее результаты реализуются через удовлетворение потребностей как самой науки, так и общества в целом и каждого его члена.
Рис.8. Схема формирования рыночно ориентированных технологий
Ключевой является проблема совместимости цепочек “Потребности рынка – возможности науки”. Из приведенной схемы видно, что новые перспективные технологии рождаются на пересечении этих двух направлений.
Первым направлением является вектор, определяемый потребностями человека и общества. Его конечной целью является усиление общества, улучшение уровня жизни каждого гражданина.
Второе направление обусловлено логикой развития науки и техники, стремящейся к познанию законов природы и приобретению опыта их использования. Очень часто бывает, что эти направления не пересекаются потому, что общество в целом плохо представляет себе уровень развития и возможности отраслей науки, а ученые часто далеки от понимания потребностей практики в особенности тех ее сторон, с которыми им не приходится сталкиваться. Однако опыт показывает, что там, где ученым и разработчикам удается найти точки пересечения своих исследований с запросами общества, создаются условия для создания новых перспективных технологий, способных оказать влияние на развитие всего общества, для получения общественного признания и коммерческого результата.
На основе теории и анализа практики трансфера и коммерциализации результатов НИОКР составлена деятельностная модель, включающая в себя 6 последовательных модулей-шагов: от имеющихся результатов НИОКР до получения коммерческого эффекта при их реализации (коммерциализации) на рынке технологий, представляющие собой отдельные шаги в системе обучения и консалтинга "Шаг за шагом" (см.рис.9):
Модуль-шаг 1.“Введение в коммерциализацию НИОКР” – первый шаг обучения, в результате которого разработчик должен сформулировать бизнес-идею на основе результатов своих НИОКР и оценить степень ее готовности и свои возможности реализации;
Модуль-шаг 2. “Определение рыночного потенциала результатов НИОКР” – на основе бизнес-идеи и исследования потребностей рынка определяются конкретные технологии, которые могут быть разработаны в результате завершения НИОКР и предложены на рынке технологий.
Модуль-шаг 3. “Превращение результатов НИОКР в товар для рынка технологий” – предусматривает создание технологического пакета, который выступает в качестве товара на рынке технологий; как правило, на этом этапе требуется привлечение помощи инвесторов и учет их требований на последующих этапах продвижения.
Модуль-шаг 4. “Продвижение технологии на рынок” – заключается в поиске конкретных покупателей новых технологий.
Модуль-шаг 5. ”Доработка исходного технологического пакета в соответствии с требованиями покупателя” – специфика рынка технологий заключается в том, что на нем отсутствует массовый покупатель, поэтому продавец обязан вести индивидуальную работу с каждым потенциальным покупателем по доведению технологии до его конкретных требований.
Модуль-шаг 6. “Реализация технологии на рынке” – завершающий шаг коммерциализации результатов НИОКР, связанный с непосредственным получением коммерческого эффекта. Ключевым здесь является выбор правильного варианта коммерциализации.
Наряду с вышеприведенными модулями-шагами процесса коммерциализации наукоемких технологий повышению вероятности и ускорению сроков получения коммерческого эффекта способствуют следующие три модуля:
Модуль 7 “Организация поддержки инновационной научно-технической деятельности” – дает информацию о состоянии, основных положениях и использовании механизмов государственной научно-технической политики в РФ, о ходе реализации Межведомственной программы активизации инновационной научно-технической деятельности в РФ, состоянии и поддержке инновационного предпринимательства на региональном и местном уровнях, особенностях и механизмах международной поддержки инновационной деятельности.
Модуль 8 “Инфраструктура и инструментарий трансфера и коммерциализации технологий” –вырабатывает навыки использования инфраструктуры поддержки трансфера и коммерциализации наукоемких технологий, в том числе для получения образовательных услуг, привлечения финансовых ресурсов, получения информационных и консалтинговых услуг, включения в международное технологическое сотрудничество.
Модуль 9 “Организация и управление НИОКР и научно-техническим предприятием” – раскрывает технологии проведения НИОКР, создания механизма реализации и системы управления проектом, формирования команды для реализации проекта, создания системы управления финансами, создания малого научно-технического предприятия.
Рис.9. Деятельностная модель (модули)
трансфера и коммерциализации наукоемких технологий
Разработка системы “Шаг за шагом” базируется на двух основных китах:
- теоретических разработки Института предпринимательства и инвестиций по созданию образовательно-консалтинговой системы дополнительного образования, позволяющей сделать общедоступным по единым правилам и методикам обучение и консалтинг в различных регионах России.
- опыт участия специалистов ИПИ в работах по коммерциализации результатов НИОКР в различных отраслях науки и техники. При этом проходил взаимно обогащающий процесс единения теории и практики. В качестве примеров из российской практики в настоящем курсе использован опыт и материалы ЗАО НПО РИМКОМ (г.Москва), ООО ЛАЗЕРПАК (г.Фрязино Московской области), опыт предприятий и организаций города Жуковского – центра авиационной науки и техники России, опыт личного участия разработчиков учебного курса, его модулей и учебно-деловых элементов в разработке и реализации различных инновационных проектов.
Базовые элементы полного учебного курса “Трансфер и коммерциализация результатов НИОКР” проходили апробацию и отработку на семинарах в г. Москве (специалисты Миннауки России, представители учебно-деловых центров, бизнес-инкубаторов и инновационных центров Морозовского проекта), г. Жуковском (участники факультатива на ФАЛТ МФТИ для студентов и молодых специалистов), г.Самаре (преподаватели и консультанты по инновационному менеджменту, представители инновационных фирм - разработчики новых технологий в рамках международной программы ИНТЕХ) и г.Юбилейном Московской области (военные исследователи и разработчики в рамках программы содействия увольняемым в запас военнослужащим), участники программы “СТАРТ” из различных регионов России, которые активным участием на занятиях, выполнением практических работ способствовали совершенствованию и отработке курса.
Мухин А.П.